Общеевропейский процесс и изменение отношений СССР к проблематике прав человека

Какими итогами завершилась серия встреч в рамках СБСЕ во второй половине 1980-х годов?
2. Как развивалась внутриполитическая ситуация в СССР в конце 1980-х годов?
3. Каковы основные положения Парижской хартии для новой Европы?

1. Изменения во внешней политике Москвы позволили вывести общеевропейский процесс из тупика, в котором тот находился с 1983 г. По существу бездействовавшая со дня открытия в январе 1984 г. Стокгольмская конференция ОБСЕ по мерам доверия в Европе после смены руководства в СССР «неожиданно быстро» завершилась в сентябре 1986 г. подписанием итогового документа. Он содержал описание мер доверия, которые стороны согласились применять в отношениях друг с другом для уменьшения угрозы случайных конфликтов. Среди этих мер были: предварительное уведомление о военной деятельности, приглашение иностранных наблюдателей на военные мероприятия; взаимный обмен информацией военного характера; введение ограничений на проведение военных мероприятий, превышающих согласованный масштаб; проведение проверок на местах в зонах применения мер доверия. Успех Стокгольмской встречи укрепил надежды на серьезность намерений СССР прийти к компромиссу по вопросам безопасности в Европе.
В октябре 1986 г. в Вене начала работу очередная встреча СБСЕ. Венская встреча должна была сосредоточиться на «человеческом измерении» общеевропейского процесса. В повестке дня главное место должны были занять вопросы, бывшие наиболее болезненными для Советского Союза - правозащитные. Это было испытание намерений СССР. Но формирование атмосферы доверия в отношениях с Западом было составной частью «нового политического мышления». Подобно тому, как руководство Н. С. Хрущева в 1953—1955 гг. пошло на односторонние уступки для подтверждения серьезности своих намерений, М. С. Горбачев, стремясь добиться ослабления напряженности, искал способ повлиять на зарубежное общественное мнение, чтобы заставить США и страны Западной Европы относиться к его словам серьезно.
Ключевое слово
Человеческое измерение - характеристика повестки дня встреч в рамках СБСЕ, отражавшая концентрацию их участников на правозащитной тематике.
Зарубежные партнеры, понимая сложность положения М. С. Горбачева, стремились побудить его к более радикальным шагам. Таковыми, с точки зрения зарубежных политиков, могли быть меры по реформированию советской политической системы через ее демократизацию, внедрение практики идейного и политического плюрализма. Подобные идеи встречали отклик самого М. С. Горбачева и части его соратников.
В декабре 1988 г., выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, М. С. Горбачев огласил программу сокращений вооруженных сил СССР. Она предусматривала уменьшение численности армии к 1991 г. на 500 тыс. человек. Осуществив этот план, Советский Союз, по оценкам специалистов, должен был утратить способность к внезапному вооруженному нападению на европейском театре.
Москва шла на уступки в отношениях с западноевропейскими странами в надежде устранить напряженность в Европе, избавиться от необходимости содержать мощную группировку сил на европейском направлении и сократить благодаря этому военные расходы. Советский Союз был не в состоянии финансировать за счет своего бюджета военную организацию Варшавского договора подобно тому, как это делали Соединенные Штаты в отношении НАТО.
В январе 1989 г. Венская встреча СБСЕ завершилась. В ее итоговом документе, принятом 15 января, было зафиксировано множество важных положений военно-политического и экономического характера. Главным среди них было обязательство стран-участниц «обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по СБСЕ» (п. 3 раздела «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе»). Одобрив этот документ, Советский Союз впервые официально согласился с принципом приоритетности международного права по отношению к внутреннему законодательству СССР. Был сделан крупный шаг к распространению в Советском Союзе европейских стандартов и представлений о фундаментальных ценностях и личных свободах.
Общегуманитарная и правозащитная темы были предметом дальнейших обсуждений в рамках СБСЕ на парижском (1989), копенгагенском (1990) и московском (1991) совещаниях СБСЕ по человеческому измерению. Советское внутреннее законодательство стало приводиться в соответствие с международными конвенциями и договорами. Это дало новый толчок деятельности правозащитных организаций и движений внутри СССР, которые теперь могли не опасаться преследований. Еще в декабре 1986 г. из горьковской ссылки в Москву было разрешено вернуться А. Д. Сахарову, который стал неформальным лидером советского правозащитного движения. 8 апреля 1989 г. была отменена статья 70 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривавшая преследование за проявления политического инакомыслия.
2. В Советском Союзе усиливалось влияние прозападного радикально-демократического, по сущности антикоммунистического, оппозиционного движения, которое резко критиковало М. С. Горбачева, считая его политику недостаточно радикальной. Оно требовало ускорения демократизации, установления многопартийности, ликвидации монопольного господства КПСС в государстве, а также реформы отношений между союзными республиками СССР.
Одновременно против М. С. Горбачева стала решительно выступать консервативная оппозиция внутри компартии, деятели которой тоже критиковали «перестройку», называя ее опасной. Они требовали прекратить демократизацию и сосредоточить внимание на укреплении контроля КПСС над политическими процессами в стране.
Наряду с консервативным антигорбачевским течением, внутри КПСС возникло также направленное против М. С. Горбачева течение радикально-реформистской оппозиции во главе с Б. Н. Ельциным. В отличие от консервативного, оно требовало не свертывания реформ, а их трансформации в «революционно-демократическое» русло.
Таким образом, к 1989 г. М. С. Горбачеву противостояли три типа оппозиции. Две из них выступали изнутри правящей партии, одна - извне ее. М. С. Горбачев стремился компенсировать неудачи внутренней политики успехами во внешней.
Решение о переводе СССР на международно-правовые стандарты внутренней политики в соответствии с документами Венской встречи имело далеко идущие последствия для отношений между союзными республиками внутри Советского Союза, а также между СССР и социалистическими странами Восточной Европы. Активность усилившихся в этих республиках и восточноевропейских государствах националистических сил до 1989 г. сдерживалась политико-идеологическим прессом. После Венской встречи националистическая оппозиция получила правовое основание для своей легализации. Она стала открыто добиваться изменения внутреннего законодательства соответствующих стран и республик бывшего СССР, непосредственно апеллируя к международным правовым актам. Официальные власти не могли игнорировать подобные требования, будучи скованными обязательствами, принятыми на себя согласно решениям в Вене.
3, Вслед за подписанием ДОВСЕ, 21 октября 1990 г., в Париже началась встреча глав государств и правительств СБСЕ, созвать которую в июле 1990 г. предложил М. С. Горбачев. В ее ходе была подписана Парижская хартия для новой Европы, провозгласившая эру демократии, мира и единства на континенте. В этом документе было формально заявлено об окончании эпохи конфронтации («холодной войны»).
Кроме того, было принято решение о превращении СБСЕ в постоянно действующий международный институт. Общеевропейскому процессу, таким образом, был окончательно придан непрерывный характер. Было установлено, что каждые два года в Европе будут проводиться консультации на уровне глав государств, а регулярные встречи министров иностранных дел европейских стран в рамках СБСЕ будут проходить ежегодно. Штаб-квартиры СБСЕ были размещены в Праге, Вене и Варшаве.
Советский Союз с готовностью согласился на расширение полномочий СБСЕ. Отчасти это соответствовало общему настрою советского руководства на коллективное регулирование ситуации в Европе. Вместе с тем, расширение полномочий СБСЕ могло помочь предупредить рост влияния США в европейских делах. Страны Запада видели в СБСЕ инструмент удержания СССР в рамках договоренностей, на которые Москва пошла во второй половине 1990-х годов.
СБСЕ оставалась слабой организацией. У нее не было полномочий, сравнимых даже с теми, которыми обладала ООН, в вопросах применения силы. Важнейшие решения в СБСЕ должны были приниматься по формуле «консенсус минус один голос», что затрудняло принятие решения по спорным вопросам. СБСЕ не могла играть существенной роли в практической деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов в Европе, что и подтвердилось в ходе начавшегося летом 1991 г. вооруженного конфликта в Югославии.
В 1994 г. на саммите стран-участниц СБСЕ в Будапеште СБСЕ было официально переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничестве в Европе.
Одновременно с Парижской хартией была подписана «Декларация 22-х» - совместное заявление стран НАТО и ОВД, в котором говорилось, что государства обоих военных блоков не рассматривают друг друга в качестве гипотетических противников.
Минимум знаний
1. После смены руководства СССР в 1985 г. Стокгольмская встреча по мерам доверия завершилась положительными результатами: в военно-стратегической области были согласованы меры доверия, как, например, инспекции, уведомления, обмен военной информацией. Встреча СБСЕ в Вене подняла правозащитную тематику, приняв положение о необходимости приведения правовых систем социалистических государств в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Москва шла на большие уступки западным партнерам, сократив вооруженные силы и переходя на международно-правовые стандарты уважения прав человека. Запад считал, что залогом невозобновления конфронтации могут быть только принципиальные реформы политического строя СССР, поэтому выступал за реформирование Союза на демократических началах. Итогом Венской встречи СБСЕ стало признание Союзом приоритета норм международного права над внутренним.
2. Позиции М. С. Горбачева внутри страны слабели, как внутри КПСС, так и в обществе в целом, ширилась оппозиция параметрам курса демократизации и даже самим реформам. Наряду с активизацией республиканских националистических элит это расшатывало здание Союза.
3. Подписанная в 1990 г. «Парижская хартия для новой Европы» провозгласила наступление «эпохи мира и единства на европейском континенте», кроме того, в ходе встречи было принято решение преобразовать СБСЕ в постоянно действующую международную организацию

< Назад   Вперед >

Содержание