VI. В мировом хозяйстве
Верховная власть постепенно сосредоточивается только в немногих местах земного шара. В настоящее время существуют всего несколько центров действительно сильного господства: Лондон, Нью-Йорк, Москва (Петроград) являются признанными центрами. Еще неясно, образуется ли также подобный мировой центр на Дальнем [c. 49] Востоке, в Японии или Китае. В Индии, Южной Америке или Африке вряд ли когда-нибудь возникнет такой центр первого разряда. Теперь идет кровопролитнейшая борьба из-за вопроса, может ли удержаться между Россией и Англией самостоятельный срединно-европейский центр. Человеческая группа центральной Европы борется за свое мировое положение. Если мы проиграем, то мы, по всей вероятности, будем обречены навеки быть “народом-спутником”; если мы победим наполовину, то нам еще раз придется вступить в борьбу; если мы выиграем, то мы облегчим работу нашим детям и внукам и Срединная Европа будет внесена в поземельную книгу грядущих веков.
Что значит “народ-спутник”? Можно также сказать: планетное государство. Такие государства имеют свою собственную жизнь, свою культуру, свои заботы и свой блеск, но на великих мировых путях они не следуют более своим собственным законам, а служат усилением руководящей группы, к которой они принадлежат. Таким образом, Северо-Американские Штаты стараются привлечь к себе все государственные формации в Северной и Южной Америке не для того, чтобы их поглотить, а чтобы руководить им. Также, но несколько иным образом, Россия собрала вокруг себя все нации, находящиеся на ее окраинах: финнов, поляков, малорусов, кавказские народности, армян, туркменов, тунгусов и т. д. А Великобритания окружила себя африкандерами, австралийцами, индусами, египтянами, португальцами и старается теперь в течение войны втянуть в свои круги также Францию и Италию, хотя обе эти латинские нации желают, на основании своего великого прошлого и своих собственных заслуг, оставаться еще независимыми центрами.
Вокруг планетных государств плывет еще неорганизованная масса мелкого национального элемента в виде комет, которые именуют себя нейтральными, потому что они не принадлежат ни к одной из великих солнечных систем. Они древнего политического рода и гораздо старше побеждающих синдицированных государств. Но поздно или рано каждой из них придется куда-нибудь примкнуть, потому что в мире великих державных групп вряд ли могут еще долго продержаться столь крохотные государства.
Весь этот процесс только еще начинает намечаться, и отдельные комбинации еще твердо не сложились и не раз будут меняться. Период великих народных групп человечества еще не наступил, но он уже близится. В процессе образования этих групп мы наблюдаем то же самое явление, которое обнаруживается в малом виде при [c. 50] создании промышленных синдикатов: смычки постоянно меняются, но основной принцип слияния не умирает.
Раньше чем перейти к обсуждению человеческой группы Срединной Европы, нам надо познакомиться, с социологической точки зрения, с новыми сверхнациональными государственными организмами, каковыми мы можем считать Великобританию, Америку и Россию. Каждый из этих организмов обширнее и громаднее, чем может когда-либо стать Срединная Европа. В наилучшем случае Срединная Европа может сделаться четвертым мировым государством.
Из числа трех первых русское мировое государство основано преимущественно на принуждении, американское – на вольности, Англия занимает среднее положение. Невозможно вывести общий закон, прочнее принудительная или добровольная формация, так как оба эти принципа ведут к разложению государства, если перешагнуть пределы. Каждое сверхнациональное великое государство – искусственное создание, риск, ежедневно возобновляемый опыт. Оно является грандиозной машиной, которая требует постоянных исправлений, чтобы оставаться работоспособной. И как каждое художественное произведение находится в зависимости от художника и вещества, так и такое великое государство образуется из руководящей нации и сопутствующих ей народностей, из идей и нравов правящих и качеств управляемых, из таланта великих мужей и воли широких масс, из истории, географии, сельского хозяйства, промышленности и техники. <…>
Каждое из трех старых мировых государств само по себе интернационально. В них осуществляется на практике то, что в нынешний век может быть реализовано из интернациональной идеи.
Интернациональная идея была сначала религиозной: христианство восприняло как бы наследие римской империи. Все мысли христианства были направлены на человечество как на целое: “И так идите, научите все народы”. Папство осталось в Риме незаконченной попыткой духовного объединения всех народов. Христианство на земле – идея, пророчество и молитва, но не осязаемая действительность, потому что оно стремилось организовать высшее и тонкое в человеке до того, как были организованы его мирские потребности. Неловкость догматики, громадные расстояния, самостоятельные стремления отдельных наций и человеческие погрешности в области заведывания сверхчеловеческим сломили католическое единство, христианство распалось на множество различных толков. Но во всех вероисповеданиях тихо звучит пророческое ожидание, что по воле Божьей [c. 51] когда-нибудь иными путями и новыми силами может осуществиться в более мирском образе то, чего не удалось достигнуть усилиями стольких апостолов, синодов, соборов и епископов.
Затем интернациональная идея воплотилась в философской мысли. Почти все великие философы были носителями идеи мирового гражданства, развивая ее в различных литературных трудах. Однако в случае угрожавшей опасности столкновения народов и при пробуждении националистических стремлений философы и литераторы становились опять в ряды своей нации, как поступили, например, в Германии Фихте и Шлейермахер. То, чего не удалось осуществить церкви, не могла завершить также проповедь свободной науки. В ней, как и в христианстве, отражаются надежды человечества, но для организации человечества отвлеченная мысль оказалась слишком слабой и немощной.
После провозглашения философских учений о мировом общении человечества интернациональная идея была воспринята и распространена в свете английской торговлей. Идея свободной торговли основывалась уже на реальной почве, но, несмотря на свою широту, она охватывала только производительные силы, покупателей и продавцов и ограничивала мировое общение человечества областью коммерческих сношений. При всем своем практическом направлении эта идея была не лишена все-таки известного интернационального идеализма, намечая мирное соревнование наций, возможное предупреждение столкновений и содействие взаимному развитию. Нельзя отрицать, что теория эта дала громадные положительные результаты благодаря создавшейся технике общения. Действительно, ныне существует уже экономически объединенное человечество, человечество пароходства, железных дорог, почты и телеграфов, элеваторов, товарных складов и коммерческих домов. Среди народов существует мировая торговля и разделение труда. <…>
При системе экономического международного общения продолжают существовать старые военные и административные государства, которые борются между собой за верховное управление мировым аппаратом.
От буржуазного торгово-экономического либерализма интернациональная идея перешла к социал-демократии, которая углубила ее, стремясь превратить общество экономического обмена в мировое объединение рабочего труда. Ввиду того, что социал-демократия по своему существу является пролетарской организацией, она обладает умением организоваться, и поэтому ею был вполне понят [c. 52] организационный дух наступающей мировой эпохи. Развивая теории социальной организации, она наметила конечной целью создание государственного управления, охватывающего все народы. <…>
…Идея мировой организации не исключительно экономическая, она осуществляется не только синдикатами, биржами и профессиональными союзами/ибо основой порядка и всякой человеческой организации, права и принуждения является государство. Государство же не переходит скачком от национального или территориального государства к мировому человечеству, потому что оно не есть отвлеченное понятие, а органически реальная величина, которая растет, расширяет свои границы и не отказывается от своих приобретений и своего достояния, пока она не покорена. Мировая организация человечества без государственного характера может существовать только в коммерческой или финансовой области, государства же живучи и борются за свое существование, т. е. за сохранение своей территории и своих производительных и финансовых сил, а также за все свое внутреннее экономическое хозяйство.
В этой борьбе отдельных государств между собой возникают те увеличивающиеся мировые центры, о которых мы говорим. Военная борьба государств не есть какая-то игра, повторяющаяся на одной и той же шахматной доске с теми же фигурами. Требования, предъявляемые к каждому государству, растут, благодаря усовершенствованиям военной техники, увеличивающимся массам войск и росту военных расходов, и государство, которое не в состоянии продолжать это соревнование, принуждено отступить во второй или третий ряд. Многие государства уже утратили свою самостоятельность или вступили в союзы государств. Основание Германской империи является классическим примером процесса государственно-экономического расширения. Подобное развитие не зависит от индивидуальной воли отдельных личностей. Существуют растущие государства, которые двигаются все дальше вперед благодаря своей собственной величине. <…>
Нас интересует вопрос, и это наш интернациональный вопрос: будет ли Срединная Европа в состоянии развиться в такой мировой экономический организм на государственной основе? <…>
Что касается существующих торгово-экономических отношений между Германией и Австро-Венгрией, то мы можем сказать, что Австро-Венгрия является для Германии поставщиком сырья, но однако не в такой степени, чтобы она могла быть единственным ее поставщиком. Германия получает от нее также некоторые специальные [c. 53] продукты, которые она, впрочем, могла бы добывать в одинаковом количестве и качестве в других местах. Австро-Венгрия служит страной вывоза для произведений германской промышленности, но при этом, она сама производит или старается производить однородные изделия. В общем, состояние это можно скорее сравнить с отношениями между двумя братьями, чем с отношениями между мужем и женой; соревнование между братьями может быть лучше всего урегулировано равным участием их в одном общем предприятии