Ш. Монтескье (1689-1755)

Шарль Луи де Секонда барон де ла Бред и де Монтескье, известный французский правовед, политолог, философ, просветитель, появился на свет в родовом замке Ла Бред, недалеко от Бордо. Получив хорошее домашнее образование, он затем изучал юриспруденцию в Бордо и Париже. Монтескье был назначен сначала советником (1714), а затем президентом парламента (до революции 1789 г. это был судебный орган) г. Бордо (1716). Анонимно опубликовал «Персидские письма» (1721), чем вызвал нападки двора и церкви. Убедившись в невозможности изменить мир и нравы людей с помощью старых институтов — королевской власти, генеральных штатов и парламентов, он отправился путешествовать по Европе. Монтескье знакомился с правовыми и политическими системами, социальными отношениями в Италии, Швейцарии, Германии, Англии. Особое внимание он уделил изучению британского политического и гражданского общества, задержавшись там более чем на год. По возвращении на родину (1731), он добровольно заточил себя в замок Ла Бред и занялся написанием правовых и политических трактатов. Наибольшую известность из них получили: «Размышления о величии и падении римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748), «Разъяснения» (1750). За свои труды Монтескье в 1727 г. был избран в Королевскую академию наук.

Еще в «Персидских письмах» он утверждал, что общественной жизнью управляет не провидение или случай, а определенные закономерности, которые вытекают из естественных законов. Более того, все социальное бытие людей обусловлено географическими, политическими и религиозными факторами. Но наиболее обоснованно связь географического и социально-политического просматривается в главном политологическом сочинении Ш. Монтескье «О духе законов». Под духом законов французский просветитель понимал всю совокупность политических, нравственных, религиозных отношений в обществе, базирующихся на естественных законах, т. е. обусловленных окружающей природной средой. Продолжая линию Ж. Бодена, Т. Гоббса о закономерной необходимости перехода людей из естественного в гражданское состояние, Монтескье тем не менее не отрывал их гражданские и политические отношения от продолжающегося воздействия естественных законов, географических факторов. В этом, собственно, и заключается не только естественно-научный и социологический, но и геополитический подход Монтескье. Связь географического и политического заложена им в самом методе исследования. В главе I он утверждает: «Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства... Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату... качествам почвы... образу жизни ее народов... степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения...» Простое перечисление названий некоторых глав свидетельствует о неукоснительном применении им своего метода: книга семнадцатая: «Об отношении законов о политическом рабстве к природе климата», книга восемнадцатая: «О законах в их отношении к природе почвы», книга девятнадцатая: «О законах в их отношении к основным началам, образующим общий дух, нравы и обычаи народа». Кроме того, в данном трактате можно обнаружить попытку решения таких геополитических проблем, как выбор столицы государства, отношение его силы, могущества к деспотизму или свободе, процветающей в нем, связь черт характера народа с ландшафтом и климатом их национальной территории

< Назад   Вперед >

Содержание