Национально-государственные интересы России в АТР

Интересы России в АТР, где она обладает полным правом считать себя равным участником всех политических, экономических и военных процессов, идущих в регионе, составляют неотъемлемую часть общегосударственных приоритетов. Стратегия присутствия России в АТР должна включать экономические, политические, военно-политические аспекты отношений.

Возможно сотрудничество с АТР с целью объединения возможностей и усилий для решения как национальных задач, приобретающих глобальное значение, создания единой всемирной информационно-коммуникационной инфраструктуры развития или преодоления мировой бедности, защиты окружающей среды, повышения уровня образования граждан нашей планеты и т.д.



1. Стратегическая стабильность России, две трети территории которой находится в Азии, может быть обеспечена только в условиях сочетания внешнеполитических, экономических и военных усилий на европейском и тихоокеанском направлениях. Развитие АТЭС, не без помощи России, будет способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом, что наглядно продемонстрировали встречи в Шанхае, Лос-Кабосе, Бангкоке.

Сегодня позиции России в регионе, к сожалению, сведены лишь к поддержанию стратегического ракетно-ядерного баланса с США.

В начале нового тысячелетия, военно-политическая и стратегическая обстановка в АТР представляется в целом благоприятной для России, и для реализации планов участия России в региональных интеграционных процессах.

Россия и Китай в целом сумели урегулировать свои приграничные трения. Происходит координация политики обеих стран в отношении постепенного создания системы безопасности на основе сотрудничества всех заинтересованных стран.

Российско-японские отношения. Многостороннее сотрудничество в СВА позволяет по-новому взглянуть на территориальный спор государствам, считать его отложенным.

Важно сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского.

2. В области экономики были предприняты ряд значимых шагов уже в 90-е гг. прошлого столетия.

В начале 1990-х гг. Российская Федерация предприняла ряд шагов по сближению со странами АТР. В сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС),

В мае 1994 г. — в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС).

3. Россия, будучи единственным членом СНГ, имеющим выход к Тихому океану, вступив в АТЭС, становится своеобразным связующим звеном между СНГ и странами АТР.

Россия — евразийское государство, геоэкономически и геополитически расположенное в Европе и Азии, или, если сказать иначе, — между Евросоюзом (ЕС) и группировками в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Таким образом, интеграция России в АТР, прежде всего в АТЭС, является одним из приоритетных направлений российской внешней политики.

Необходимо определить стратегическое видение места России в АТР, разработать стратегию развития ее отношений с этим действительно динамичным и важным регионом мира в контексте главных тенденций.

4. Для дальневосточных районов России все более важным становится регулирование международной трудовой миграции.

- привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных российских дальневосточных регионов. Главными партнерами России здесь являются Китай, Вьетнам и КНДР.

- Противодействие незаконной миграции из стран Азии.

5. Важно развитие транспортной сети:

- реконструкция существующей железнодорожной магистрали с Восточной Азией

- создание суперсовременных сверхскоростных железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих Дальний Восток России с Калининградской областью и портами Голландии, Германии, стран Балтии.

- строительство туннелей от Хоккайдо на Сахалин, с Сахалина на материк и далее — модернизацию Транссиба и БАМа и т.д.

6. Интересы России представляет развитие ресурсов Дальнего Востока

- развитие нефтяных и газовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири и сооружение на пространстве СВА сети нефте- и газоснабжения, а также линий передачи электроэнергии и т.д.

- возможное создание в СВА Стратегического резервного нефтяного фонда (СРНФ) с участием России, Китая, Японии и Республики Корея. Соседи России по СВА защищают себя от непредсказуемых политических событий на Ближнем Востоке, Россия получает возможность привлечения стратегических долгосрочных инвестиций в азиатскую часть своей экономики. Исключительная роль в политическом, экономическом и информационном обеспечении стратегии развития России в АТР принадлежит Байкальскому экономическому форуму (первый прошел в 19-23 сентября 2000 г). Организация и проведение на регулярной основе Байкальского экономического форума позволяет обеспечивать более тесные контакты сибирских и дальневосточных регионов России с АТЭС, ТЭС, Советом СТЭС. Байкальский форум позволяет представлять множество интересов России в АТР.

Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое, коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и шире— европейского и азиатского миров. В среднесрочной перспективе целью России в АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональных уровнях— в форматах АСЕАН плюс три, страны СВА плюс Россия, АСЕМ, СНГ плюс Азия и т. п. — и использование возможностей такой интеграции для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока и улучшения жизни россиян

< Назад   Вперед >

Содержание