Инфляция и безработица
Вне зависимости от причин, вызывавших инфляцию, проявляться она может в открытой или скрытой, или подавленной форме.
Открытой называют инфляцию, проявляющуюся в устойчивом повышении среднего уровня цен. Такая инфляция характерна для рыночной экономики со свободными ценами и ограниченным государственным регулированием.
Подавленная инфляция характерно для стран с жестко регулируемой экономикой. Процесс обесценивания денег проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления.
Инфляция спроса и предложения. Инфляция представляет собой негативное явление и по ее уровню можно судить о степени устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной системы. Уровень инфляции, не превышающий 10% в год, является вполне допустимым и не несет непосредственной угрозы экономике. Инфляция, измеряемая в пределах от 10 до 20%, представляет собой определенный симптом, говорящий о незначительном расстройстве денежного обращения. Такая инфляция называется ползучей. Превышение порога в 20% говорит о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Такая инфляция называется галопирующей. Инфляция, измеряемая сотнями процентов годовых, называется гиперинфляцией (более 200 % годовых или более 50 % в месяц).
Инфляция может быть не только положительной, но и иметь отрицательное значение. В этом случае деньги «дорожают» и их покупательная способность повышается. Отрицательная инфляция называется дефляцией. Кроме того, процесс замедления темпов инфляции называют дезинфляцией.
В случае если инфляция проходит на фоне спада производства и роста безработицы, ее называют стагфляцией.
Инфляция спроса имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса.
Инфляция предложения представляет собой рост затрат, опережающих рост реального дохода и производительности труда. Инфляция предложения обусловлена повышением цен на привлекаемые факторы производства.
Безработица и ее виды. Уровень занятости и уровень безработицы являются важнейшими макроэкономическими параметрами, определяющими эффективность проводимой экономической политики.
Все население страны подразделяется на институциональное и неинституциональное.
Институциональное население: лица, не достигшие трудоспособного возраста, вышедшие на пенсию, находящиеся в больницах и т.п.
Неинституционалъное население: трудоспособное население, подразделяющееся на самодеятельное (экономически активное) и несамодеятельное население.
Несамодеятельное население: лица, не работающие по найму и не ищущие работу по найму (студенты, домохозяйки, предприниматели и т.п.).
Самодеятельное население: лица, работающие по найму либо ищущие работу по найму, то есть занятые и безработные.
Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, но способных работать и ищущих работу в данный период.
Уровень безработицы определяется как доля безработных в общей численности самодеятельного населения.
Различают структурную, фрикционную и конъюнктурную безработицу.
Структурная безработица: временная потеря работы частью трудоспособного населения вследствие изменений в структуре производства, вызывающих необходимость переобучения кадров для получения новых профессий.
Фрикционная безработица: временная потеря работы вследствие изменения места жительства лицами, имевшими работу, и невозможность трудоустройства лиц, впервые ищущих рабочее место.
Конъюнктурная безработица: потеря работы и невозможность найти работу по любой специальности в связи с общим экономическим спадом в стране.
Естественная безработица подразумевает наличие людей, либо занятых подготовкой к трудоустройству, либо ищущих наилучшее место работы, исходя из своей квалификации.
Полная занятость – это занятость при естественной норме безработицы.
Государственное регулирование кризисных ситуаций. С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:
• кризис как результат «внешнего» шока;
• циклический кризис;
• структурный кризис;
• кризис системы регуляции;
• кризис способа производства.
Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности — такова цель государственного аппарата управления и главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.
Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.
Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций:
поиск инноваций; поиск условий распространения инноваций; определение различий между локальными и глобальными изменениями; установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений; организационно-структурные новшества.
В условиях рыночной экономики усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося экономического, научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.
Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Эффективность бюджетной политики определяется уровнем имеющейся на данный момент времени экономической нестабильности.
Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:
• обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
• социально-экономическая направленность;
• сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
• создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований и повышения уровня жизни населения;
• адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;
• система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
• обоснованная централизация ресурсов;
• широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
• развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.
Механизм государственной власти. Орган государственного управления — учрежденная в установленном порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями, которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются: легитимность; структурированность аппарата власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами.
Главными аспектами, которые определяют состояние государственного управления, являются: как государственная власть учитывает общие интересы граждан; как осуществляется практическое управление общественными процессами; насколько устойчиво доверие к власти.
Антиинфляционная политика государства подразделяется на активную и адаптивную политику.
Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Рычагами, способствующими прекращению и сдерживанию инфляции, являются: контроль денежной эмиссии; недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; осуществление текущего контроля денежной массы; пресечение обращения денежных суррогатов; наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.
Антиинфляционные меры классифицируются на меры, направленные против инфляции спроса и инфляции издержек.
Адаптивная политика – индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции.
Политика в области занятости в условиях инфляции предполагает широкий набор мер как институционального, так и специального характера