7.2. Цели и задачи государственного регулирования

В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования.

Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества. Остальные цели вытекают из этих высших целей.

Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования: 1) обеспечение роста ВВП; 2) минимизацию безработицы; 3) стабильность уровня цен; 4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе. Магическим четырехугольником эти цели называются потому, что они противоречат друг другу. В предыдущих главах мы уже разбирали взаимосвязь инфляции и безработицы, из которой следует, что борьба с одним явлением может вызвать усиление другого. Так, стимулирование занятости посредством увеличения государственных расходов ведет к росту бюджетного дефицита, считающегося одной из важных причин инфляции. Борьба с инфляцией путем «удорожания денег» имеет своим следствием сокращение инвестиций и рост безработицы. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно.

Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.

Непосредственным конкретным воплощением целей являются задачи, стоящие перед национальной экономикой. Целый ряд основных задач государственного регулирования осуществляется через государственные функции.

Основной функцией государства в современной экономике является создание правовой базы экономической деятельности. Эта функция государства предполагает разработку, принятие и контроль за выполнением законов и правовых норм, обеспечивающих функционирование экономики в целом, регулирующих экономическую деятельность отдельных ее субъектов. Важной задачей государства является установление (спецификация) прав собственности на экономические ресурсы. Для России очень важен контроль за исполнением законодательных норм.

Проведение антимонопольной политики также считается первостепенной задачей государственной экономической политики. В Германии, к примеру, антимонопольный закон называют конституцией рыночной экономики. Опираясь на антимонопольное законодательство, государство ведет борьбу с монополизмом, защищает принципы свободной конкуренции, что позволяет в конечном итоге реализовывать преимущества рыночной экономики, повышать эффективность хозяйствования.

Создание общественных благ — еще одна важная функция государства. Рыночная экономика, как и любая другая, не может без них существовать. Однако коммерческие организации производят лишь то, что приносит прибыль. Поэтому общественные блага создаются главным образом государством либо негосударственными некоммерческими организациями, которые также пользуются поддержкой государства. Уровень потребления общественных благ, гарантированный государством, зависит от его возможностей, определяемых размерами государственного бюджета.

Регулирование внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты, или экстерналии, — это полезность или издержки, которые не отражены в условиях контракта и не учитываются в системе цен. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи добычей нефти служит ярким примером отрицательного внешнего эффекта. Примером положительного внешнего эффекта, например, является разведение пчел одним фермером, что позволяет его соседям повышать урожай плодовых культур, не вкладывая дополнительные инвестиции. Государство призвано регулировать внешние эффекты, уменьшая издержки, приносимые отрицательными экстерналиями, и поддерживая выгоды от положительных.

Создание инфраструктуры экономики — еще одна задача, требующая государственного вмешательства. Развитая инфраструктура является непременным условием эффективной экономики. Под инфраструктурой понимают комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих процесс воспроизводства. Существует несколько видов инфраструктуры:

¦ производственная (транспорт, связь, сеть энергоснабжения);

¦ рыночная (учреждения, организации и службы, обеспечивающие функционирование рынка: сеть оптовой и розничной торговли биржи и пр.);

¦ институциональная (аппарат государственного управления);

¦ социальная (наука, здравоохранение, система образования, учреждения культуры);

¦ информационная (совокупность информационных каналов, хранилищ информации, информационных технологий).

Государство может выступать и в качестве предпринимателя. Под государственным предпринимательством понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики, но, как правило, недостаточно рентабельные для рыночного сектора хозяйства. В отличие от частных предпринимательских структур государственные предприятия ориентируются не только на получение прибыли, но и на предоставление социально значимых товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

Перераспределение доходов в целях социально-экономического выравнивания и поддержки социально уязвимых слоев населения стало характерной чертой государственной политики в условиях социально ориентированной экономики. Государство использует различные формы изъятия части доходов у более состоятельных слоев населения с целью передачи их другим лицам, более в них нуждающимся. Такое перераспределение служит условием предупреждения социальных конфликтов и достижения социальной стабильности в обществе, позволяет решать многие задачи общенационального значения.

К основным формам перераспределения доходов относятся:

¦ налоговое перераспределение доходов, которое предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты для других. Таким путем государство решает серьезные социально-экономические задачи: осуществляет поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых слоев, стимулирует малое предпринимательство, развитие социально значимых отраслей, привлекает иностранные инвестиции и пр.;

¦ государственное кредитование и субсидирование хозяйствующих субъектов за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов;

¦ государственная закупка товаров и услуг для государственного потребления. Государство приобретает продукцию для развития бюджетной сферы: армии, гражданского строительства, системы образования и здравоохранения. Вместе с тем государственные закупки товаров и услуг гарантируют предпринимателям стабильный рынок сбыта и прибыль. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости и повышения благосостояния населения.

В современных условиях весьма важное значение придается такой функции государства, как макроэкономическая стабилизация экономики. При помощи фискальных и денежно-кредитных рычагов экономической политики государство осуществляет меры по сглаживанию экономического цикла: торможение циклического падения производства, оживление экономики в условиях спада, а также охлаждение ее при проявлениях перегрева, чреватого новым кризисом.

К задачам, стоящим перед государственным регулированием экономики, относится поддержка малого бизнеса посредством налоговой и кредитной политики, оказания консультационных услуг, помощи предприятиям во внедрении достижений научно-технического прогресса. Развитие малого бизнеса в настоящее время рассматривается как фактор поддержания конкуренции в рыночной экономике, а также как важное направление борьбы с безработицей.

Важнейшей функцией государства является создание благоприятных внешнеэкономических условий для функционирования национальной экономики. Осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии со сложившейся ситуацией на мировых рынках и исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит протекционистскую либо фритредерскую (либеральную) политику. Меры государственной внешнеэкономической политики подразделяют на тарифные, предполагающие активное использование таможенных пошлин, и нетарифные, включающие в себя импортные квоты, лицензирование импорта, использование жестких стандартов и норм качества и т.п.

Остановимся на такой важной функции государства в условиях информационного общества, ориентированного на активное создание и потребление знаний, как поддержка фундаментальной науки, проведение активной научно-технической и инновационной политики. Государство финансирует фундаментальные научные исследования, непосредственно не приносящие прибыль, но необходимые для успешного развития прикладной науки и расширения научного потенциала общества.

Функцией государства выступает также обеспечение экологической безопасности. Хозяйственная деятельность наносит ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, разрушения экосистем, исчерпания невосполнимых ресурсов. В свою очередь это приводит к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям для населения. В значительной мере их можно уменьшить или даже устранить с помощью комплекса мер по экологизации производства, реализуемых государством, которое берет на себя организацию системы контроля за состоянием окружающей среды посредством принятия природоохранного законодательства, налоговой политики, принуждает предпринимателей соблюдать природоохранные правила. Государственные органы контролируют эксплуатацию природных ресурсов, осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, устанавливают административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм вплоть до запрещения выпуска определенных видов продукции или отзыва лицензий на добычу полезных ископаемых

< Назад   Вперед >

Содержание