Особенности организации предпринимательства
В число крупнейших японских компаний входят Toyota Motor («Тойота мотор»), NTT DoCoMo («ЭнТиТи ДоКоМо»), Canon («Кэнон»), Honda («Хонда»), Takeda Pharmaceutical («Такеда фармасьютикл»), Sony («Сони»), Nippon Steel («Ниппон стил»), Tepco («Тепко»), Mitsubishi Estate («Мицубиши эстейт»), и Seven & I Holding («Севен энд Ай холдинг»).
Всего сектор крупных корпораций Японии насчитывает 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний составляет около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества.
Одной из особенностей японской экономики является то, что ей характерны объединения производителей, поставщиков, дистрибьюторов и банков в тесные группы под названием «кэйрэцу».
В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта, при этом закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Вот почему «кэйрэцу» не могут быть признаны финансово - промышленными группами под эгидой банков, а последние входить в их состав. Головная компания «кэйрэцу» сочетает собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний.
Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов.
Периферия таких крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электротехнические «Хитати», «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан» - насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК.
Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы - бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода.
В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса - более 20 тысяч. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн».
Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.
На сегодняшний день новые группы крупных фирм специализируются в самых разных отраслях. При этом их взаимодействие между собой строится как на основе старых контактов, унаследованных еще со времен дзайбацу, так и на базе естественных отношений купли-продажи и обычных банковских и финансовых связей.
Общее состояние отдельных отраслей экономики характеризуется следующими чертами.
Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.
Обрабатывающая промышленность. Япония - крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), пианино, автомобилей (около 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония - мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.
Так, на долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ? станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.
Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё.
Необходимо отметить, что по уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.
В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.
Сохраняют немаловажное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).
Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись прежде всего нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 около 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% - на возведение жилья.
Энергетика. Несмотря на то, что Япония бедна энергоресурсами, по производству электроэнергии в 1995 (950 млрд. кВт•ч) она занимала третье место в мире. В середине 1990-х годов энергопотребление в Японии оценивалось в 3855 кВт на душу населения. В структуре энергетического комплекса преобладала нефть (56%), причем на 99,7% импортная, на долю угля приходилось 17%, природного газа 11, атомной энергии 12 и гидроресурсов 3%. Примерно треть электроэнергии (275 млрд. кВт•ч в 1995–1996) производится на АЭС. Жилой фонд в Японии полностью электрифицирован, но расходы энергии не столь значительны, как в США, из-за ограниченного использования центрального отопления. После скачка цен на нефть в 1973–1974, а затем в 1979–1980 правительство приняло меры для уменьшения зависимости страны от этого источника топлива. Они заключаются в более широком использовании импортного угля и сжиженного природного газа, атомной энергии и нетрадиционных источников – энергии солнца и ветра, хотя последние составляют лишь 1,1% общего энергопотребления.
Сельское хозяйство. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных. Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность. Растениеводство даёт основную часть продукции (около70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из-за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз) свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть. Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы. Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.
Рыболовство - важная традиционная отрасль японской промышленности. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране 3 тысячи рыболовных портов. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины. В прибрежной зоне лов рыбы ведется с небольших баркасов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовала не только развитию рыболовства, но и мари-культуры.
В Японии развит также жемчужный промысел.
Транспорт. В 1955 году около 43% всех грузоперевозок в стране приходилось на каботажное судоходство, 52 - на автотранспорт, лишь 5 - на железнодорожный и 0,2% на воздушный транспорт. Пассажироперевозки примерно на 66% осуществлялись автомобильным и на 29% рельсовым транспортом. В результате роста парка частных автомашин, который менее чем за 20 лет удвоился и к 1996 достиг 40 млн. единиц, автобусное и железнодорожное сообщение утратило былую популярность, и легковые машины взяли на себя почти половину всего пассажиропотока.
Современная транспортная инфраструктура Японии чрезвычайно хорошо развита. На 2004 год она насчитывала 1 177 278 километров заасфальтированных дорог, 173 аэропорта и 23 577 километров железнодорожных путей. У частных компаний, занимающихся строительством платных дорог, немало конкурентов, а железнодорожные компании борются за популярность на региональных и местных рынках. Среди них особенно выделяются 7 крупных предприятий: JR («Джапан Рейлвей Груп»), Kintetsu Corporation («Кинтетсу Корпорейшн»), Seibu Railway («Сейбу Рейлвей») и Keio Corporation («Кейо Корпорейшн»). В числе крупнейших авиационных компаний можно назвать All Nippon Airways (ANA) и Japan Airlines (JAL), а наибольшими портами страны считаются Йокогама и Нагойя.