Отношения с мировыми державами

Во внешней политике современного Китая выстраивается новая модель отношений с мировым сообществом. КНР в настоящее время стремится к достижению статуса сверхдержавы регионального и глобального масштабов. Китайская внешнеполитическая стратегия, не обремененная жесткими союзническими связями, носит целеустремленный и в то же время гибкий характер, подкрепляясь стабильными темпами наращивания и модернизации экономической и военной мощи страны. Однако, несмотря на довольно четкую и последовательную политику КНР в отношениях с мировыми державами, авторами книги предлагается подробное рассмотрение особенностей претворения в жизнь данной политики в различных регионах мира. Новизна такого подхода состоит также в том, что, помимо анализа практического применения внешнеполитической стратегии Китая в ряде ключевых стран и регионов, в разделе, посвященном этой проблематике, приводится рассмотрение стратегических целей КНР и геополитики страны, что напрямую обуславливает содержание внешнеполитического курса Пекина.

На основе пяти принципов мирного сосуществования Китай расширяет сферы общих интересов с крупными державами и целесообразно преодолевает разногласия.

Китай - Россия. Китайско-российские отношения находятся на пристальном внимании мирового сообщества, поскольку от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений. В мае 1989 года в ходе визита М. С. Горбачева в Пекин были нормализованы китайско-советские отношения. В 90-е годы XX века между странами был заключен ряд соглашений, в которых они выразили свои общие взгляды по поводу международной обстановки в мире и развития двусторонних отношений. В 1996 году отношения между странами перешли в стадию “стратегического партнерства”. Сотрудник Института Азии и Тихого океана Академии общественных наук КНР Тан Шипин считает, что стремление сторон к стратегическому партнерству вызвано тремя причинами:

• расширением НАТО на восток,

• укреплением союза безопасности между США и Японией,

• ощущением слабости России и Китая в однополюсном мире .

Анализируя перспективы стратегического партнерства двух стран, необходимо брать в расчет следующие обстоятельства:

Во-первых, построение отношений стратегического партнерства — это процесс творческий, здесь не может быть догматизма, обе стороны должны постоянно учитывать накопленный опыт и те изменения, которые происходят на мировой арене. Например, изменение количества ядерных держав, развитие “исламской революции”, договоренности 1999 года о сотрудничестве армии США и японских сил национальной обороны и другие факторы.

Во-вторых, приход к руководству РФ президентов В. Путина и Д. А. Медведева, как уже показала практика, означает укрепление международных позиций России, обновление ее связей с Востоком, открывает новые возможности в развитии российско-китайских отношений.

Наконец, в-третьих, опубликованная 14 июля 2000 года новая Концепция внешней политики РФ в качестве одной из основных задач выдвигает “поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия” . Это положение и становится концептуальной базой российско-китайского стратегического партнерства в XXI веке.

Китай и Россия рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое. Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 года. Что касается торгово-экономических отношений, то Китай является третьим торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия – восьмым по товарообороту партнером Китая. Ключевым является доведение товарооборота между странами до 20 млрд. долларов США в год.

Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеют целый ряд особенностей и преимуществ, лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз, направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями”. Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного сосуществования (уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Цели перспективны потому, что они будут сохраняться и в XXI веке, а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество - не временная мера. Влияние широко потому, что соседи - Китай и Россия - являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, и влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.

Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете, то есть такие отношения отвечают не только интересам и чаяниям народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.

Китай - США. С началом проведения в Китае политики реформ и открытости в 1978 году, его внешняя политика была всецело ориентирована на Запад, в основном на США. Со времени установления в 1979 году Китайско-американские дипломатические отношения претерпевали ряд трудностей. В ходе “холодной войны”, которая длилась 40 лет, Китай и США перешли от враждебности к нормализации связей. Одной из проблем, осложняющей китайско-американские отношения, является нерешенная проблема Тайваня. США на протяжении длительного времени поставляет вооружение Тайваню, что вызывает обеспокоенность Китая.

В соответствии с Уставом ООН и общепринятыми нормами международного права - территориальная безопасность относится к ряду суверенитета государства и является абсолютным внутренним делом страны, вмешательство других стран в это категорически недопустимо. Тайвань - неотъемлемая часть территории Китая, поэтому тайваньский вопрос относится к сугубо внутреннему делу Китая, недопустимо вмешательство других стран в этот вопрос. Несмотря на политические сложности Китай и США заинтересованы в развитии торгово-экономических связей, что идет на пользу народам обеих стран и способствует стабильному развитию двусторонних отношений. В 1999 году торговый оборот между странами составил 61,5 млрд. долларов США. Развитие китайско-американских отношений на протяжении почти 30-ти лет позволяет сделать некоторые выводы:

Во-первых, перелом в отношениях объясняется в основном политической независимостью Китая, его бурным экономическим развитием, повышением статуса на международной арене и укреплением стратегической роли в отношениях между странами.

Во-вторых, мышление “холодной войны” о том, что идеология определяет размежевание политических сил, ведет лишь к противоречию и даже конфликту. Между обеими странами имеются общие интересы. Двустороннее дружественное сотрудничество и совместное развитие не только создают блага для народов Китая и США, но и благоприятствуют стабильности, миру и расцвету в АТР и на планете.

В-третьих, от урегулирования тайваньского вопроса в соответствии с тремя коммюнике непосредственно зависят стабильность, улучшение и развитие китайско-американских отношений в новом столетии.

В-четвертых, необходимо устранять разногласия в духе взаимного уважения, равного согласования и стремления к общему, несмотря на существующие различия.

< Назад   Вперед >

Содержание