Пакистан и арабские государства

Пакистан поддерживает активные контакты по многим направлениям с большинством арабских стран, включая государства Северной Африки (в первую очередь Египет и Ливию). Наибольшее же развитие получили отношения Пакистана с монархиями Персидского залива. Всего 300 км морской поверхности отделяют Аравийский полуостров и пакистанскую провинцию Белуджистан, контролирующую дальние подступы к Ормузскому проливу. Сопредельность в общем геополитическом ареале расширяет сферу сопряжения интересов Пакистана и арабских государств Залива. Исламабад рассматривает многоплановое сотрудничество с арабскими монархиями как возможность укрепить внешнеполитическое положение Пакистана, осложненное почти перманентной напряженностью отношений с Индией. Важным фактором, определяющим курс Исламабада на тесные контакты с арабскими соседями, в особенности с Саудовской Аравией, является ислам, играющий огромную роль во внутриполитической жизни Пакистана.

Пакистан имеет весомые экономические интересы в районе Персидского залива. Ввиду острой нехватки собственных ресурсов углеводородного сырья ? объема потребляемого в Пакистане жидкого топлива обеспечивается за счет импорта; при этом до 90% ввозимых нефти и продуктов ее переработки поставляют Саудовская Аравия и Кувейт .

Важная составляющая отношений Пакистана с монархиями Персидского залива – сотрудничество в военно-политической сфере, имеющее давние традиции. До начала 90-х годов правители Саудовской Аравии и эмиратов широко привлекали пакистанский военный персонал на службу в целях обеспечения внутриполитической стабильности и внешней безопасности своих государств, в том числе осуществлялось привлечение пакистанских воинских контингентов на основе межправительственных соглашений. Хотя впоследствии такая практика изжила себя, многие монархии региона широко пользуются услугами пакистанских военнослужащих-контрактников в обслуживании технических родов войск, в особенности военно-воздушных сил.

В фокусе внимания правителей арабских государств находится ядерная программа Пакистана. Когда Индия произвела взрывы ядерных устройств 11 мая 1998 г., Пакистан не сразу осуществил ответные ядерные испытания. На протяжении последующих двух недель Исламабад испытывал сильное давление со стороны властей США, стран Европейского Союза, Японии, других государств, пытавшихся удержать его от аналогичных шагов. Однако не только это было причиной оттягивания ядерных взрывов Исламабадом. По сведениям, опубликованным в пакистанских средствах массовой информации много позже, находившееся тогда у власти правительство Н.Шарифа вступило в контакт с высшим руководством нескольких арабских государств Залива. Ознакомившись с подготовленными Исламабадом расчетами, касающимися негативных последствий неизбежных экономических санкций в отношении Пакистана со стороны его основных кредиторов, арабские лидеры дали согласие компенсировать предполагаемый ущерб. После этого пакистанское правительство разрешило военным нажать ядерную кнопку .

Приоритетное место в отношениях Пакистана с арабскими странами занимает Саудовская Аравия. Преимущественное положение королевства в системе региональных внешних связей Пакистана определяется наряду с экономическим фактором особой ролью Саудовской Аравии в мусульманском мире в качестве хранительницы главных святынь ислама. Для правящей элиты Пакистана – страны, в которой ислам оказывает сильнейшее влияние практически на все сферы жизни общества, а борьба за власть в верхах носит почти перманентный характер, важна поддержка со стороны Эр-Рияда.

В свою очередь Саудовская Аравия заинтересована в активных контактах с Пакистаном – одной из самых крупных по численности населения мусульманских стран. Для Эр-Рияда дружественные отношения с Исламабадом – один из каналов расширения своего влияния далеко за пределы Ближнего Востока. В частности, важное значение для саудовской стороны имеет то обстоятельство, что Исламабад в отличие от Тегерана, до недавнего времени открыто соперничавшего с Эр-Риядом за влияние в Заливе и мусульманском мире в целом, поддерживает ведущую роль Саудовской Аравии в Организации Исламская конференция (избегая при этом осложнения отношений с Тегераном).

Позиция саудовского руководства по кашмирской проблеме, рассматриваемой им как главный фактор осложнения ситуации в Южной Азии, неизменна и предполагает урегулирование спора посредством проведения «беспристрастного, честного и свободного плебисцита» в Джамму и Кашмире в соответствии с резолюциями ООН.

Активны контакты Пакистана с Объединенными Арабскими Эмиратами. Правители ОАЭ поддерживают позицию Пакистана по кашмирской проблеме, фактически связывая обострение отношений между двумя южноазиатскими государствами с жесткой позицией Индии. Эти вопросы находились в центре внимания в ходе переговоров президентов Пакистана и ОАЭ в Абу Даби в июне 2002 г.

Место Кувейта в региональной политике Пакистана определяется в первую очередь экономическими интересами. После введения санкций в отношении Пакистана в 1998 г. Кувейт был первой страной, предоставившей пакистанской стороне заем в размере 250 млн. долл. Кувейт поставляет нефть и нефтепродукты на льготных условиях. Государственная компания «Кувейт Форин Ойл эксплорейшн Ко» («КУФЕК») имеет концессии на разведку нефти и газа на территории Пакистана .

Власти Омана продолжают давнюю традицию широкого (по масштабам султаната) сотрудничества с Пакистаном в военной сфере. В его вооруженных силах служат по контракту несколько тысяч пакистанцев. Исламабад и Маскат поддерживают регулярные контакты по линии военных ведомств. Оман не входит в число крупных торговых партнеров Пакистана. Вместе с тем для Исламабада важны стабильность товарооборота между двумя государствами (в пределах 60–65 млн. долл. в год в течение последних 5 лет) и положительный – пользу Пакистана – баланс торговли с султанатом.

Пакистан избегает вовлечения в конфликты между мусульманскими странами, выступая за политическое урегулирование возникших споров. Этого курса Исламабад придерживался во время ирано-иракской войны 1980–1988 гг. В позиции руководства Пакистана в связи с оккупацией Кувейта Ираком в августе 1990 г. и последовавшими за этой акцией военными действиями многонациональных сил во главе с США (1991 г.) также четко обозначилось твердое намерение избежать участия в вооруженном конфликте. Правительство Пакистана выступило за немедленный, без каких-либо предварительных условий вывод иракских войск из Кувейта и восстановление его государственного суверенитета и территориальной целостности. Оно заявило о полной поддержке усилий ООН по мирному урегулированию кризиса. В Саудовскую Аравию по просьбе ее руководства и в соответствии с двусторонним соглашением 1982 г. о сотрудничестве в сфере обороны был послан пакистанский воинский контингент численностью в 10 тыс. чел., который, однако, не участвовал в военной операции по освобождению Кувейта (несмотря на давление на Исламабад со стороны Вашингтона).

С осени 2002 г. Пакистан активно взаимодействовал с арабскими государствами с целью предотвратить перерастание напряженности вокруг Ирака в военный конфликт. Вторая (после кувейтского кризиса 1990–1991 гг.) война в Заливе была чревата серьезными негативными последствиями для экономических и политических интересов Пакистана.

Согласование взаимных усилий по предотвращению военной операции против Ирака было главной целью двух «сквозных» поездок премьер-министра Пакистана З.Джамали в арабские государства Залива в течение менее чем двух месяцев (в конце декабря 2002 г. – начале января 2003 г. и в начале февраля 2003 г.). Одновременно глава пакистанского правительства заручился обещаниями высших государственных деятелей стран Залива относительно того, что интересы Пакистана будут соблюдены даже в случае начала военных действий против Ирака. Наряду с переговорами с лидерами государств Залива во время визита в ОАЭ глава пакистанского правительства обсудил ситуацию в регионе с президентом Египта X.Мубараком, посетившим арабские монархии с той же целью согласования позиций в вопросе о предотвращении войны . Исламабад также неоднократно обращался с призывом к Багдаду незамедлительно выполнить требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, касающиеся ядерной программы Ирака .

Исламабад официально объявил о том, что Пакистан не будет участвовать в агрессии против Ирака, чем бы она ни обосновывалась . Военная операция США и их ближайших союзников в Ираке резко усилила антиамериканские настроения в Пакистане.

< Назад   Вперед >

Содержание