Переговоры в условиях биполярности (1955-1972 гг.)
Руководители, которые пришли на смену Сталину, в основном Хрущев, исповедовали другой подход к внешнему миру. Существовали ожидания того, что и Восточная Азия окажется под влиянием хрущевской политики «мирного сосуществования». Эта политика пришла на смену вере Сталина в неизбежность войны между коммунистическим и капиталистическим мирами.
Биполярность также породила внутренние разногласия во взглядах на отношения с СССР, что было особенно заметно в Японии, где в декабре 1955 г. в Либерально-демократической партии (ЛДП) сформировалась фракция под руководством С. Ёсида, которая противилась новому подходу фракции Хатояма-Коно к урегулированию отношений с СССР.
В октябре 1954 г. Хрущев посетил Пекин с целью обсудить с Мао Цзэдуном новую политику «мирного сосуществования» в Азии, и они опубликовали совместную декларацию, в которой оба продемонстрировали намерение нормализовать отношения с Японией.
В январе 1955 г. малоизвестный советский чиновник А. Домницкий лично встретился с премьер-министром И. Хатояма. Вслед за этим событием азиатские социалистические государства хором заявили о стремлении к нормализации отношений с Японией. Даже министр иностранных дел КНДР Нам Ир, советский кореец по происхождению, выразил подобное намерение в своем заявлении от 25 февраля 1955 г. 13
Профессор Танака Такахико и другие ученые тщательно запротоколировали процесс переговоров. Он также описывается в мемуарах посла Мацумото Сюнъити и журналиста Кубота Масааки!4. Хрущев впервые намекнул на возможность возвращения Японии небольших островов Хабомаи и Шикотан в августе 1955 г. На переговорах, которые проходили в Лондоне!5, позиция Японии была достаточно гибкой. Сам Мацумото склонялся к заключению мирного договора на указанных выше условиях. Однако за этим последовала цепная реакция внутри японской элиты, и Токио начал повышать планку, что представляло собой обычное явление внутренней политики периода холодной войны.
Термин «проблема северных территорий», который до этого несколько лет пребывал в забвении, неожиданно вновь вернулся в оборот. Руководитель договорного департамента министерства иностранных дел Японии Симода Такэдзо использовал его в своем выступлении в парламенте 10 марта 1956 г. 16 На фоне усилившегося внутриполитического давления бывший в то время министром иностранных дел Японии Сигэмицу Мамору стремился взять переговорный процесс под свой контроль. Он начал новый раунд обсуждения в 1956 г., потребовав от Москвы решения вопроса на основе возвращения всех четырех островов. Столкнувшись с жестким сопротивлением советских властей, Сигэмицу изменил позицию и в августе 1956 г. уже склонялся к заключению мирного договора на условиях возврата только Хабомаи и Шикотана. Однако японский кабинет министров отверг его предложение.
Тут в дело вмешалась логика холодной войны. 7 сентября 1956 г. Даллес сообщил Сигэмицу о том, что если Япония пойдет на подписание мирного договора с СССР на условиях возврата ей лишь двух островов, то США могут не вернуть Японии Окинаву!7.
Согласно рассекреченному документу КПСС о политике в отношении Японии, за неделю до визита премьер-министра Хатояма в октябре 1956 г. министерство иностранных дел СССР сообщило, что группа членов парламента во главе с X. Икэда сопротивляется попыткам сближения с Москвой. И это несмотря на то, что некоторые круги, включая предпринимательские круги района Кансай, благоприятно относятся к улучшению отношений с коммунистическим блоком!8. Холодная война и игра с «нулевой суммой» достигли своего апогея, и Хатояма решил ехать в Москву, чтобы подписать только Совместную декларацию. Об этом свидетельствует ряд документов, опубликованных как в Японии, так и в России. Помимо прочего, часть документов, посвященных переговорам октября 1956 г., была опубликована в Москве в 1996 г. Существует различие между российской версией, где отсутствует фраза «включая территориальный вопрос» после слов «переговоры по мирному договору», в то время как упомянутая фраза содержится в японской версии документа, которая была опубликована в марте 2005 г. Т. Исикава, бывшим секретарем Коно Итиро, из его личного архива!9. Существовала заметная разница во мнениях между премьер-министром Булганиным и министром иностранных дел А. Громыко, которые включили в текст указанную формулировку, с одной стороны, и Хрущевым, настаивавшим на ее исключении - с другой.
Действительно, разноголосица мнений внутри советской элиты была слишком очевидной. В своих мемуарах Хрущев критикует Сталина за «неспособность» заключить мирный договор. Громыко также критикует Молотова на пленуме ЦК КПСС 1957 г. за препятствование сближению позиций с Японией . Возможно, реформаторские намерения Хрущева натолкнулись на скрытое сопротивление номенклатурной элиты. Один из переговорщиков тех лет, академик С. Тихвинский до сих пор критикует «волюнтаризм» Хрущева . Я склонен относить различия во мнениях к тому, что в октябре 1956 г. Хрущев столкнулся с последствиями своей кампании по развенчиванию культа личности Сталина в виде массовых беспорядков в Польше и Венгрии, а также северокорейского кризиса, возникшего из-за стиля руководства и культа личности Ким Ир Сена. В. Ковыженко, заведующий в то время японским сектором международного отдела КПСС, также был занят отслеживанием ситуации в Северной Корее .
Отсутствие упомянутых выше лиц на церемонии подписания Совместной декларации 19 октября дало Японии возможность сыграть на различиях мнений между Хрущевым и Булганиным-Громыко . Посол Мацумото заручился согласием Булганина, чтобы одновременно с Декларацией опубликовать письмо Громыко-Мацумото, где содержалась формулировка «мирные переговоры, включая территориальный вопрос (курсив наш. - Н. С.)».24
В 1960 г. премьер-министр Киси Нобусукэ взял курс на сближение с США на основе пересмотренного Договора безопасности. Тогда СССР в одностороннем порядке отказался от Совместной декларации, тем самым еще больше отдалившись от Японии.
Под руководством проамериканского правительства Икэда в 1961 г. была сформулирована новая концепция, суть которой сводилась к тому, что спорные острова не являлись частью Курильской гряды. Иными словами, из дипломатического решения ПСТ превратилась в инструмент пропаганды для провоцирования антисоветских настроений среди японского народа