Порочность ведомственного подхода
Проблематика безопасности России с 1991 по 2008 г., с одной стороны, как кажется на первый взгляд, достаточно проработана (о чем говорит огромный объем изданной за эти годы научной литературы), а с другой, всегда актуальной и вечно новой. Этот период уникален, пожалуй, тем, что тогда шли процессы становления новой российской государственности, интенсивного поиска нашей страной новой национальной идентичности. Процессы эти еще далеки от завершения. Но основные интеллектуальные прорывы (в том числе и методологические – и на уровне власнтых структур, и в экспертном сообществе), концептуальные блоки политики национальной безопасности были заложены в первые 10 лет существования новой России .
Мощный интеллектуальный прорыв, в частности, получил воплощение в Послании Президента РФ по национальной безопасности от 13 июня 1996 г. И хотя оно осталось не слишком замеченным – а было оно выпущено в период между двумя турами президентских выборов, которые тогда носили (впрочем, как и всегда в России) "судьбоносный характер" – это был серьезный вклад и в теорию, и в практику политики национальной безопасности: наиболее важные и принципиальные положения этого документа затем многократно тиражировались и воспроизводились в последующих государственных материалах и выступлениях высшего политического руководства России. При этом особенностью нашей работы была опора на экспертное сообщество, чего сейчас – ни в Администрации Президента РФ, ни в Правительстве РФ – к сожалению, нет.
Должно было пройти время с тем, чтобы положения выработанной тогда политики национальной безопасности прошли испытание. И это произошло. Сегодня можно утверждать: правильность основных положений этой политики была подтверждена. Нынешние чиновники, увы, не используют наработки, которые тогда были сделаны. И не могут избежать системных ошибок, связанных с неверными методологическими и концептуальными подходами к национальной безопасности. Косвенно это подтверждает правильность наработанных тогда подходов.
И сейчас, выпустив Стратегию национальной безопасности до 2020 года, власть, похоже, наступила на те же грабли. Работа, похоже, велась без опоры на научную методологию, без должной опоры на науку вообще. А следовательно, это очередной промежуточный, "проходной", переходный документ. Это значит, мы все неизбежно будем свидетелями новых сбоев в функционировании системы национальной безопасности. И снова за эти сбои вряд ли кто-нибудь ответит. И это не может не беспокоить