Типы административного аппарата

1. Консультационный аппарат. Когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультационный аппарат, в обязанности которого входит консультирование линейных руководителей (в области права, новых технологий, повышения квалификации).

2. Обслуживающий аппарат - отдел кадров, маркетинга, финансов, планирования, МТС, юридический. Эти отделы предоставляют руководству информацию для эффективного принятия решений.

3. Личный аппарат - разновидность обслуживающего аппарата, предполагает использование секретаря или референта. Хотя личный аппарат не имеет формальных полномочий, его члены могут обладать большой властью. Посредством планирования назначений и фильтрования информации они могут контролировать доступ к руководителю, для которого работают. Это может заставить работников, находящихся на более низкой ступени иерархии, чем их непосредственный начальник, заискивать перед членами личного аппарата, чтобы получить доступ к руководителю. Если руководитель прислушивается к советам своего личного аппарата, то власть этого аппарата сильно возрастает. Личные секретари руководителей высшего ранга часто в состоянии достичь такой власти, которая значительно превышает их формальные полномочия. Разновидности аппаратных (штабных) полномочий

1. Рекомендательные полномочия - линейное руководство обращается за консультациями к консультационному аппарату, когда потребуются его знания. Линейный аппарат может воспользоваться рекомендациями, а может их отклонить. Поэтому штабному аппарату приходится тратить время, чтобы убедить линейных руководителей в ценности своих услуг и предложений. Это приводит к конфликтной ситуации.

2. Обязательные согласования - расширение полномочий, которое означает, что линейный аппарат обязан согласовать свои решения со штабным аппаратом.

3. Параллельные полномочия - означают право штабного аппарата отклонять решение линейных руководителей. Целью таких полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Распространено в правительственных органах. Чтобы законы приняли официальный статус, они должны быть одобрены как сенатом, так и палатой представителей.

4. Функциональные полномочия - предполагают, что аппарат, обладающий ими может как предложить, так и запретить какие либо действия в области своей компетентности. В крупных организациях функциональные полномочия распространены, така как если бы каждое решение проходило бы через всю линейную иерархию, слишком много времени тратить бы напрасно.

5. Линейные полномочия внутри аппарата. Сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

Эффективна организация распределения полномочий предполагает следующее:

Линейная деятельность - это такая деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров и услуг. Аппарат помогает выполнению этих функций. Виды линейных полномочий:

Единоначалие - работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Лицо, у которого возникла проблема, не может обращаться через голову своего непосредственного начальника и руководитель высшего ранга не может отдать приказ на низший уровень, минуя промежуточные уровни.

Норма управляемости - количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Величина нормы широко варьируется, традиционно 7-10 человек.Препятствия к эффективному делегированию по У. Ньюмену:

а). со стороны руководителей -

1. Руководитель считает, что он может сделать эту работу лучше.

2. Отсутствие способности руководить, видеть перспективу.

3. Отсутствие доверия к подчиненным.

4. Боязнь риска.

5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности.б). со стороны подчиненных -

1. Подчиненный считает удобнее спросить босса, что делать, чем самому решить проблему.

2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки. Большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибок.

3. У подчиненных отсутствует инвентарь и ресурсы, необходимые для выполнения задания.

4. У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать или же он считает, что это так на самом деле.



5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе.

Подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополнительной ответственности.

< Назад   Вперед >

Содержание