5.3. Партийная система: сущность и типология

В обществе, где партии существуют длительное время и взаимодействуют на упорядоченной правовой основе, складывается партийная система. С определенной условностью можно дать следующее определение партийной системы.

Партийная система – это совокупность партий, участвующих в борьбе за политическую власть и ее осуществление.

В классификации партийных систем существуют различные подходы. Мы рассмотрим, на наш взгляд, наиболее плодотворный в политологическом анализе.

По количеству партий, участвующих в политической жизни общества, выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Однопартийная система - это не конкурентная система, где монополией на власть обладает одна партия, которая сливается с государственным аппаратом. Такая партийная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. В обществе, наряду с господствующей партией, могут существовать и другие политические организации, но они признают руководящую роль правящей партии и не составляют ей оппозицию. Такая система существует, к примеру, в Китае и на Кубе.

Двухпартийная система - это конкурентная, состязательная система, которая состоит из нескольких партий, с явным преобладанием двух. Классические примеры такой системы США (республиканцы и демократы), Великобритания (лейбористы и консерваторы).

В рамках двухпартийной системы может действовать система двух с половиной партий. В этой системе ни одной из сильных партий не достаточно собственных сил для победы на выборах в парламент и формирования правительства. Они вступают в союз с третьей партией, которая значительно слабее, но от того, к кому она присоединится, зависит исход борьбы. Такая система действует в Испании и ФРГ, Канаде и Австралии и др. Так, в Германии два наиболее крупных партийных объединения (блок ХДС/ХСС и СДПГ) добиваются права определять политический курс страны, объединяясь с «третьими партиями» - Свободными демократами или Партией зеленых.

Многопартийная система - это конкурентная система, которая предполагает активную роль в политической жизни более двух сопоставимых по влиянию партий. Примером многопартийности являются страны Западной Европы, в которых экономические, религиозные, национальные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии действуют 14 партий, в Швеции, Дании, Норвегии - более пяти.

К разновидностям многопартийных систем относят трех, - четырех, - пяти - партийные системы и т.п. Критерием для такой типологии является количество влиятельных партий в политической системе, получивших в ходе выборов представительство в парламенте.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Политический вес партий складывается из трех слагаемых: 1) число членов партии; 2) количество избирателей, проголосовавших за нее; 3) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. По политическому весу выделяются четыре типа партий:

а) мажоритарная партия - получившая абсолютное большинство в парламенте и право на проведение собственного политического курса;

б) партии с мажоритарным призванием - в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

в) доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;

г) миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по политическому весу партии определяет и тип партийной системы:

1. Система, основанная на мажоритарной партии, т.е. система со стабильным доминированием в течение, длительного времени одной правящей партии. В качестве примера можно привести либерально-демократическую партию Японии, которая в XX веке несколько десятилетий занимала доминирующее положение в партийной системе страны;

2. Система с присутствием доминирующей партии, примером являются Христианские демократы в ФРГ в 70-90-х годах XX века, вынужденные искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;

3. Система, основанная на коалиции миноритарных партий. Примером такой системы являются партийные системы Бельгии и Голландии. Этот тип партийных систем не является оптимальным для проведения устойчивого и эффективного политического курса, поскольку распад партийной коалиции ведет к правительственному кризису, к отказу парламента поддерживать правительство.

Такова одна из распространенных классификаций партийных систем современного мира.

Рассмотрев типологию партийных систем, необходимо отметить, что в условиях конкурентной партийной системы складывается механизм состязания между партиями, блоками партий, а через них и между различными социальными группами. Механизм конкуренции, действующий в рамках закона, решает ряд крайне важных для общества задач, а именно: вводит борьбу интересов различных социальных сил в цивилизованные формы, дает обществу возможность осуществить выбор из предлагаемых вариантов развития, способствует демократизации политической жизни. Кроме того, в конкурентной партийной системе партийная оппозиция является сильным средством борьбы с некомпетентностью, злоупотреблением власть имущих. Оппозиция не прощает властным органам ошибок, пренебрежительного отношения к людям, их чаяниям и интересам.

Межпартийная конкуренция положительно влияет на внутрипартийные отношения. В условиях конкурентной борьбы руководство партии вынуждено больше внимания уделять демократизации самой партийной жизни, совершенствованию программы деятельности, средств и методов своей работы.

Возлагая надежды на положительную роль партий в демократическом развитии российского общества, следует иметь в виду тот факт, что политологи и политики-практики расходятся в оценках, какая конкретно партийная система наиболее предпочтительнее: с большим количеством партий или двухпартийная, с доминирующей партией или без нее. Одни политологи считают, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства. Другие отдают преимущество двухпартийной модели, которая предоставляет гражданам выбор, а правительству возможность смены и корректировки курса. К примеру, опыт политического развития Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу развития многопартийной системы с монополией правящей партии. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии свидетельствует в пользу многопартийности без доминирующей партии. Критике подвергается и двухпартийная модель, отстраняющая от участи в управлении и принятии решений партии малочисленные, не пользующиеся большим авторитетом, но, тем не менее, реально выражающие интересы меньшинства.

Партийная система современной России является конкурентной, четырех-партийной . Основной тенденцией становления партийной системы после 1999г. стало укрепление партии власти. Создание крупной, умеренно-консервативной партии «Единая Россия» привело к формированию партийной системы с мажоритарной партией, занимающей абсолютно доминантное положение.

По результатам выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года в нижнюю палату парламента прошли четыре партии: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия».

«Единая Россия» одержала ожидаемую победу, набрав 64,3% голосов избирателей и получив 315 мест из 450. «Единая Россия» стала первой в истории России, которая в ходе состязательных выборов набрала более половины голосов избирателей. Своей основной целью партия объявляет достижение материального и духовного благополучия граждан России, укрепление государственности, всеобъемлющую и комплексную модернизацию российского общества, обеспечивающую достойное место России в мире, единство и политико-экономический суверенитет.

Второй по значимости стала парламентская фракция «КПРФ», набрав 11,57% голосов и получив 57 мест в Государственной Думе. Партия не сумела стать влиятельной левой политической силой, способной предложить обществу позитивный проект развития страны на ближайшую и отдаленную перспективу.

По существу КПРФ стала «партией ностальгии», зовущей в прошлое.

Третьей парламентской партией стала Либерально - демократическая партия России, набрав 8,14% голосов и получив 40 депутатских мандатов.

Главной целью ЛДПР определяет, в частности, «создание могущественного российского государства» и «воссоединение земель бывшего СССР». Партия требует признать становым хребтом государственности русский народ, выступает за активную поддержку соотечественников за рубежом, автоматическое предоставление русским гражданства России, ликвидацию всех привилегий национальным меньшинствам, считает важным ведение жесткой борьбы с незаконной миграцией. Основное значение в своей программе ЛДПР придает борьбе с организованной преступностью, борьбе с наркоторговлей и наркоманией, а также сектантством.

Экономическая платформа ЛДПР находится в противоречии с идеологической, постулирующей либеральные ценности. По мнению лидеров партии, необходимо повысить роль государства в национальной политике. Государство должно обладать контрольным пакетом акций на предприятиях ВПК и топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, металлургической промышленности и тяжелого машиностроения. А также добывающих отраслей стратегического характера. России нужен единый орган по планированию.

Четвертой по представительству, стала фракция партии «Справедливая Россия», которая набрала на выборах 7,74% голосов избирателей и получила 38 депутатских мандатов.

Это партия центристского социалистического направления. Своей главной целью считает «восстановление социальной справедливости в обществе и создание условий социальной безопасности для всех граждан России» .

Завершая разговор о партиях и партийных системах, их роли в жизни современного общества, необходимо подчеркнуть, что нет универсальной модели партийной системы одинаково эффективной для любой страны. Однако мировой опыт развития многопартийности дает возможность выделить общий критерий, позволяющий оценить эффективность партийной системы любого общества, в том числе и совершающего переход от тоталитаризма и авторитаризма к демократизму. Таким критерием является то, в какой мере партийная система обеспечивает своей активностью восприимчивость, прежде всего государства к социальным потребностям населения; насколько успешно партии обеспечивают включение в процесс принятия решений как можно большего числа жизненно значимых интересов граждан; в какой мере с помощью партий удается осуществлять демократический контроль за деятельностью политической элиты

< Назад   Вперед >

Содержание