РАЗВИТИЕ МИРОТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДКБ
ОДКБ может утвердить за собой заметные миротворческие функции. При этом, естественно, участие в международном миротворчестве должно исходить прежде всего из интересов безопасности стран-членов ОДКБ - даже в случае действий за пределами зоны ответственности. Формирование в 2009-2010 гг. КСОР и МС ОДКБ будет восприниматься мировым сообществом оправданным (а не угрожающим), если их функции будут включать использование (хотя бы частичное) по мандатам ООН в регионах, где ООН не хватает собственного потенциала.
Опыт взаимодействия ООН с НАТО, Евросоюзом и Африканским Союзом в последние два десятилетия показывает, что ООН остро нуждается не столько в наращивании отдельных, нередко плохо монтирующихся друг с другом национальных контингентов, сколько в интегрированных, состоящих из оперативно совместимых друг с другом компонентов контингентах региональных организаций. НАТО в бывшей Югославии, Афганистане и Ливии брала на себя роль «генерального подрядчика» подмандатных операций ООН. Африканский Союз в своем регионе и Евросоюз как в своем регионе, так и за его пределами более десятка раз действовали по мандатам ООН, соединяя их с политическим решением (мандатом) собственных высших органов региональных организаций.
Чтобы участие ОДКБ стало заметным и значительным, надо не просто выделить на сотню миротворцев больше в общий контингент ООН, а обеспечить новое качество совместного участия: со стороны ОДКБ выделить коллективный сплоченный и натренированный контингент (МС), который полностью взял бы по поручению ООН координацию и проведение миротворческой операции ООН в каком-то конкретном регионе. Первое возможное направление - стабилизация (развитие «пояса безопасности») по границам стран ОДКБ с Афганистаном, без вхождения на афганскую территорию.
Динамика изменений на мировой арене остается высокой, а степень взаимозависимости и глобализации процессов такова, что даже геополитически отдаленные конфликтные ситуации, как, например, в арабском мире, могут непосредственно или опосредованно затронуть интересы участников Организации. И в этом случае Россия не должна в одиночку решать проблемы реагирования на кризисы.
Миротворческие силы ОДКБ
Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ подписано 6 октября 2007 г. в Душанбе всеми государствами-членами Организации. Узбекистан подписал соглашение с оговоркой, что может участвовать в миротворческих операциях за пределами своей территории только по решению Парламента Республики Узбекистан. При этом до настоящего времени Узбекистан это Соглашение не ратифицировал. Соглашение ратифицировано шестью государствами ОДКБ и вступило в силу 29 декабря 2008 г.
15 июня 2009 г. Президент России утвердил решение Правительства о выделении российского миротворческого контингента в состав Миротворческих сил ОДКБ. От Вооруженных Сил России выделена отдельная мотострелковая бригада (2251 человек), от МВД России - подразделения ОМОН «Зубр» (100 человек), спецназа «Рысь» (50 человек), наблюдатели и советники (50 человек) от центрального аппарата, образовательных учреждений и территориальных органов МВД России. Другими странами ОДКБ (кроме Узбекистана) также выделены национальные контингенты в состав МС ОДКБ. Общая численность Миротворческих сил составила более 3,5 тысяч человек. В сентябре 2010 г. в Объединенном Штабе ОДКБ проведен учебный сбор командиров входящих в МС подразделений.
10 декабря 2010 г. на сессии СКБ ОДКБ главами государств подписано Заявление государств-членов ОДКБ о Миротворческих силах ОДКБ, зафиксировавшее наличие собственного миротворческого потенциала и готовность Организации предоставлять свои миротворческие силы в распоряжение Совета Безопасности ООН.
Принятые на саммите в декабре 2010 г. решения и заявления ОДКБ об активизации миротворческого потенциала организации, возможностях проведения операций Организации по мандату ООН и практическом создании Миротворческих сил ОДКБ могут привести к серьезным сложностям с сохранением политического консенсуса - если ориентироваться на их применение на территории самих стран-членов. В то же время «внешнее миротворчество» во взаимодействии с ООН способно существенно усилить позиции ОДКБ.
Участие России в миротворчестве ООН остается на уровне достаточно низком для великой державы глобального значения. Из более чем 120 тыс. военного, полицейского и гражданского персонала в проводимых операциях ООН Россия занимала лишь 39-е место по размерам направляемого персонала в 2009 г. (361 человек в 6 операциях) и снизила свое участие до 50-го места (250 человек в настоящее время) в 2010-2011 гг. Из-за низкого уровня российского участия пропорционально ему лишь 3 российских офицера занимают должности в командном составе международного военного миротворческого персонала ООН. Низким остается и уровень участия в миротворчестве ООН других стран ОДКБ.
В то же время Евросоюз постоянно обеспечивает свою роль в операциях ООН направлением порядка 8 тыс. человек и ведет, параллельно с этим, еще 13 операций в конфликтных регионах собственно по линии ЕС. Пакистан направляет в операции ООН порядка 11 тыс. человек.
Финансовый вклад России в миротворческий бюджет ООН составляет около 2%, в сравнении с 25% со стороны США и 45% со стороны стран Евросоюза. Китай, ранее не считавший нужным участвовать в миротворческой деятельности ООН, после 2005 г. активно в нее включился и втрое увеличил свое присутствие в операциях ООН за последние четыре года.
Расширение миротворческого потенциала ОДКБ соответствует вектору общемировых процессов. В деятельности других международных организаций, ведущих операции в конфликтных зонах (например, НАТО и Европейского Союза), ясно прослеживается тенденция к глобализации зоны ответственности. Из 13 ведущихся операций Евросоюза только две проводятся в Европе, остальные - в Африке и отдаленных районах Азии. НАТО, сворачивая военные компоненты операции в Афганистане, изучает возможности применения своих сил на Ближнем Востоке и уже втянута в операции в Северной Африке.
Базовые документы по миротворчеству, в результате непростых трехлетних дебатов согласованные членами ОДКБ к 2007 г., предполагают только «классическое» миротворчество, когда имеется документированное согласие сторон на вмешательство третьих сил, соглашение о прекращении огня и когда миротворческие контингенты применяют силу исключительно для самообороны. Но опыт действий ООН, НАТО, ЕС и Африканского Союза последних двух десятилетий свидетельствует, что такие операции в мировой практике давно не встречаются, а реальные сценарии использования миротворческих сил почти всегда включают силовые элементы, нетипичные ситуации, временное нарушение принципов рав- ноудаленности и нейтральности и иные осложнения, которые должны приниматься во внимание в сценариях потенциальных операций.