Глава 8. Россия как актор геополитики

После окончания холодной войны, отказа от идеологической геополитики и распада СССР геополитическое место и роль России существенно изменились. Были утрачены значительные геополитические ресурсы:

• От России откололась четвертая часть территории бывшего СССР с почти половиной населения. Россия потеряла большие геополитически важные территории (страны Балтии, Грузия, Молдова, Украина, страны Средней Азии), которые представляли определенную ценность не только с точки зрения экономики и демографии, но и являлись «защитной оболочкой» России.

• Россия лишилась значительных портов в Черном и Балтийском морях, удалилась от ряда мировых транспортных путей.

• Около 25 миллионов русских остались за пределами России как этническое меньшинство.

• На границах и на периферии России появились «горячие точки».

• Экономика России фактически рухнула. Как отмечал лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц: «Опустошение, выраженное в потерях ВВП, было большим, чем Россия испытала во Второй мировой войне. В период 1940-1946 гг. промышленная продукция в Советском Союзе сократилась на 24%. За период 1990-1999 гг. промышленное производство России упало почти на 60% - даже больше, чем ВВП (54%)» . По совокупному объему ВВП Россия уступает США в 10 раз, а Китаю в 5 раз. Разрыв в доходах между бедными и богатыми в России до сих пор огромен. В первом полугодии 2004 года он составлял 1 к 15. С точки зрения социальной безопасности разрыв должен быть не более чем 1 к 8, иначе это чревато ростом напряженности в обществе, социальными конфликтами.

• Военно-промышленный комплекс находился в кризисном состоянии.

• Вследствие тяжелого социально-экономического положения рубеж многие высококвалифицированные специалисты вынуждены были покинуть Россию.

Как отмечал российский ученый С.Рогов, «в отличие от Советского Союза Российская Федерация не может претендовать на роль сверхдержавы. Однако по размерам своей территории, населения, экономического, научно-технического потенциала она как великая евразийская держава может стать одним из ведущих участников многополярного мира, принимающим равноправное участие в решении вопросов, затрагивающих ее законные интересы» . Позиционировать себя в качестве ведущей мировой державы XXI века Россия может благодаря следующим геополитическим ресурсам:

• Россия – крупная энергетическая держава, важный фактор обеспечения глобальной энергетической безопасности. Иногда ее называют энергетической сверхдержавой. Этот статус делает Россию важным игроком в Азии и Европе, а также в перспективе может повысить ее привлекательность для Соединенных Штатов Америки. Как отметил Питер Дэвис, ведущий экономист British Petroleum, в своем выступлении в июне 2004 года о перспективах развития энергетической отрасли в мире, «благодаря своему быстрому росту в добыче нефти в 1998-2003 годах Россия в одиночку (имеется в виду то, что Россия – главный мировой поставщик нефти, не входящий в ОПЕК – Т.Л.) обеспечивает 46% мирового роста потребления нефти… и 23% растущего китайского потребления. У России имеется материальная база и потенциал для увеличения добычи и экспорта нефти и газа, чтобы удовлетворить значительную долю растущего мирового спроса… Россия способна обеспечить - и обеспечит – значительную часть растущих энергетических потребностей Азии» . Энергоресурсы (нефть и газ) – основа российской мощи сейчас и в обозримом будущем. Запасы нефти в России по «оптимистическим» оценкам составляют 13% мировых, по «пессимистическим» - не более 4% (соответственно 6 млрд. и 2 млрд. т.). Запасы газа в России составляют 25% мировых (47,7 трлн.куб.м), а объем производства - 574 млн. куб. м. в год. Высокие цены на нефть и резкий рост добычи нефти в России после 1999 года были чрезвычайно полезны для российского федерального бюджета. Природные ресурсы составляют 80% российского экспорта, а нефть и газ составляют 55% всего экспорта, что делает бюджет особенно зависимым от энергетического сектора. 37% доходов бюджета обеспечивается за счет налогов на нефть и газ. Энергетика является реальным высокотехнологичным сектором России и ее научно-производственной базой. В настоящее время российский энергетический сектор представляет государственные интересы России во всем мире. Российское правительство оказывает помощь российским энергетическим компаниям в выходе на международную арену. Через двадцать лет реальный энергетический потенциал России может быть сосредоточен не в нефти, а в газе. Сжиженный газ и его транспортировка за границу представляет собой важный долгосрочный геополитический потенциал для России, включая экспорт в Соединенные Штаты Америки.

• В результате резкого взлета цен на нефть и возрождения энергетической отрасли экономическое благосостояние России заметно улучшается. Россия постепенно наращивает темпы экономического роста и увеличивает свой валовой внутренний продукт. Если в 2000 году валовой национальный доход России опустился до 205 млрд. долларов, а ВВП на душу населения составил 1410 долларов, то в 2006 году размер ВВП России составил 0,975 трлн. долларов – 12-е место в мире. Россия после прорыва Индии в клуб стран - триллионеров возглавляет своеобразную «группу преследования» стран - триллионеров. ВВП на душу населения – 12 100 долларов на человека в год – 81-е место в мире. 2007 год войдет в историю как один из самых успешных в развитии российской экономики. Итоги первого полугодия 2007 года: рост ВВП -7,7 – 7,8%; инфляция – 5,1 – 5,2%; объем стабилизационного фонда – 3,14 трл. руб.; приток инвестиций – 60 млрд. долларов; рост доходов населения – 12%% рост производительности труда – 5 – 6%.

• Россия – ядерная держава. Именно ядерные силы играют ключевую роль в определении статуса России как великой военно-политической державы. Они придают России несопоставимую мощь по сравнению со странами, по другим параметрам превосходящим ее. Опасаясь того, что «возрастает уровень и масштабы угроз в военной сфере» в связи с изменением военной стратегии НАТО и ослаблением и отставанием России после распада СССР, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 год) был понижен «ядерный порог»: допускается использование ядерного оружия в качестве ответного средства возмездия не только в ядерной войне, но и в обычной войне, когда будут исчерпаны все средства отражения агрессии.

• Россия занимает первое место в мире по размеру территории (17075,4 тыс. кв. км – 13% общей площади земного шара). Обладая территорией, по площади равной США и Канаде, вместе взятым, Россия остается географической сверхдержавой, растянувшейся на 11 часовых поясов от южного побережья Балтийского моря до Берингова пролива.

• Россия - это геополитический центр, т.е. ее местоположение - выгодное в геополитическом смысле: Россия - уникальный транзитный коридор через Евразию. Через Россию могут пройти коммуникации между тремя мировыми центрами – Европейским Союзом, Восточной Азией, Северной Америкой. Поэтому геополитика России в значительной степени будет определяться ее способностями «обустроить» евразийское пространство.

• Демографический – население России составляет около 142 млн. человек.

• Россия – постоянный член Совета безопасности ООН, располагает правом вето; входит во многие европейские и азиатские региональные организации. Российская Федерация, являясь членом большинства международных организаций и связанная многочисленными двухсторонними и многосторонними соглашениями практически со всеми странами мира, способна сказать свое веское слово в процессе принятия решения практически любой международной проблемы.

• Перспективным ресурсом России является ее демократический выбор, благодаря которому она сможет стать более активным актором геополитики, используя для своего авторитета и влияния в мире, прежде всего, «мягкую» силу.

Какова геополитическая стратегия России? Способна ли Россия конкурировать в геополитическом пространстве на равных с другими великими державами? После краха биполярного мира и распада СССР России, как и многим другим державам, приходится заново формулировать свои политические цели и приоритеты, определять новые параметры национальных интересов и национальной безопасности. Чтобы геополитическая стратегия государства была реальной, рациональной, не утопической, она должна формироваться в соответствии с имеющимися ресурсами государства и геополитическими параметрами. В российском правительстве есть понимание своих действительных интересов. В самом общем виде они просты и конкретны: российские границы и российские жизненные интересы должны быть гарантированы и защищены на западе, на востоке, на юге и на севере. В современном глобальном мире Россия стремится отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать свою собственную безопасность, понимая, что они не должны кардинально противоречить интересам и безопасности наиболее развитых стран мирового сообщества. Современная геополитическая стратегия России базируется на следующих основных принципах:

• Внешнеполитическая самостоятельность России – безусловный императив.

• Отстаивание национальных интересов России с параллельным отказом от «сверхдержавного» поведения на мировой арене.

• Прагматизация действий России на мировой арене с учетом своих национальных интересов и геополитических ресурсов.

Ключевые положения геополитической стратегии России изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена 10 января 2000 года указом президента РФ В.В.Путина. Основополагающая цель геополитической стратегии Российской Федерации – это постепенное приобретение статуса более влиятельного и авторитетного актора в современном геополитическом пространстве. Реализация этой цели предполагает комплекс следующих задач:

1. Формирование в пределах государственных границ РФ политического, военно-промышленного, социально-экономического, культурного, информационного целостного функционального пространства, соответствующего стандартам современного развитого демократического общества.

2. Прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации.

3. Ориентация на интеграцию в мировую политическую, экономическую и финансовую систему, но при этом противостояние многообразным формам внешнего давления.

4. Приверженность в геополитике идее многополярного мира.

5. Координация усилий всех заинтересованных государств в деле создания геополитической картины мира, гарантирующей глобальную безопасность, отвечающей интересам развития всех народов планеты и исключающей гегемонию стран «золотого миллиарда».

6. Противодействие усилению влияния других великих держав на постсоветском пространстве, обеспечение безопасности и стабильности в этой «геополитической оболочке» России, сохранение и расширение для России доступа к природным ресурсам этого региона.

7. Многовекторность геополитики, формирование партнерских отношений в пространстве ближнего и дальнего зарубежья, формирование общих с прилегающими странами экономических, военно-политических, информационных, культурных и иных пространств;

Основные векторы геополитики России:

1. Россия и Запад (США, ЕС).

2. Ближнее зарубежье (страны СНГ).

3. Азиатско-Тихоокеанский регион.

Во взаимоотношениях с Западом Россия стремится к глобальному партнерству, надежному и предсказуемому. В настоящее время практически не осталось фундаментальных неразрешимых противоречий между национальными интересами России и западных стран. Западные страны и Россия имеют ряд совпадающих интересов: укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения всех видов оружия массового уничтожения, предотвращение региональных конфликтов, создание надежной и стабильной системы глобальной и региональной безопасности, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, защита прав и свобод человека и т.д. Партнерские взаимоотношения Соединенных Штатов Америки, Евросоюза и России, которые начали постепенно складываться после окончания холодной войны, имеют определенные позитивные геополитические результаты:

• Были предприняты беспрецедентные шаги в области сокращения стратегических наступательных вооружений.

• Запад, в особенности США, и Россия совместно сумели успешно предотвратить расползание ядерного потенциала СССР по новым независимым государствам, возникшим после краха СССР.

• США, ЕС и Россия – союзники в решении проблемы нераспространения ядерного оружия. Они придерживаются единого мнения о том, что Корейский полуостров должен быть свободен от ядерного оружия, а Иран не должен овладеть технологией обогащения урана.

• Определенные успехи в области борьбы с терроризмом, одним из примеров которых является совместная операция ФБР и российской Федеральной службы безопасности, позволившая обезвредить террористов, пытавшихся приобрести зенитные ракеты для использования против гражданских самолетов в воздушном пространстве США.

• Сотрудничество Запада и России в качестве посредников в урегулировании арабо-израильского конфликта, так называемый «квартет» - ООН, США, ЕС, Россия.

• Совместное сотрудничество в Совете Безопасности ООН, в «Большой восьмерке». Благодаря протекции США Россия регулярно с конца 1990-х годов принимает участие в заседаниях «Большой восьмерки», группы семи промышленно развитых стран мира и России (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, России), которая обсуждает и согласовывает актуальные стратегические международные проблемы.

В российской геополитике большое значение имеют отношения с Соединенными Штатами Америки. Реализация российских национальных интересов, возможностей во внешнем мире во многом определяются отношениями с США. Устанавливая партнерские отношения с США, Россия должна учитывать, что США – страна, которая превосходит Россию по численности населения вдвое, по объему ВВП более чем в десять раз, по военным расходам – в пятьдесят раз, а по современным технологиям и экономической конкурентноспособности еще больше. Россия нуждается в Америке для осуществления своей модернизации, для интеграции в мировую экономику, для обеспечения своей безопасности в региональном и глобальном масштабе. Партнерство с США – это гарантия участия России в формировании нового мирового порядка. Вполне очевидно, что США и Россия вступили в XXI век с разными целями и задачами. Перед США, единственной сверхдержавой, стоит задача всеобщей безопасности и процветания, которая решается трудно, недостаточно эффективно, порождая дополнительные геополитические проблемы. Россия стремится стать полноценным мировым центром, для чего ей, кроме таких ресурсов, как ядерный потенциал, нефть и газ, территория, географическое местоположение, необходимо иметь экономическую мощь, быть конкурентноспособной страной. Америка нужна России, прежде всего, в связи с наращиванием экономического потенциала, что в значительной степени зависит от доступа к современным технологиям, к новейшему организационному и управленческому опыту, к ВТО. Без лояльной, или по крайне мере, нейтральной позиции Соединенных Штатов, обладающих наиболее значимым внешнеэкономическим весом, России будет весьма сложно добиться сколько-нибудь серьезного прогресса в реализации своих экономических интересов.

Российско-американское партнерство не означает отсутствия разногласий, противоречий, конфликтов, о которых можно услышать в речах президента США Дж.Буша и которые достаточно определенно были обозначены президентом РФ В.В.Путиным на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. В настоящее время у Вашингтона к России серьезные претензии в основном относительно ее внутренней политики. Это касается содержания российских реформ, которые обещали расширение прав и свобод граждан, но были, по мнению Вашингтона, сорваны. Речь идет об отсутствии в России эффективной конструктивной политической оппозиции, а также свободных, независимых от государства средств массовой информации, которые объективно необходимы в демократическом обществе. Кроме того, США беспокоит непредсказуемое поведение по отношению к бизнесу и по некоторым другим направлениям экономической политики, что отпугивает иностранных инвесторов и препятствует установлению более стабильного сотрудничества. Но как отмечает Г.Киссинджер: «На развитие российской внутренней политики нельзя смотреть как на индикатор содержания внешней, всегда волновавшей ее соседей. Связь между рыночной экономикой и демократическим государством и мирной внешней политикой – далеко не та очевидна, как это может показаться с позиций здравого смысла. Западной Европе понадобились столетия, чтобы процесс демократизации принес свои плоды, что не исключало целого ряда катастрофических войн. В России, у которой нет необходимых капиталистических или демократических традиций и которая не переживала ни периода Реформации, ни эпохи Просвещения, ни века Великих (географических) открытий, соответствующая эволюция, скорее всего, будет проходить непросто. На раннем этапе этот процесс может даже побудить российских лидеров искать народной поддержки, апеллируя к националистическим чувствам. Но при всех этих оговорках Соединенные Штаты и атлантические государства весьма заинтересованы в России, экономически развивающейся и демократизирующейся, в России, которая впервые в своей истории сосредоточивается на проблемах внутреннего развития и не ищет безопасности, пускаясь во внешние авантюры» .

Россия, в свою очередь, препятствует миссии США в качестве единственного мирового арбитра. Она не согласна с пренебрежительным отношением США к основополагающим принципам международного права и считает, что попытки США внедрить в мировые дела концепцию однополярного мира стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряженности. Россию раздражает столь интенсивное и быстрое расширение НАТО, которое, как отмечал президент РФ В.В.Путин на Мюнхенской конференции, не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе, но является провоцирующим фактором, снижающим уровень взаимного доверия. Россию беспокоит кризисное состояние адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), согласно которому НАТО должно было начать сокращение обычных вооруженных сил для достижения равной безопасности в Европе, подорванной с роспуском Организации Варшавского договора (военный блок так называемых социалистических стран под руководством СССР в Европе, возникший в 1955 году как противовес НАТО) - уровни вооружений, приходившиеся на государства-члены Организации Варшавского договора, перекочевали в натовскую квоту. Страны НАТО не спешат сокращать обычные вооруженные силы в Европе. Хотя в 1999 году ДОВСЕ подписали тридцать стран, к 2007 году его ратифицировали только четыре государства. Главный камень преткновения в отношения России и США – это противоракетная оборона (ПРО). Россия активно возражает против планов США разместить элементы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе (в Польше и Чехии) и предлагает вместо этого совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане, арендуемой Россией, в целях противодействия иранским баллистическим ракетам. Кроме того, В.В.Путин предложил американскому президенту вовлечь в решение этого спорного вопроса европейцев, создать в Москве центр по обмену информацией в рамках ПРО, использовать строящуюся на юге России (в Армавире) станцию по раннему предупреждению ракетных пусков, а также создать в одной из европейских стран, например в Брюсселе, аналитический центр, в результате чего к 2020 году была бы создана единая система противоракетной обороны с равным доступом к управлению этой системой. Россия также не согласна и с идеей «подконтрольной независимости» Косово и отделения края от Сербии, которую отстаивают и стремятся реализовать США и страны ЕС.

Ключевое значение для России имеют отношения с Европейским Союзом, мощным и активным актором в современном геополитическом пространстве. Основным документом, регулирующим отношения между Россией и ЕС, является подписанное в июне 1994 г. на острове Корфу и вступившее в силу 1 декабря 1997 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничеству (СПС), целью которого была выработка концепции единого экономического пространства, зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Но в течение длительного времени ничего конструктивного, что свидетельствовало бы об эффективном сотрудничестве, сделано не было. Только на встречи членов ЕС и Путина в ноябре 2004 года наметилась определенная позитивная динамика во взаимоотношениях ЕС и России. Эти отношения включают проекты четырех общих пространств - экономического; свободы, безопасности и прав; внешней безопасности; науки, образования и культуры. Определенные результаты сотрудничества очевидны в области экономики, науки и образования. Россия – основной поставщик энергоресурсов для Европы. Российский газ составляет более 20% западноевропейского газового рынка, а российская нефть – около 16% потребления нефти Европейского Союза, причем Россия планирует серьезно увеличить экспорт газа в Европу. На ЕС приходится около 40% всего экспорта России. Россия занимает третье место после США и Китая в импорте ЕС. Объем ее поставок в страны ЕС в 2005 году составил 133,4 млрд долл. Экспорт же из ЕС в Россию за тот же период – 43,6 млрд. долл. После встречи ЕС и России в ноябре 2004г. было решено открыть российско-европейский колледж, упрощен визовый режим для студентов, научных работников, бизнесменов. Что касается проблем международной безопасности и правосудия, то в этих сферах больше нерешенных проблем, нежели позитивных результатов.

В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество России со странами ЕС осуществляется преимущественно на двусторонней основе. В действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве общее экономическое пространство прописано в достаточно общих терминах и его необходимо наполнять конкретным содержанием, конкретными бизнес-проектами. Ожидалось, что это будет сделано на восемнадцатом саммите Россия – ЕС в Хельсинки (ноябрь 2006 г.) при подписании Договора о стратегическом партнерстве между Россией и объединенной Европой, который должен сменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (срок действия СПС истекает в 2007 году). Но на пути объявился «польский фактор» - Польша выступает против подписания Договора в связи с ограничениями, введенными в ноябре 2005 года на ввоз ее мясной продукции в Россию, которые, по мнению главы МИД Польши являются «сугубо политическим решением» Москвы – и Договор подписан не был. Рассчитывать на то, что в случае конфликта кого-либо из пусть и не самых популярных стран-членов с внешним, пусть даже и принципиально важным партнером организация займет сторону последнего, было бы странно, ибо это поставило бы под сомнение легитимность альянса. Но вполне возможно и то, что Польшу использовали, чтобы смягчить позицию России по другому, куда более насущному вопросу – ратификации Договора к Энергетической хартии (Энергетическая Хартия была создана в 1991 г. в Гааге для правового регулирования вопросов, связанных с производством, транспортом и торговлей энергоносителей). Чем сильнее и влиятельнее становится Россия на международном рынке энергоресурсов, тем усиливается внешнее давление. Евросоюз опасается энергетического шантажа со стороны России, т.е. Россия, будучи мощным энергетическим экспортером, может использовать этот ресурс для достижения своих геополитических целей, и уверена, что присоединение России к Энергетической Хартии гарантирует Европе в значительной степени энергетическую безопасность. Россия не ратифицирует Энергетическую хартию, считая, что она выгодна, главным образом, потребителям энергетического сырья, а для стран-поставщиков в ней кроются слишком большие риски. Во-первых, в Договоре Энергетической хартии декларируется «недискриминационный доступ транзиту энергетических продуктов», включая беспрепятственное использование транспортных мощностей компаниями-нерезидентами, что прямо ущемляет интересы России. Во-вторых, во избежание определенных рисков и в целях модернизации газотранспортной системы транзитных государств «Газпром» хотел бы войти в капитал газотранспортных компаний транзитных государств, т.е. приобрести газораспределительные сети в Европе, но этому возражает Евросоюз. В-третьих, ратификация договора к хартии не позволит России решить проблему доступа продуктов ядерного топливного цикла на западноевропейский рынок.

Несмотря на эти довольно сложные проблемы, Россия продолжает эффективно использовать свои энергоресурсы в качестве «мягкой силы», постепенно расширяя пространство востребованности энергоресурсов и в Европе, и в Азии и диверсифицируя маршруты их транспортировки. Что касается отношения России к международному энергетическому сотрудничеству, то президент России В.В.Путин в своей речи на Мюнхенской конференции 10 февраля 2007г. отмечал: «В энергетической сфере Россия ориентируется на создание единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий, понимая, что цена на энергоресурсы должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления и шантажа. Мы открыты для сотрудничества. Зарубежные кампании участвуют в наших крупнейших энергетических проектах. По различным оценкам до 26% добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Попробуйте, привести мне пример подобного широкого присутствия российского бизнеса в ключевых отраслях экономики западных государств. Нет таких примеров!»

Важным вектором геополитики России является ближнее зарубежье (постсоветское пространство), а именно отношения со странами СНГ (Содружество Независимых Государств) . СНГ – это во многом искусственное образование, которое создавалось в связи с распадом СССР, для того чтобы обеспечить цивилизованный, «мягкий» раздел военно-промышленного комплекса с ядерным потенциалом. После окончания этого раздела, в повестке дня бывших советских республик уже остро стояли проблемы экономики, безопасности, демографии др., решать которые предполагалось в рамках СНГ. Несмотря на то, что СНГ существует уже длительное время, оно не является интегрированной межправительственной организацией, эффективно решающей проблемы экономики, обороны, безопасности и т.д. Скорее можно говорить о кризисе СНГ, наглядной иллюстрацией которого является появление на постсоветском пространстве иных более эффективных локальных блоков - межправительственных организаций: Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Союз России и Белоруссии, Центральное экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) , Организация Договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан).

Ближнее зарубежье, или постсоветские пространство - это, во-первых, государства Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия, во-вторых, государства в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан), в третьих, государства на западном направлении (Украина, Белоруссия, Молдова). Новые постсоветские государства после распада СССР получили возможность самостоятельно определять свои национальные интересы, формулировать геополитическую стратегию, выбирать себе партнеров и союзников, т.е. стали равноправными акторами мировой политики. Большинство из них действуют весьма прагматично и склонны к сбалансированным отношениям равноправного экономического, политического, культурного и иных форм сотрудничества с Россией, Западом и Востоком.

Россия стремится удержать свое влияние и авторитет в этих регионах, так как они составляет зону ее жизненно важных интересов в области экономики, обороны, национальной безопасности. Совместно со странами СНГ Россия может эффективнее отстаивать свои национальные интересы в мировом геополитическом пространстве, осуществлять геостратегию, противостоять гегемонистским амбициям США. Россия заинтересована в такой пограничной оболочке по всему периметру своих границ, которая состоит из дружественных и миролюбивых государств, в которой отсутствуют территориальные, межнациональные, конфессиональные и иные конфликты.

Россия, хоть и является энергетической сверхдержавой, тем не менее достаточно серьезно зависима от поставок центральноазиатских углеводородов, которые помогают закрывать периодически возникающие «дыры» в энергобалансе страны. В стремлении сохранить влияние в ближнем зарубежье, сохранить доступ к сырьевым ресурсам Центральной Азии и Кавказа, рынкам сбыта для своих товаров Россия конкурирует с ведущими западными государствами, Турцией, Ираном, Китаем, что заставляет Россию быть активнее и искуснее в дипломатическом, политическом и экономическом отношениях. Также российскому влиянию на постсоветском пространстве противостоит ГУАМ, некоторые проекты которого в целях более эффективной модернизации финансирует Запад, тем самым фактически поощряя противостояние стран ГУАМ России. Так, во время второго саммита этой организации в июне 2007 г. в Баку представитель комитета ЕС по экономике и социальной политике М-И. Опран заявил, что в ближайшие три года страны ГУАМ получат от Евросоюза около 915 млн. евро (1,2 млрд. долларов) на различные проекты, которые будут способствовать интеграции этих государств в европейские структуры. Согласно этой программе Азербайджан получит 92 млн. евро, Грузия – 120 млн. евро, Молдавия – 209 млн. евро, Украина – 494 млн. евро. Нынешний политический режим Грузии способствует укреплению американских позиций на Кавказе и вытеснению России из региона. Грузия вышла из состава Совета министров обороны стран СНГ и взяла курс на вступление в НАТО. Азербайджан не возражает против создания на его территории американских и турецких военных баз.

Понимая, что энергоресурсы – это мощный геополитический ресурс, страны ГУАМ пытаются избежать энергетической зависимости от России и стремятся диверсифицировать газовые и нефтяные потоки. Нефтепровод Баку – Супса уменьшил зависимость Азербайджана от России в транспортировке нефти на западные рынки. Страны ГУАМ планируют построить нефтепровод «Одесса – Броды», который должен дойти до Польши. Соединенные Штаты, Евросоюз и Турция также стремятся к поставкам среднеазиатского газа в обход территории России. Для этого предлагается построить Транскаспийский газопровод из Туркмении в Азербайджан, который пройдет по дну моря и затем будет подключен к газопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум (Азербайджан – Грузия – Турция) и (или) проектируемому газопроводу Nabucco (Турция – Австрия). На разработку технико-экономического обоснования Транскаспийского газопровода и нефтепровода из Казахстана в Азербайджан уже выделил деньги департамент США, что, безусловно, нанесло удар по российской монополии на транзит энергоносителей из Центральной Азии. Иран также использует свои экономические ресурсы для влияния в тюркоязычных странах постсоветского пространства. Уже значительные объемы казахской и азербайджанской нефти перекачиваются через трубопроводную систему на севере Ирана. Серьезным конкурентом США и России в борьбе за энергоресурсы этого региона является Китай, который планирует вложить значительные финансовые средства в освоение энергоресурсов Центральной Азии. Пекин и Астана подписали пакет договоров о строительстве трубопроводов между Казахстаном и Китаем. Для Казахстана строительство трубопроводов в сторону Китая – приоритетный нефтегазовый проект. Лидеры Китая и Туркмении подписали договор о строительстве газопровода Туркмения – Китай, строительство которого должно быть завершено к 2009 году. Успешными проектами геополитических конкурентов России в этом регионе можно считать строительство железной дороги Теджен – Сераха - Мешхед, которое открыло новые возможности Туркмении и Узбекистану для развития экономических связей с Ираном, а также открытие Каракорумского шоссе, которое стало важным транспортным мостом между Китаем, Киргизией и Казахстаном.

Страны «новой Восточной Европы» (Украина, Молдова, Белоруссия) также стали объектом геополитической игры России и Запада. У России в этой игре изначальное положение хуже. Эти страны помнят советский режим, и опасаются настойчивой «опеки» Москвы. А внешняя угроза – значительно более важный фактор самоидентификации нации, нежели родство культур и этносов. Кроме того, всякий, выбирающий демократическое развитие, кто поставлен перед необходимостью делать стратегический выбор между Западом и Россией, выберет Запад. Соревнование с Западом в цивилизационной привлекательности Россия проиграла всерьез и надолго. Если бы демократическая модернизация в России происходила быстрее и успешнее, возможно, «теплее» были бы ее взаимоотношения с Украиной и Молдовой. «Оранжевая» революции в Украине, волнения в Молдове – это показатель западного выбора этих республик, стремящихся в ЕС и НАТО. Поскольку страны западного постсоветского пространства – это пограничные с Россией территории, то Россия вправе добиваться того, чтобы любые шаги по сближению ее восточных соседей с ЕС с ней согласовывались. Речь идет не о праве вето, а о том, чтобы постепенно и заранее выстраивать такую структуру отношения с ЕС, при которых даже вступление в ЕС Украины не становилось ударом по российским интересам. Если, например, Украина оказалась бы частью Шенгенской зоны, то это могло бы нанести значительный ущерб России при условии, что она сохраняет визовый режим с ЕС, и совсем иначе, если виз больше не надо.

Имея ограниченные возможности для своей деятельности в политическом пространстве стран «новой Восточной Европы», Россия остается активным актором в экономическом пространстве этого региона. В экономическом отношении Украина, Белоруссия и Молдова тесными узами связаны с Россией. Россия – основной поставщик энергоресурсов в эти страны. Из России Украина получает более 40% импорта, наша страна до сих пор является основным импортером украинской продукции. Зависимость Украины от экономических связей с остальными странами СНГ, особенно Россией, не сократилась и в результате происшедших там в последние два-три года событий. Сотни тысяч украинских, белорусских, молдавских рабочих заняты в различных секторах экономики России. Иллюстрацией тесных экономических отношений между Россией и Белоруссией является строительство трансконтинентального газопровода Ямал – Европа, который в перспективе может стать дополнением или даже альтернативой украинской ветке. Россия и Белоруссия делали определенные шаги по пути экономической и политической интеграции: 2 апреля был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, согласно которому должно было создаваться единое экономическое пространство, или общий рынок товаров, капиталов и рабочей силы; 25 декабря 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России; 2 декабря 1999 г. – договор о создании Союзного государства. Но им не суждено было реализоваться, существенной причиной чего является авторитарный режим в Белоруссии. Как известно, успешно интегрируются в экономическом и особенно политическом отношении государства с демократическим режимом.

Вполне очевидно, что в связи с возникшими проблемами относительно принятия Европейской Конституции темпы объединительных процессов в Европе могут резко замедлиться. Целесообразно было бы строить единую Европу не только на Западе, но и на Востоке. Создание единого экономического пространства, включающего в себя Россию, Украину, Белоруссию, Молдову, Казахстан, могло бы принести выгоду как этим странам, так и Евросоюзу. Ведь взаимодействие между двумя этими системам – ключ к расширенной объединенной Европе.

Несмотря на то, что геополитика России на постсоветском пространстве сталкивается с большими сложностями и трудностями, она имеет и некоторые позитивные результаты:

• Хотя на территории Центральной Азии обозначились как минимум три конкурирующих проекта экспорта нефти и газа – в Россию, Китай и на Запад через Азербайджан, Россия пока обходит своих конкурентов в борьбе за ресурсы Центральной Азии (согласно соглашению России со странами Центральной Азии, Россия до 2011 г. закупает практически весь добываемый здесь на экспорт газ). Но в перспективе новые энергетические проекты Астаны и Ашхабада (строительство газопровода «Туркмения-Китай», который пройдет через территорию Казахстана и Узбекистана, а также Транскаспийский газопровод) могут лишить Москву контроля над центральноазиатским газом. Хотя мае 2007 г. президенты России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана договорились о строительстве к 2014 году Прикаспийского газопровода мощностью до 40 млрд. кубометров в год, который пойдет в обход Каспийского моря по территории России, работа над этим договором не завершена. Лидеры Казахстана и Туркмении заверяют, что запасов углеводородов у них хватит на все проекты, в том числе и на Прикаспийский.

• По инициативе России была создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), открытая международная организация безопасности, которая объединяет стратегических партнеров, стремится обеспечить стабильность в своем геополитическом пространстве, активизируя противодействия всем вызовам и угрозам. Решение Узбекистана, который еще совсем недавно стремился стать «центральноазиатским тигром» и ориентировался на Запад, выйти из ГУУАМ, ликвидировать военную базу США на своей территории и присоединиться к ОДКБ значительно поменяло в пользу России геополитический расклад в Центрально-Азиатском регионе.

• Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), региональной структуры сотрудничества в различных сферах, в которую входят Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Китай.

• Сохранение военного присутствия России в ряде постсоветских стран: Черноморский флот РФ на Украине (около 20 тыс. военнослужащих); станция оповещения о ракетном нападении Балхаш в Казахстане (свыше 15 тысяч военнослужащих); военные объекты, входящие в стратегические системы РФ и располагающиеся на территории Азербайджана (Габалинская РЛС), Белоруссии (РВСН и ВМФ), Киргизии (военно-воздушная база), Таджикистана (РВСН); обслуживающий персонал космодрома Байконур, полигонов Эмба и Сары-Шаган.

• На Кавказе стратегическим партнером России остается Армения. Армения вовлечена в систему коллективной безопасности СНГ. Продолжается ее военное, военно-техническое сотрудничество с Россией.

• Российско-азербайджанские отношения имеют хороший потенциал развития. Азербайджан готов пойти на многостороннее сближение и интеграцию с Россией на взаимовыгодной основе, осознавая необходимость этого для устойчивого экономического роста и бесконфликтной обстановки в регионе.

• 13 лет назад в зону грузино-абхазского конфликта вошли Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ. Страны Содружества решили, что эту функцию будут выполнять представители России. Хотя за годы пребывания в зоне конфликта погибли более 100 военнослужащих, за 13 лет миротворцы сумели сделать так, что активные военные действия между сторонами не возобновлялись.

Стратегическим выбором России является и Азиатско-Тихоокеанский регион. Кредо России в Азии - равноправное партнерство и взаимная выгода. Новые постулаты геополитики России в АТР были сформулированы М.Горбачевым в 1986-1987 гг.: (1) свертывание военного присутствия в Восточной Азии, где у СССР была огромная группировка; (2) нормализация отношений с Китаем; (3) нормализация отношений с Японией (в 1991 году в ходе визита Горбачева было признано существование «территориальной проблемы» Южных Курил и начались тяжелые переговоры по ее решению); (4) установление дипломатических отношений с Южной Кореей, что произошло в 1990 году. В настоящее время Россия целенаправленно стремится подключиться к интеграционным процессам Азиатско-Тихоокеанского региона. Значение АТР для России определяется рядом факторов. Во-первых, это обеспечение стабильности и безопасности на российских восточных рубежах, что важно для успешной модернизации страны. Во-вторых, вовлеченность в интеграционные процессы региона способствует созданию благоприятных условий для социально-экономического развития страны в целом, и, прежде всего, для Сибири и Дальнего Востока. В-третьих, это динамичное становление АТР в качестве центра мирового развития, став членом которого Россия сможет активно участвовать в формировании геополитического пространства. В-четвертых, азиатско-тихоокеанская интеграция сможет сбалансировать отношения России с Западом, т.е. опосредованно, через эффективное участие в интеграционных процессах в Восточной Азии, Россия станет более привлекательна и для Запада. В-пятых, для России полезно использовать восточноазиатский опыт развития экономики, которая за довольно короткий срок могла достичь колоссальных результатов. Очень важно, что Россия, включается в интеграционные процессы АТР на их начальной стадии. Для приобретения авторитета в данном регионе и установления тесного сотрудничеств со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Россия эффективно использует следующие ресурсы. Во-первых, поставка энергоресурсов, в которых остро нуждается быстро развивающийся регион (по оценкам экспертов США, к 2020 году Китай будет вынужден увеличить потребление энергии на 150%). В связи с этим Россия строит мощный трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Китай, Япония, Индия согласны вкладывать огромные средства в разработку восточносибирских месторождений нефти и газа, в строительство трубопроводов. Развивать сотрудничество с Россией в области энергетики намерен и Пакистан. Во-вторых, транспортные коридоры между Азией и Европой – Трансиб, БАМ, автомагистраль «Москва – Владивосток». Перевозки по ним в 1,5 – 2 раза быстрее и в 1,5 раза дешевле, чем через Суэцкий канал. В-третьих, экспорт комплексного оборудования. Если в Европе Россию ценят в основном как поставщика нефти и газа, то в этом регионе востребована и российская готовая продукция. В Восточную Азию Россия достаточно успешно продает и оружие (Китай, Индия, Пакистан, Малайзия, Индонезия). Но, правда, в последние годы изменились подходы китайских заказчиков. Китай покупает только новейшие версии российского оружия. Так, если в 1996-1997 годах (пик военных поставок Китаю) на долю Китая приходилось 69-70% российского оружейного экспорта, то в 2006 году – только 40%, а в 2007- м, по экпертным прогнозам, - не более 17-19%. Именно в АТР российская экономика взаимодействует с крупнейшими экономиками мира (за исключением ЕС) – США, КНР, Японии, Индии, АСЕАН. В 2006 году страны АТР вышли на второе место после Евросоюза среди торговых партнеров России. Ежегодный рост товарооборота России с государствами этого региона составляет 20%.

На азиатском направлении главными в геополитическом плане для России являются отношения с Китаем, ибо Россия не может не учитывать прогнозы о растущей роли Китая в мире. За истекшее десятилетие объем торговли между Россией и Китаем непрерывно растет, увеличиваясь в среднем на 20-30% в год. В июле 2005 года состоялся визит в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао, по итогам которого президент России Путин заявил, что между Россией и Китаем «решены, по сути, все крупные политические вопросы» и что Москва и Пекин способны находить компромиссы по проблемам, доставшимся им от прошлого. Компромисс по приграничным районам действительно был найден: в мае 2005 года российская Дума ратифицировала дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части. По нему ряд мелких островов в верховьях реки Аргунь и в районе впадения Уссури в Амур был закреплен за Китаем. Заключение договора отвечает интересам национальной безопасности страны, так как неурегулированные пограничные проблемы несут в себе риск напряженности во взаимоотношениях стран.

С Китаем Россия имеет одну из наиболее протяженных границ (около 4200 км). Некоторые эксперты полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, в результате которой мы можем потерять Дальний Восток и Восточную Сибирь. Эта точка зрения заставляет вспомнить геополитические предостережения русского ученого В.Семенова-Тян-Шанского в начале XX века, который считал возможную китайскую экспансию следствием социально-экономической неразвитости, недостаточной плотности населения, а сегодня к этому можно добавить и относительное ухудшение человеческого капитала в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, по сравнению с европейской частью России. Проблема развития Восточной Сибири и Дальнего Востока актуальна уже не одно столетие, в связи с чем, вероятно, правы те, кто считает, что эффективное развитие этих регионов возможно путем интеграции России с другими, прежде всего соседними, государствами. Кроме того, российскому государству необходимо осуществлять рациональную, цивилизованную политику в отношении китайской и другой иммиграции и помнить, что интеграционные процессы, к которым совершенно оправданно стремится в этом регионе Россия, – это и миграционные потоки тоже. В данном контексте большой интерес вызывает разработанный губернатором Красноярского края А.Хлопониным и его единомышленниками современный проект частногосударственного партнерства, в котором сходятся интересы федеральной власти, региональной администрации и бизнеса, проект, который предполагает активное привлечение рабочей силы из Китая на правах легального использования трудовых ресурсов. Этот проект направлен на подъем региона и экономическую эволюцию России в целом, итогом которого должно стать появление заметного в масштабах глобальной экономики региона, который в течение короткого переходного периода пройдет этап новой индустриализации и породит новые формы российско-китайских производственных объединений.

Для России открываются взаимовыгодные перспективы сотрудничества – экономического, политического и военного с таким потенциальным лидером экономического развития, как Индия. Сейчас между Россией и Индией действует протокол о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Согласно документу, ОАО «НК «Роснефть» и Индийская корпорация нефти и газа (ОНКГ) занимаются совместным освоением месторождений на территории Индии и России. Военно-техническое партнерство России с Индией также развивается успешно. Об этом свидетельствуют совместные антитеррористические учения обеих стран. На долю Индии приходится около 40% российского военного экспорта. За последние семь лет Россия поставила Индии военной техники на 9 млрд. долларов. В целом двухсторонняя программа по военно-техническому сотрудничеству рассчитана на период до 2010 года и включает порядка 200 проектов на сумму более 18 млрд.долларов.

Довольно важными и сложными в геополитическом плане остаются отношения России и Японии. Взаимоотношения упираются в проблему Курильских островов (конкретно - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), на присоединение которых к своей территории претендует Япония. Как известно, в 1945 году СССР по договору с союзниками в Ялте (1943) вступил в войну с Японией и занял ее «северные территории». В настоящее время Россией не отрицается наличие территориальной проблемы между двумя государствами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий японской стороны, а как возможный акт доброй воли ради упрочения добрососедских отношений и заключения мирного договора. Дискуссии по поводу возвращения или невозвращения островов поднимаются периодически, но проблема не решена. Кремль признает Совместную декларацию 1956 года, согласно которой СССР соглашался уступить японцам остров Шикотан и гряду Хабомаи. Два из четырех островов Россия готова была отдать и в хрущевские времена, и в ельцинские времена. Проблема в том, что на такой вариант не соглашаются японцы, так как необитаемая гряда Хабомаи и крохотный Шикотан не идут ни в какое сравнение с более крупными и пригодными для жизнедеятельности Итурупом и Кунаширом. Вероятно, в перспективе совместными усилиями России и Японии проблема с Южными Курилами будет решена. Но при решении данной проблемы нельзя повторять опыт воссоединения Германии, когда Россия много потеряла и в финансовом, а позже и в геополитическом отношении. Кроме того, следует понимать, что в современной геополитике более важными, нежели территория государства и ее размеры, являются финансовые, человеческие, информационные, культурные потоки. Как известно, в течение длительного времени Германии не хватало «жизненного пространства», вследствие чего она инициировала мировые войны, а сейчас вполне хватает, чтобы намного опережать в развитии Россию с ее 17 миллионами квадратных километров.

Россия интегрируется в процессы АТР и через участие в межправительственных структурах региона. Входя в региональные интеграционные соглашения, Россия устанавливает на будущее систему своих взаимоотношений с весьма сильными игроками геополитики. С 1997 года Россия – член международной региональной организации Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в которой представлено свыше 60% мировой экономики. РФ усиливает свои позиции в регионе благодаря Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой Россия если и не главенствует, то, по крайней мере, выглядит наравне с Китаем. Россия может повысить свой авторитет в регионе, если по предложению В.Путина будет создан Энергетический клуб Шанхайской организации. Российские парламентарии со своими партнерами в АТР также ведут совместный поиск стабильного и эффективного развития региона в рамках Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ), молодой динамично развивающейся межпарламентской организации.

Россия стремится оптимизировать свое сотрудничество с такой авторитетной в Азиатско-Тихоокеанском регионе организацией, как АСЕАН, которая является движущей силой в формировании нового интеграционного образования – Восточно-Азиатского сообщества. Однако АСЕАН продолжает рассматривать взаимодействие с РФ как «стратегический довесок» своих отношений с США, Китаем, Японией. В последнее время была выявлена точка взаимного соприкосновения – это борьба с терроризмом. В Совместной декларации министров иностранных дел РФ и АСЕАН о партнерстве и укреплении мира, безопасности, развития и процветания Азиатско-Тихоокеанского региона (июнь 2003 г.) основное внимание было уделено политическому сотрудничеству; наиболее четко прописанная часть документа – возможные совместные мероприятия по борьбе с терроризмом и различными проявлениями транснациональной преступности. В ноябре 2004 г. Россия присоединилась к Балийскому Договору о дружбе и сотрудничестве стран АСЕАН, что имело для Ассоциации определенное политико-пропагандистское значение, ибо Россия – крупная страна, ядерная держава, постоянный член Совета безопасности ООН и т.д. России это не принесло больших дивидентов, ибо чтобы стать участником Восточно-Азиатского саммита Россия должна не только присоединиться к Договору о дружбе и сотрудничеству АСЕАН, но и обладать статусом полноправного партнера АСЕАН, т.е. иметь «развитые отношения» с Ассоциацией, под которыми страны-члены АСЕАН понимают, прежде всего, высокий динамизм экономического сотрудничества и участие в совместных с Ассоциацией проектах. Как подчеркивал генсек АСЕАН, участников Ассоциации интересует не географическое положение или размеры страны, а уровень развития двусторонних отношений. «Развитые отношения» - камень преткновения во взаимоотношениях РФ и АСЕАН. В настоящее время торгово-экономические связи РФ с государствами АСЕАН исчисляются суммой лишь в 4,4 миллиарда долларов, что составляет 0,3 процента внешнеторгового оборота России. Шансы России в недалеком будущем присоединиться в качестве полноправного члена к формируемому Восточно-Азиатскому сообществу повышает выдвижение странами АСЕАН на первый план задач широкого сотрудничества в энергетической сфере

< Назад   Вперед >

Содержание