1. Российский Север и Арктика

В Северный регион России входят территории Севера страны и ее Арктическое геополе. Северные территории России необходимо рассматривать в контексте геополитических проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков. Необходимо не только определить эти проблемы, но и попытаться осмыслить, понять и использовать то уникальное геополитическое положение, которое занимает в мире Россия.

В 80–90-х гг. XX столетия в мире произошли глобальные перемены, которые качественно изменили приоритеты во внутренней и внешней политике государств, нарушили соотношение сил на мировой арене, изменили структуру современного мира и т. д. Это привело к пересмотру методов анализа и оценки современного устройства мира. В связи с этим необходимо охарактеризовать геополитический и региональный аспекты перемен, новое геостратегическое положение России в Северном регионе, и в частности значение для России возрождения и развития Северного морского пути.

Новая геополитическая ситуация сложилась в Евразии. Геополитическое положение Российской Федерации оказалось хуже геополитического положения Советского Союза. Между Россией и Западной Европой образовалась широкая полоса из вновь созданных независимых государств (Украина, Белоруссия, Молдавия, государства Прибалтики, бывшие “социалистические” страны Восточной Европы); значительно сократился доступ России к открытым морям. В связи с этим возрастает геостратегическое значение российского Севера, где сосредоточена [c. 172] большая часть природных богатств страны и пролегает кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Арктическое геополе страны стало играть роль моста между Западом и Востоком. Его геополитический потенциал возрос в несколько раз, чему способствовали своего рода “восточные ворота”, открывающие путь на перспективные рынки стран АТР. Север и Восток России должны сыграть свою историческую и геополитическую роль – способствовать возрождению экономической мощи России, восстановлению ее как великой державы, соединяющей европейскую, северную и азиатскую цивилизации2.

Северные территории России – один из богатейших ее регионов. По запасам ценного сырья ему нет равных. Нефть, газ, золото, алмазы, никель, медь, апатиты, платина, железо, а также древесина, рыба, пушнина, минеральные удобрения и многое другое делают его крайне важным для экономики страны. По оценкам западных экспертов, общая стоимость всех полезных ископаемых России составляет более 28 трлн долл., причем на ее Северный регион приходится 80% этой суммы (стоимость полезных ископаемых США – 8 трлн долл.).

Северный регион приносит более половины валютных поступлений, дает до 20% национального дохода, хотя проживает здесь менее 10% населения России. Русский Север – это 1/5 внутреннего валового продукта России и до 60% ее сырьевого экспорта. Здесь добывается 95% российского газа. Потенциальная газоносность континентального шельфа Баренцева и Карского морей оценивается в 50–60 млрд т. Разведанные запасы газа составляют примерно 80% всех запасов страны. Они сосредоточены в основном в Ямало-Ненецком автономном округе.

В конце XX в. на Север приходилось около 60% внешнеторгового оборота России3.

Национальные интересы России в Арктике связаны с экономикой, геополитикой, наукой и экологией.

Экономические интересы обусловлены наличием в Арктике крупнейших запасов полезных ископаемых, определяющих развитие экономики не только данного региона, но и всей страны, особенно в перспективе (углеводороды, цветные и благородные металлы и др.). Почти 100% разведанных в России запасов [c. 173] никеля, кобальта, тантала, олова, ниобия и редкоземельных металлов сосредоточено в российском секторе Арктики.

В силу особого географического положения Арктика является местом пересечения геополитических интересов как арктических, так и неарктических государств.

Роль науки для Арктики особенно велика, так как идущие здесь природные процессы теснейшим образом связаны с глобальными природными процессами на Земле. В Арктике решение прикладных хозяйственных и оборонных задач без надлежащего научного обоснования и обеспечения практически невозможно. Поэтому сохранение достигнутых ранее отечественной наукой лидирующих позиций в Арктике – важнейшая национальная задача.

Арктический регион интересен с экологической точки зрения. Арктика пока остается одним из наименее загрязненных районов Земли и играет большую роль в сохранении биологического равновесия на планете.

Необходимо также отметить, что Россия является одной из ведущих энергетических держав, причем запасы ее энергоресурсов сосредоточены в основном в Арктическом регионе. На севере Западной Сибири, являющейся главной топливно-энергетической базой России, сосредоточены основные запасы углеводородного сырья. Хотя ряд месторождений – – Медвежье, Уренгойское, Вынгапуровское, Ямбургское – к началу XXI в. в значительной мере выработаны, однако огромный минерально-сырьевой потенциал региона используется еще недостаточно, что при благоприятных условиях может стать фактором, способствующим его дальнейшему экономическому развитию.

Основным федеральным программным документом с указанием конкретных мероприятий по социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации является Федеральная целевая программа (ФЦТ) “Мировой океан” (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 919 от 10 августа 1998 г.4; государственный заказчик-координатор – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации).

Одна из десяти ее подпрограмм именуется “Освоение и использование Арктики”. Этой подпрограммой предусмотрены: [c. 174] совершенствование механизма государственного управления в Арктике; повышение энергонезависимости арктических регионов; повышение надежности и эффективности работы арктической транспортной системы; создание условий устойчивого развития Арктического региона; совершенствование системы управления социальным развитием; международное сотрудничество и деятельность на архипелаге Шпицберген. Реализация подпрограммы началась в 1999 г. с проведения ряда научно-исследовательских работ, а также с оказания господдержки работам по созданию наземных станций для определения координат судов с помощью искусственных спутников Земли (ИСЗ) на трассах Северного морского пути и по доразведке нефтегазового месторождения “Бухта Петунья” на российском участке архипелага Шпицберген.

Целый ряд мероприятий, касающихся Арктики, включен в подпрограммы “Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики”, “Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана”, “Международно-правовые вопросы и их политический аспект”, “Исследование природы Мирового океана”, “Военно-стратегические интересы России в Мировом океане”, “Использование биологических ресурсов Мирового океана”, “Транспортные коммуникации России в Мировом океане”, “Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане”. По каждой подпрограмме определен госзаказчик. Кроме того, исследование проблем Арктики выполняется в соответствии с подпрограммой “Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарктики” государственной научно-технической программы “Исследования и разработки развития науки и техники по приоритетным направлениям гражданского назначения”.

Для выполнения ФЦП “Мировой океан” были созданы Межведомственная комиссия по делам Арктики и Антарктики и Межведомственная комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перед ними поставлена задача скоординировать все мероприятия федерального уровня, относящиеся к Арктике.

Проблема освоения Арктического региона России тесно связана с концепцией устойчивого развития и решением одной из глобальных проблем человечества – экологической. Концепция [c. 175] перехода Российской Федерации к устойчивому развитию предполагает формирование новых общественно-производственных и эколого-экономических условий во всех регионах России.

Специфика перехода к устойчивому развитию Северных территорий, и в частности Арктической зоны Российской Федерации, обусловлена в первую очередь тем, что Россия – единственная страна, которая ведет за Северным полярным кругом широкомасштабную хозяйственную деятельность в условиях исключительно высокой уязвимости природы. Многолетний потребительский подход к освоению пространств и ресурсов Арктической зоны России (АЗР) без учета характера воздействия той или иной деятельности на состояние окружающей среды привел к образованию локальных районов (Западно-Кольский, Норильский и др.) высокой экологической напряженности. Это потребовало скорейшего перехода на иную модель развития производительных сил. Экологическую ситуацию осложнило начавшееся освоение колоссальных запасов углеводородного сырья, открывшее новый этап эксплуатации АЗР. Новая модель развития этого региона должна исключить инерцию советского периода и в полной мере учесть характер современного политического устройства страны. Такая модель развития должна строиться с учетом не только изменяющихся внутренних и международных условий в АЗР в целом, но и новых, перспективных целей (включая национальную безопасность России в этом регионе).

К основным целям Российской Федерации в АЗР относятся:

политическое сохранение и практическое обеспечение территориальной и функциональной целостности страны;

эффективное обеспечение обороноспособности на этом важнейшем стратегическом направлении;

социально-экономическое развитие Арктического и северных районов страны как взаимосвязанного целого, развитие, выступающее главной предпосылкой не только сохранения, но и укрепления геополитического положения Российской Федерации в Арктике;

перестройка экономики Арктического и северных районов в соответствии со стратегией устойчивого развития страны в целом;

проведение в Арктической зоне социально и международно ответственной экологической политики; [c. 176]

сотрудничество в достижении поставленных целей с заинтересованными государствами, и международными организациями, частными фирмами, общественными структурами и движениями.

Основные цели устойчивого развития АЗР не в последнюю очередь определяются геополитическими требованиями укрепления позиций Российской Федерации в этом регионе планеты с учетом факторов, которые станут определяющими в мировой экономике и глобальной политике в первой половине XXI в. Обеспечение интересов России в Арктическом регионе как части комплекса ее интересов в рамках перехода к устойчивому развитию возможно только на базе одновременного комплексного стабильного развития северных районов и непосредственно прилегающих к ним глубинных территорий страны.

Вместе с тем развитие Арктического региона не может ограничиваться созданием новых поселений, строительством промышленных предприятий, организацией жестких инфраструктур и т. п. Современное развитие АЗР предполагает направленный выбор перспективных видов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой щадящим образом в отношении арктической среды, по возможности без физического проникновения человека, а также экологическое окультуривание ранее освоенных арктических пространств на базе перестройки экономики и экономических связей, при широком международном сотрудничестве.

Переход к устойчивому развитию АЗР должен осуществляться исходя из необходимости развития этих территорий как одного из условий и средств выведения экономики России из затяжного кризиса и обеспечения перехода к ускоренному развитию страны в целом. При этом следует учитывать центральную роль АЗР и всего региона Заполярья в обеспечении стратегической обороноспособности страны.

Следующий аспект рассматриваемой проблемы – международное сотрудничество в Северном регионе, которое необходимо использовать для обеспечения устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации с учетом специфики Арктики и российских интересов.

Основополагающим остается региональный подход к сотрудничеству в Арктике. Он направлен на сдерживание широкой интернационализации решения арктических проблем. Арктические [c. 177] страны, в первую очередь Россия и Канада, как страны с самым протяженным арктическим побережьем, позиции и интересы которых во многом совпадают, а также Дания, Исландия, Норвегия, США, Финляндия, Швеция ответственны за сохранение окружающей среды в Арктике, за устойчивое развитие этого региона. Они, согласно международным принципам, при рассмотрении и решении проблем Арктики обладают особыми правами, которых нет у неарктических стран. Многостороннее сотрудничество в Арктике следует развивать прежде всего посредством региональных организаций, создаваемых арктическими странами. Позиция Российской Федерации в международных организациях по проблемам Арктики должна определяться ее стратегическими интересами.

России, заинтересованной в притоке иностранных инвестиций для освоения природных ресурсов Арктики, необходимо усилить контроль за соблюдением экологических нормативов, предусмотренных международной практикой и российским законодательством. Иностранный капитал, принимающий участие в освоении нефтяных, газовых и других месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации, включая арктический шельф, часть инвестируемых средств обязательно должен использовать для глубокой комплексной переработки сырья, создания современной природоохранной, социальной и производственной инфраструктуры.

Указанные выше принципы международного сотрудничества в Арктике необходимо закрепить в законодательном порядке.

Двустороннее сотрудничество России и Канады в Арктике и на Севере на межправительственном уровне (соглашение между правительствами Российской Федерации и Канады подписано в 1992 г.) осуществляется рабочей группой по Арктике и Северу, созданной в рамках Межправительственной российско-канадской экономической комиссии. Канада должна оставаться основным партнером России в Арктике, поскольку их позиции по ряду принципиальных вопросов совпадают. Между Миннауки России и Норвежским научно-исследовательским советом в 1997 г. подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области изучения Арктики и Севера. По отдельным арктическим проблемам (загрязнение Арктики, изучение Берингова и Чукотского морей, моря Лаптевых, рыболовство в смежном [c. 178] районе Баренцева моря и др.) осуществляется сотрудничество с Норвегией, США, ФРГ и другими странами.

В области многостороннего сотрудничества определены два главных направления. Одно – реализация принятой в 1991 г. арктическими странами Стратегии охраны окружающей среды Арктики (в том, числе мониторинг и оценка состояния окружающей среды, защита морской среды от загрязнения, сохранение арктической флоры и фауны, предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций и борьба с их последствиями в Арктике). Другое – устойчивое развитие этого региона. В Арктическом Совете, созданном в 1996 г. как межправительственный форум, имеют место два подхода к сотрудничеству по устойчивому развитию Арктики. Большинство ученых и специалистов России, Канады, Скандинавских стран считают, что необходимо на базе национальных концепций (или стратегий) устойчивого развития Арктики разработать согласованную циркумполярную (лат. circum – вокруг) концепцию (стратегию), которую положить в основу совместной программы устойчивого развития этого региона. США полагают целесообразным разрабатывать и реализовывать конкретные проекты, подпадающие под понятие “устойчивое развитие”, и не видят необходимости в разработке общей концепции или стратегии.

России необходимо укреплять свое влияние в международных организациях, занятых решением проблем Арктики: в Совете Баренцева/ Евроарктического региона, Международном арктическом научном комитете, Северном Форуме, Постоянном комитете парламентариев Арктического региона.

Необходимым условием стабильности в Арктическом регионе является решение международно-правовых проблем, которые в той или иной мере затрагивают интересы России. В их числе:

а) Делимитация, т. е. определение государственной границы с описанием ее прохождения и нанесением на карту в соответствии с заключенным договором, морских пространств в Арктике: на западе – с Норвегией, на востоке – с США.

Переговоры между Россией и Норвегией ведутся с 1970 г., но по южной части разграничительной линии, имеющей большое экономическое и оборонное значение для России, договоренности достичь не удалось. Поэтому целесообразно вновь предложить Норвегии (впервые это было сделано в 1988 г.) приступить [c. 179] к совместным разработкам на паритетных началах нефтегазовых месторождений на структуре Федынского, находящейся в спорной зоне. В восточной части Арктики разграничение морских пространств с США осуществлено путем межправительственного соглашения от 1 июня 1990 г. Однако Россией оно не ратифицировано, поскольку, по мнению ряда специалистов, ущемляет ее национальные интересы. Данный вопрос требует тщательного изучения. С этой целью необходимо создать специальную комиссию Правительства Российской Федерации и Государственной Думы или провести парламентские слушания.

б) Земли и острова в российском секторе Арктики. В соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 12 апреля 1926 г. “Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”5 все земли и острова, которые открыты или могут быть открыты в секторе, прилегающем к северному побережью России до Северного полюса (нанесены на географические карты), принадлежат России. Это официально не оспаривается ни одной из арктических стран, однако требует закрепления в федеральном законе Российской Федерации.

в) Статус Северного морского пути. Согласно Федеральному закону “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”6, Северный морской путь (СМП) является исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике. В связи с развитием международного судоходства по Северному морскому пути необходимо установить режим плавания по трассам Северного морского пути российских и иностранных судов только в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

г) Статус околополярной области в центральной части Арктики. Государствам Северного региона целесообразно провести исследования для определения возможности придания центральным районам Арктики, находящимся за пределами национальной юрисдикции прибрежных арктических государств: России, Канады, США, Норвегии и Дании, особого правового [c. 180] статуса, выгодного для России, основанного на ее исторической практике и совместимого с ее законодательством.

д) Интересы России на архипелаге Шпицберген. На основании Договора о Шпицбергене, подписанного в Париже 9 февраля 1920 г., Россия продолжает диверсификацию (т. е. разностороннее развитие) своей деятельности на этом архипелаге, решая с Норвегией спорные вопросы, например вопрос о рыболовстве в прилегающих к Шпицбергену акваториях и др.

К приоритетным направлениям сотрудничества в Арктике, в частности, относятся:

согласование общей концепции (стратегии) устойчивого развития Арктического региона и разработка на ее базе программы действий арктических стран;

инвентаризация и по возможности гармонизация нормативной правовой базы арктических стран по Арктическому региону;

в области экологии: разработка и гармонизация экологических правил, норм и стандартов арктических стран, а также принципов рационального природопользования в Арктике; разработка плана действий Арктического Совета по ликвидации загрязнения Арктики и национального плана действий по защите арктических морей России от антропогенного загрязнения; сокращение выбросов и сбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, реабилитация загрязненных территорий; борьба с трансграничным переносом загрязняющих веществ в Арктику; утилизация и захоронение радиоактивных отходов, утилизация выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок и ледоколов; борьба с разрушением озонового слоя и его последствиями; оценка возможных экологических последствий освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, разработка методов борьбы с аварийными разливами нефти в арктических морях, в том числе покрытых льдом; сохранение в Арктике биоразнообразия, подготовка и издание Красной книги Арктики (редкие и исчезающие виды животного мира); развитие сети особо охраняемых природных территорий; развитие сети экологического мониторинга;

в области экономики: использование местных и нетрадиционных источников энергии, повышение извлекаемости нефти и конденсата в осваиваемых и вырабатываемых месторождениях; разработка эффективных и экологически безопасных технических средств и технологий для освоения углеводородных ресурсов [c. 181] арктических морей, применение ресурсосберегающих и малоотходных промышленных технологий; разработка грузовых и пассажирских транспортных средств для использования в арктической тундре; расширение трансконтинентальных морских перевозок грузов, кроссполярные воздушные сообщения; использование мощностей цветной металлургии в Мурманской области; развитие современных средств связи, в том числе космических; борьба с контрабандным промыслом и незаконными поставками за рубеж морских биологических ресурсов;

в социальной сфере: охрана здоровья коренного и пришлого населения, профилактика и лечение профессиональных заболеваний полярников; решение проблемы переселения граждан из Арктики в районы с более благоприятными климатическими условиями; строительство жилья с учетом арктических условий; проблем коренных решение малочисленных народов Севера, детей и молодежи в Арктике; подготовка квалифицированных кадров для работы в Арктике; развитие международного туризма;

в научно-технической сфере: оценка роли Арктики в глобальных климатических процессах; изучение происходящих в Арктике природно-климатических изменений под воздействием как естественных, так и антропогенных факторов; изучение воздействия природно-климатических изменений на человека и его жизнедеятельность в Арктике; исследование влияния загрязнения окружающей среды на здоровье коренного и пришлого населения Арктики; изучение историко-культурного наследия Арктики.

В целях закрепления особой роли арктических стран и их ответственности за сохранение в Арктике окружающей среды и устойчивое развитие Арктического региона нуждается во всестороннем изучении вопрос о целесообразности и возможности заключения Договора арктических стран о сотрудничестве в Арктике, а также вопрос о преобразовании Арктического Совета в Совет арктических государств.

Исследования США в Арктике координируются через созданный в 1986 г. Межведомственный комитет по арктическим исследованиям. Он действует на основе принятого в 1984 г. закона “О политике в области научных исследований США в Арктике” и принятого в 1986 г. закона “О защите национальных интересов США в Арктике”. В исследовании Арктики приняли участие 12 американских министерств и ведомств и около 30 [c. 182] университетов. В 90-х гг. XX в. общая сумма расходов США на арктические исследования составила около 100 млн долл.7 Россия в тот период существенно отставала от США в области научного инвестирования в Арктический регион; с тех пор это отставание еще увеличилось.

Необходимо отметить, что у России в Арктическом регионе существуют и территориальные проблемы с соседними государствами, без решения которых (или хотя бы их сглаживания) полномасштабное использование Северного морского пути достаточно проблематично. О сложности и серьезности территориальных проблем говорит тот факт, что ряд стран проводят в Северном регионе военные учения с целью разработки стратегии разрешения спорных территориальных вопросов с Россией.

Предметом территориального спора России с Норвегией является участок континентального шельфа в Баренцевом море площадью 170–180 тыс. км2 (больше, чем территория всей Прибалтики). В этом так называемом “сером секторе”, по мнению ученых, есть богатые нефтегазовые месторождения. Норвежцы чувствуют себя на спорных территориях хозяевами. Нефтедобычу они пока там не ведут, но российские рыболовные суда выпроваживают оттуда крайне решительно. На расположенном рядом Шпицбергене (архипелаг принадлежит Норвегии, но открыт для экономической деятельности всех стран) норвежцы совместно с американцами начали реализовывать ряд военных проектов

< Назад   Вперед >

Содержание