Политическая система как механизм власти

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу "входа - выхода".



Механизм функционирования политической системы

Д. Истон различал два типа "входа": требования и поддержка. Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Выделяют следующие виды требований: а) распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг); б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т. д.); в) коммуникативные (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и т. д.). Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему.

Поддержка означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные системе. Формы проявления поддержки весьма разнообразны: исправная уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность политическому руководству, проведение демонстраций в поддержку режима, патриотизм и т. д.

Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов, преобразующих требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для применения адекватных требованию момента социальных технологий, с помощью которых осуществляются преобразования.

Основными объектами поддержки в политической системе Д. Истон называл политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами он выделил три типа поддержки: 1) поддержка режиму, понимаемому как совокупность устойчивых ожиданий, включая ценности (свобода, плюрализм, собственность и т. д.), на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые и т. д.) и структуры власти; 2) поддержка власти, т. е. всех формальных и неформальных политических институтов, например, харизматических вождей, которые выполняют властные функции; 3) поддержка политического сообщества, т. е. группы лиц, связанных между собой разделением политического труда.

В результате воздействия окружающей среды на систему возникает реакция - "выход", т. е. принятие авторитетных решений по распределению ценностей. Ответы системы на импульсы, получаемые извне, осуществляются в форме решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т. д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако, оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики и т. д.

Следовательно, политическая система находится в отношении глубокой взаимозависимости с внешней средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия при условии, что она способна саморегулироваться. Политическая система осуществляет в обществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Причем, если изменчивость выступает как частная функциональная характеристика деятельности системы, то выживание и самосохранение оказываются принципиально важными чертами.

Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы.

Стремясь преодолеть этот недостаток, Г. Алмонд предложил понимать под политической системой "все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений". Он включил в политическую систему лишь те институты, которые выполняют конкретные политические функции и роли. Вслед за Д. Истоном Г. Алмонд также выделил функции "входа" и "выхода", однако, в отличие от Д. Истона, он закрепил за каждым политическим институтом его специфическую политическую роль. Если на "входе" функцию политической социализации и вовлечения граждан в политику осуществляют в той или иной мере все элементы политической системы, то другие функции "входа" распределяются между различными политическими институтами.

Так, функция интеграции интересов относится к компетенции политических партий. Заинтересованные группы призваны осуществлять функцию выражения интересов. За средствами массовой информации закрепляется функция массовой коммуникации, т. е. обеспечения взаимосвязи населения и институтов власти.

На "выходе" каждая ветвь государственной власти выполняет определенные функции. Институты законодательной власти заняты выработкой правил и норм взаимоотношений, имеющих обязательный характер для граждан. Функция применения этих правил закреплена за органами исполнительной власти. Наконец, судебные органы осуществляют функцию контроля за соблюдением правил. Таким образом, через специализацию и разделение политических ролей и функций обеспечивается стабильность общества, его способность к адаптации в изменившихся условиях.

< Назад   Вперед >

Содержание