П. Н. Савицкий (1895-1968)
По своим политическим симпатиям Савицкий был кадетом. Его либеральные установки сформировались под влиянием П. Б. Струве, В. И. Вернадского, М. М. Ковалевского, других известных преподавателей-либералов, работавших в то время в Политехническом институте. Следует учесть, что годы учебы и становления П. Н. Савицкого как личности пришлись на период Первой мировой войны. Отсюда такой явный крен в сторону германофобии, отрицания «умирающей» романо-германской культуры, влияния Европы на развитие России, а также его понимание евразийства — с тягой к русскости и русской почве, к объединению с Азией против «враждебной» Европы, созданию огромной империи, к сохранению отделенных от европейского влияния больших геополитических пространств.
После Октябрьской революции, которую он не принял, Савицкий участвовал в белом движении. Он был секретарем П. Б. Струве, который, как известно, занимал пост министра иностранных дел в правительстве Врангеля.
Оказавшись в эмиграции в Европе, Савицкий познакомился с филологом и социальным философом Н. С. Трубецким и его работой «Европа и Человечество», с которой, собственно, и началось евразийство как течение социально-философской мысли. Из известных ученых, его последователей, следует отметить также историка Г. В. Вер надского, философа и богослова Г. В. Флоровского, государствоведа и философа права Н. Н. Алексеева, историка-медиевиста Л. П. Карсавина, философа и публициста В. Н. Ильина, социальных философов Д. С. Святополк-Мирского и С. Л. Франка. Если Трубецкой был инициатором и идейным вдохновителем, главой евразийства, то Савицкий стал главным организатором и политическим лидером евразийского движения, лично разрабатывавшим его экономо-географические и геополитические основы.
В 1921 г. в Софии Савицкий организовал публикацию сборника статей «Исход к Востоку: предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», в котором были изложены принципы и основные задачи евразийства. Этот манифест евразийцев представлял собой программу так называемого третьего пути России (первый путь — царизм, второй — большевизм) и явился рефлексией русской философской и политической мысли на события в Европе и России, подобно тому как итальянский тоталитаризм и немецкий консервативный революционаризм примерно в то же время искали выхода для своих наций в сложных условиях послевоенного бытия. На следующий год в Берлине вышел второй сборник «На путях. Утверждение евразийцев», а через год еще один — «Россия и латинство». Эти выступления в печати не только дали начало и направление движению евразийцев, но и создали ему определенную известность. В 1926 г. Савицкий принял участие в публикации брошюры «Евразийство. Опыт систематического изложения», ставшей программной для всего движения. Это был пик, расцвет евразийства. Уже на закате движения выходят «Евразийский сборник» (Прага, 1929) и «Тридцатые годы» (Париж, 1931). Савицкий редактировал «Евразийский вестник», «Евразийские хроники» — периодические издания, выходившие не систематически, но предоставлявшие возможность публикаций участникам движения, создавал евразийские кружки в Праге, Софии и Белграде.
В 1926 г. в Париже появился кружок «левых» евразийцев, выказывавших явные симпатии большевикам. Фракция «правых», антибольшевистских евразийцев существовала до середины 1930-х гг., но с течением времени под влиянием «левой» группировки и реальных успехов СССР расслоилась на мелкие группки, да и сама тематика исследований под действием отмеченных факторов тоже мельчала. Подъем нацизма, оккупацию Чехословакии П. Н. Савицкий пережил, находясь в Праге и работая преподавателем гимназии. С приходом советских войск (1945), он был арестован и осужден в СССР на десять лет за антисоветскую деятельность. В заключении Савицкий позна комился с Л. В. Гумилевым, будущим советским неоевразийцем. По окончании срока заключения (1956), Савицкий возвратился в Прагу.
В программной статье «Евразийство», опубликованной в 1925 г., он обосновывал позицию движения, вытекавшую, по его мнению, из «срединного» положения России: ни в Европе, ни в Азии, а на особом евразийском материке, «континенте-океане-России», граничившем на западе с Европой, а на востоке с Азией. При этом Европа и Азия существуют не только как географические, но и как культурно-исторические реалии — таковой должна быть и Россия. Действительно, в ее истории причудливо перемешались культурные влияния византийского Юга, европейского Запада и монгольско-тюркского Востока. Этот сплав культур, развивавшийся в определенной географической среде и историческом пространстве, получив такое своеобразие, не может быть причислен ни к европейской, ни к азиатской культурной традиции. Кроме того, обладая огромной территорией, не соизмеримой с территорией ни одной европейской или азиатской страны, Россия просто не уместится в то или иное географическое пространство. Итак, Россия, по мнению евразийцев, обречена своим географическим положением, размерами и самой судьбой на исключительно самостоятельное развитие. А любые попытки привнести в ее самобытную культуру европеизацию в виде атеизма или социализма вызывают отклонение от истинного, евразийского исторического курса. Опыт коммунистической революции в России лишний раз показал, что «здоровое социальное общежитие может быть основано только на неразрывной связи человека с Богом, религией», на традиционной соборности и духовности, на привязанности к своей земле, своему «месторазвитию», своей истории и традиции.
«Месторазвитие» является не только базовым термином, но и центральной концепцией евразийства. Место, т. е. географические условия, и развитие как исторический процесс, интегрируясь, не только определяют характер, душу, национальное лицо того или иного народа, но и предопределяют его судьбу и перспективу развития. Другим важнейшим понятием евразийства является «идеократия», понимаемая как государство, подчиненное «идее-правительнице» (под которой и понимается идея евразийства), государство, выполняющее особую историческую миссию.
В другой статье «Евразийство как исторический замысел» (1933) Савицкий смягчил непримиримую позицию по отношению к большевизму, представив евразийцев сторонниками диалектики, людьми, не опасающимися противоречий, умеющими совмещать традицию и революцию, видящими подобное совмещение в современной советской действительности. Особенно его вдохновляла замена «лозунгов Интернационала лозунгом укрепления и развития самодовлеющего мира России-Евразии». Но свою доктрину коммунисты хотят навязать всему остальному миру. В этом и проявляется основное отличие между коммунистами и евразийцами. Евразийцы не верят в возможность слияния разных культур. Для них истинным остается «закон творческого взаимодействия» культур, каждая из которых развивается своим собственным путем.
В статье «Географические и геополитические основы евразийства» (1933) Савицкий обосновывал свою евразийскую, «срединную» позицию, подводя под нее географические, исторические и этно-политические основания. В географическом смысле он делал упор не на орографические различия, выражающиеся в разнообразии земной поверхности территории России, а на климатическое однообразие зон тундры, леса, степи, пустыни, пролегающих как к западу, так и к востоку от Урала. Савицкий толковал скифские, гуннские, монгольские завоевания территории и народов России как «объединительные попытки», которые составляют суть истории евразийского пространства, выражающейся в «культурных слияниях» различных народов от германских и славянских, через «звенья» финских, монгольских, тюркских до тунгусско-манчжурских. «Евразийское "месторазвитие"» по основным свойствам своим приучает к общему делу. Назначение евразийских народов — увлечь на эти пути также другие народы мира»