3.4. Политическое участие
Политическое участие можно определить как индивидуальные или групповые, по преимуществу добровольные воздействия на власть любого уровня, связанные с относительно эффективным участием (непосредственным или опосредованным) в разработке, принятии и осуществлении политических решений или курсов.
Политическое участие должно соответствовать следующим условиям:
? должен быть конкретный политический акт, включая вербальное выражение;
? участие, за редким исключением, должно быть добровольным ;
? действительный, а не фиктивный характер участия при наличии реального выбора, альтернативы.
Виды политического участия разнообразны:
• легитимное (выборы, согласованные с властями митинги и демонстрации и т.п.) и нелегитимное (гражданское неповиновение, терроризм, восстание, переворот);
• институционализированное (голосование, участие в деятельности партии) и неинституционализированное (массовые волнения, не признанные законом группировки с политическими целями и т.п.);
• местное (вовлечение граждан в решение местных проблем) и общенациональное (участие в масштабах всей страны).
На тип политического участия значительное влияние оказывает политический режим. Для демократических стран характерно автономное политическое участие. Оно основано на добровольных действиях и целерациональной мотивации, которая подкрепляется развитыми представлениями о политике. При тоталитарном режиме имеет место мобилизованное участие, символическое вовлечение масс в политические действия, имитирующие общественную поддержку. Оно достигается посредством манипулирования или неполитической мотивации путем принуждения, насилия, страха, экономических и иных санкций.
Виды политического участия могут быть прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, и косвенными, включающими граждан в политику через деятельность различных групп, организаций, структур.
Существуют разные уровни политической активности личности:
1) Гражданин с малым политическим влиянием и активностью. У него отсутствует устойчивый интерес к политике (иногда он доходит до аполитичности). В данном случае личность может быть только объектом политики.
2) Гражданин – член общественной организации (группы интересов) или участник общественного движения. Включение в политику здесь опосредовано той или иной организацией.
3) Гражданин – член политической организации (партии, политического союза и т.п.). Личность добровольно и целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста.
4) Общественно-политический деятель. Писатели, деятели науки и искусства благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее приверженцев или оппонентов.
5) Профессиональный политик. Для такой личности политика – основной и единственный вид деятельности, вне которого она себя не представляет.
6) Политический руководитель, т.е. организационный, идейный, формальный (неформальный) лидер.
Среди форм политической активности в демократических странах особое место занимает электоральное поведение. На предпочтения избирателей оказывает влияние множество факторов: пол, возраст, социальное происхождение, конфессиональная принадлежность, особенности социализации и т.п. Мужчины более активны, чем женщины. Возрастная группа от 35 до 55 лет является более активной, чем молодежь и более пожилые люди. Образованные граждане отличаются более высокой степенью политического участия. Больший консерватизм присущ женщинам. Радикальное поведение чаще всего демонстрирует молодежь. Она же охотно отдает свои голоса тем, кто обещает быстрые перемены.
В тех странах, где голосование является обязательным, а за уклонение от него могут последовать какие-либо санкции (например, штраф), число голосующих гораздо выше, чем там, где есть свобода выбора. Снижает также уровень проголосовавших необходимость гражданам самостоятельно регистрироваться (голосование выше там, где регистрация избирателей осуществляется автоматически).
Голосование происходит не только на альтернативных выборах, но и на референдумах . Поскольку проведение референдумов в России является сложным и дорогим процессом, и к тому же нерегулярным, эта форма непосредственной демократии не может пока служить школой приобщения населения к активному участию в решении политических вопросов .
В последнее время особое значение приобрели протестные формы политического участия. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям. Он бывает:
• конвенциональным (законным) – митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования, шествия и т.п.;
• неконвенциональным (незаконным) – несанкционированные властями демонстрации, митинги, деятельность подпольных (нелегальных) политических партий, политический терроризм (убийства политических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы, захват заложников, зданий и организаций, провоцирование вооруженных столкновений и т.п.).
Чаще всего политический протест имеет место там, где существуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти. У субъекта возникает состояние недовольства в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым состоянием, которое называется депривацией . Когда такое расхождение становится чрезмерным, у субъекта возникает мотивация к участию в протестных акциях. Другими словами, уровень неудовлетворенности влияет на предрасположенность к участию в протестных видах политической активности.
Большинство граждан не имеют реальных возможностей для постоянного участия в политике. Кроме того, и политика для многих не является внутренне притягательной. Для таких людей политика – сфера выброса негативных эмоций, социального перевозбуждения, кризиса личности, который провоцирует нелегитимные формы поведения (терроризм, коррупция и т.п.). Они могут уклоняться от участия в политической жизни, потерять интерес к политике. Подобное явление получило название абсентеизм.
Можно выделить следующие факторы, определяющие отказ личности от политической деятельности (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Факторы отказа личности от политической деятельности
Рост протестного, абсентеистского участия является свидетельством кризиса легитимности политической системы, ее норм и ценностей.