Глава 1. Совокупная мощь государства как показатель его возможностей обеспечения национальной безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Разработка мер должна начинаться не только с формулирования целей политики обеспечения национальной (а в перспективе и международной) безопасности, как это обычно практикуется, но и в определяющей мере с обоснования альтернативных сценариев, представляющих возможные варианты будущего состояния национальной безопасности.
Обоснование и формирование достаточно реалистического варианта системы мер обеспечения национальной безопасности представляются сложным и дорогостоящим процессом. В его основе должна быть всесторонняя и объективная информация. Кроме того, должны быть реализованы современные методы сбора и обработки данных и формирования банка данных (базы знаний), прогрессивные методы моделирования.
Основные различия альтернативных сценариев будут заключаться в неодинаковых пропорциях распределения экономических, сырьевых, людских ресурсов между видами национальной безопасности. Аппаратом взвешивания и объективного оценивания должны выступать комплексные модели и экспертные системы, эталонирование которых должны осуществлять экспортно-аналитические группы в составе как специалистов в этой области, так и представителей высших должностных лиц государства и, возможно, представителей заинтересованных международных организаций (политических, экономических, военных и т.п.).
Требуется максимальная концентрация и координация всех ресурсов и действий на практическое претворение в жизнь концептуальных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности.
Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, геополитическим положением страны, морально-политическим состоянием населения и, безусловно, состоянием военной мощи. Поэтому чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Как же оценить эту мощь и силу государства, от которой прямо зависит национальная безопасность?
В условиях, когда основной целью государства было обеспечение военного паритета с противостоящим лагерем и достижение военного могущества, на практике все сводилось к оценке соотношения вооруженных сил государств.
В учебниках по военным дисциплинам соотношение сил и средств до сих пор считается объективным показателем боевой мощи противоборствующих сторон, который позволяет определить степень превосходства одной из них над другой. Отмечается, что правильный подсчет соотношения сил и средств и его оценка способствуют принятию обоснованных решений, своевременному созданию и поддержанию необходимого превосходства над противником на избранных направлениях. На практике соотношение сил и средств определяется сопоставлением, как правило, количественных характеристик частей, соединений, вооружения своих войск и противника. Хотя при этом и ставится задача сопоставлять также качественные характеристики боевого состава и вооружения обеих сторон, но приемлемые методы сопоставления фактически не отработаны, поэтому доминируют количественные показатели.
Уклон в сторону количественного соотношения сил и средств в военной теории не исключает, однако, разработку системного подхода к выработке оценок сил и мощи государства. Так, широко распространено понятие «потенциал как совокупность материальных и духовных сил государства», общества, вооруженных сил и возможность их мобилизации для достижения целей войны .
В данном определении речь идет о войне, но в настоящее время в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной приоритет отдается предотвращению войн и вооруженных конфликтов. При этом предпочтение отдается не вооруженным методам разрешения противоречий, а политическим, дипломатическим и другим невоенным средствам.
К тому же и саму проблему национальной безопасности мы трактуем иначе, в связи с чем представляется вполне обоснованным преобразование этого понятия в совокупный потенциал государства как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и возможность их реализации для надежного обеспечения национальной безопасности.
Этот потенциал может быть реализован только при максимальном напряжении всех ресурсов государства и общества в особых условиях военной и экономической мобилизации. В обычных условиях в мирное время такого уровня напряжения, естественно, не бывает, поэтому реализуется лишь определенная часть этого потенциала. В государственных бюджетах большинства стран доля материальных ресурсов, направляемых на эти цели, отражается в разделе «национальная безопасность». Теперь такая практика введена и у нас - по статье «национальная оборона». В различных странах эта доля разная: в США - 4-5% ВВП, в Западной Европе - в среднем 2-3% ВВП, в Японии - около 1% ВВП.
По опыту Второй мировой войны максимальная величина совокупного потенциала государства может достигать 45-50% ВВП по завершении полной мобилизации страны. В период корейской войны США, к примеру, мобилизовали 13% ВВП, вьетнамской - 9% ВВП, в ходе операций в Персидском заливе и в Югославии мобилизация была лишь частичной по отдельным, наиболее дефицитным видам вооружения и специалистов.
Часть материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил, направляемая в данный момент на обеспечение национальной безопасности, называется совокупной мощью государства.
Понятия «потенциал» и «мощь» по своему содержанию не идентичны, поскольку они соответствуют философским категориям действительности и возможности. Как действительность представляет собой реализацию существующих потенций бытия и практики как его социальной формы, так и мощь есть степень реализации потенциала при данных (объективных и субъективных) условиях. Полная реализация совокупного потенциала государства, как отмечалось, происходит далеко не всегда, хотя максимально возможным уровнем совокупной мощи государства и является этот потенциал. Фактически совокупный потенциал государства, как категория возможности, представляет собой более широкое, но менее конкретное понятие, чем совокупная мощь государства, которая, как категория действительности, обладает конкретной совокупностью реализованных факторов и условий как объективного, так и субъективного характера.
Действительные возможности страны по обеспечению национальной безопасности с наибольшей полнотой и объективностью могут быть определены только с учетом всего многообразия и многоплановости этих условий и факторов, в своей совокупности характеризующих совокупную мощь государства.
В США в качестве аналогичной категории давно и широко используется понятие «национальная мощь». К примеру, президент США Б.Клинтон в «Стратегии национальной безопасности США в XXI веке», опубликованной в 1997 г., употребляет это понятие для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения ее влияния и присутствия в мире с тем, чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду. В этом документе особо подчеркивается, что все без исключения элементы национальной мощи страны должны быть эффективно использованы для продвижения национальных интересов США в мире .
Проблема комплексной оценки совокупной мощи государства также крайне необходима для обеспечения сравнительного анализа и выявления специфических особенностей отдельных зарубежных стран. Следует подчеркнуть, что изучение тех или иных возможностей различных стран может эффективно и целенаправленно осуществляться только на сравнительной основе. Однако при этом всегда возникает вопрос, что брать за базу, за норматив, за стандарт при сравнении и сопоставлении порой резко отличных по уровню социально-экономического развития государств.
Сопоставления отдельных, пусть даже очень важных показателей, не позволяет получить достаточно обоснованных выводов. В любом случае такие оценки будут страдать определенной односторонностью и неполнотой, что не дает возможности комплексно охватить все аспекты таких сложных систем, как вооруженные силы и экономика страны, особенно в чрезвычайных условиях.
Показатель - количественная характеристика какого-либо свойства объектов и процессов, качественно определенная величина, являющаяся результатом измерения или расчета. По признаку формальной характеристики различаются абсолютные и относительные показатели. При конкретных расчетах в обязательном порядке должны использоваться как те, так и другие показатели.
Для описания и получения комплексной, научно обоснованной оценки совокупной мощи государства необходим определенный ряд показателей, характеризующих всю сложность и многоаспектность ее структуры. Набор взаимосвязанных показателей, дающих всестороннюю характеристику отображаемого объекта в аспекте определенной задачи (комплекса задач), представляет собой систему показателей. Как во всякой системе, в ней должна достигаться взаимная увязка и сопоставимость показателей по объему понятия и методологии измерения.
При формировании системы показателей их число может разрастись до чрезвычайно больших масштабов, что сделает крайне затруднительным и длительным процесс расчетных операций. Однако решение этой проблемы может быть значительно упрощено, если из множества возможных показателей экспертно отобрать строго определенное количество наиболее представительных показателей. Но и многие из отобранных показателей имеют различного рода взаимосвязи и взаимозависимости. Наличие тесной корреляции между отдельными показателями свидетельствует о принципиальной возможности выбора ограниченного количества агрегированных показателей.
В качестве одного из возможных вариантов решения указанной проблемы может быть исчислен интегральный показатель совокупной мощи государства - Мг.
Исходную систему наиболее представительных показателей должны составлять три группы показателей, характеризующих в соответствии с определением понятия совокупной мощи государства силу государства, общества и вооруженных сил.
Практика подобных расчетов интегральных показателей свидетельствует, что наиболее рациональной является система из 20-25 исходных показателей. При таком количестве система устойчива и добавление дополнительных показателей не меняет общего тренда интегрального показателя, тогда как при меньшем количестве интегральный показатель крайне чувствителен к любым дополнительным исходным показателям. Таким образом, в каждой из трех вышеуказанных групп достаточно иметь по 6-7 показателей.
Материальная сила государства с наибольшей полнотой может быть выражена набором показателей: во-первых, характеризующих всю совокупность имеющихся в наличии материальных и людских ресурсов и, во-вторых, определяющих уровень их реализации, зависящий от характера общественного разделения труда, размещения производительных сил, внешнеэкономических связей и других факторов, обусловливающих вовлечение ресурсов в реальный экономический процесс и их использование.
К таким показателям достаточно отнести:
- валовой внутренний продукт (руб.);
- территория (км2);
- население (человек);
- расходы по государственному бюджету (руб.);
- доля обрабатывающей промышленности в общем производстве (%);
- численность занятых в обрабатывающей промышленности (человек).
Наиболее общими показателями, характеризующими на определенный момент в стоимостной форме экономические возможности государства, следует считать национальное богатство и валовой внутренний продукт (ВВП).
Национальное богатство представляет собой сумму накопленного обществом овеществленного труда, т.е. совокупность наличных материальных объектов и продуктов, созданных трудом человека. Национальное богатство характеризует имеющиеся в наличии материальные ресурсы. В его состав входят основные производственные и непроизводственные фонды страны, оборотные фонды и природные ресурсы, вовлеченные в производство.
В настоящее время национальное богатство исчисляется в большинстве зарубежных стран, хотя и различными способами. С начала 50-х гг. за рубежом большое распространение получил метод непрерывной инвентаризации с использованием данных текущей статистики за длительный период. Национальное богатство, как правило, в 3-5 раз больше величины валового внутреннего продукта.
В России пока лишь идут споры, как исчислять национальное богатство и что туда включать. Многие исследователи, чтобы преувеличить объем национального богатства, стремятся включить в него все природные ресурсы, а не только освоенные и включенные в производственный оборот.
Имеющиеся в стране объективные экономические возможности в каждый момент могут использоваться, т.е. переходить в категорию действительности, по-разному, в зависимости от влияния самых различных факторов, что не может не сказаться на конечных результатах производства. Величина валового внутреннего продукта характеризует с той или иной степенью объективности именно реальное состояние экономики, т.е. это категория действительности. Поэтому ВВП характеризует экономическую мощь государства, тогда как национальное богатство в большей мере характеризует экономический потенциал. Для более строгой характеристики экономического состояния требуется в принципе такой показатель, который отражал бы имеющиеся в стране экономические возможности и не зависел бы от текущих, порой чисто конъюнктурных факторов.
Американскими экономистами в качестве такого показателя предложено понятие потенциального ВВП, под которым понимается стоимость товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при существующей технологии в условиях высокоэффективного использования всех факторов производства. Величина потенциального ВВП регулярно рассчитывается в США. Однако сравнительный анализ динамики изменения реального и потенциального ВВП США за ряд лет показывает, что разница между этими величинами невелика и составляет в среднем за год менее 3%. Иными словами, американцы очень эффективно используют свои возможности. В наших условиях дополнительные расчеты потенциального ВВП и его структуры, отсутствующих в статистике, могут привести только к излишним погрешностям и не повысят точность и достоверность конечных результатов.
Таким образом, величина ВВП является достаточной мерой того, что общество получает в свое распоряжение, чем оно действительно располагает для удовлетворения своих потребностей, в том числе военных.
Однозначной зависимости между численностью вооруженных сил и других войск в системе обеспечения национальной безопасности и площадью территории, а также численностью населения страны не прослеживается. Так, в Канаде на 1 тыс. км2 территории приходится 6 тыс. военнослужащих, в США - 230 тыс., в Израиле - 10 тыс. человек.
Относительно населения страны различие в численности вооруженных сил составляет до 40 раз. В Индии численность вооруженных сил составляет 0,15% от общего числа населения, а в Ираке - 5,3%. Наибольшая милитаризация населения наблюдается в Ираке, Сирии, Северной Корее, Израиле и Греции, наименьшая - в Индии, Канаде, Китае и Японии.
Если ориентироваться на средний уровень зависимости численности вооруженных сил от численности населения, то Вооруженные силы Российской Федерации должны иметь 1,4 млн. человек, на американский показатель - 1,3 млн. человек, на среднеевропейский - до 1 млн. человек.
Материальная сила общества может быть выражена набором следующих показателей:
- численность занятого населения (человек);
- средняя ожидаемая продолжительность жизни (лет);
- коэффициент рождаемости (человек/тыс. населения);
- расходы на науку (руб.);
- число студентов вузов (человек);
- энерговооруженность (кВт-ч. потребл.) человек.
Материальная сила вооруженных сил может характеризоваться следующими показателями:
- общая численность вооруженных сил (человек);
- расходы госбюджета на национальную оборону (руб.);
- расходы на военные НИОКР (руб.);
- наличие в боевом составе: боевых самолетов и вертолетов (ед.), танков (ед.), боевых кораблей (ед.), артиллерийского вооружения: орудия ПА - 75 мм и выше; минометы - 81 мм и выше (ед.);
- экспорт вооружения и военной техники (руб.).
Атомное оружие не учитывается, поскольку является оружием сдерживания и используется в обеспечении национальной безопасности, но вряд ли будет применено в боевой обстановке.
Духовные силы государства, общества и вооруженных сил отражаются в зрелости самосознания и морального состояния народа и являются исключительно важным фактором достижения социальных, экономических, политических и военных целей. Этот фактор как бы пронизывает все три элемента совокупной мощи государства, оказывая существенное влияние на темпы развития и эффективность использования материальной силы и государства, и общества, и вооруженных сил. Он фактически определяет способность государства, общества, вооруженных сил обеспечить в конкретных социально-политических условиях поддержание духовных сил народа на уровне, необходимом для достижения поставленных целей.
Конечно, количественно оценить духовные силы крайне затруднительно. В предложенной системе показателей они косвенно отражены в показателях, характеризующих уровень образования и науки, составляющих основу культуры и духовности людей.
Для того чтобы рассчитать интегральный показатель совокупной мощи государства, требуются специальные методические приемы, поскольку выполнять даже самые простейшие арифметические операции с разноплановыми абсолютными величинами невозможно. В этой связи прежде всего необходимо осуществить переход к относительным показателям или параметрам.
При сравнительном анализе возможностей обеспечения национальной безопасности ряда государств по указанным 20 показателям определяется удельный вес каждого государства в общей сумме значений того или иного показателя по всей группе анализируемых стран.
Интегральный показатель совокупной мощи государства Мг представляет собой средневзвешенное значение всех 20 параметров в условных единицах.
С использованием метода измерения так называемого евклидова расстояния этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
Где х - относительный расчетный параметр, представляющий собой удельный вес страны «j» в общей по группе стран сумме значений показателей
исследуемые показатели (в данной системе n=20);j = I, 2,......m - анализируемые страны.
Результаты расчетов позволяют ранжировать все страны по уровню их совокупной мощи и наглядно показать место каждой страны в мире или регионе. Проведя аналогичные расчеты на основе соответствующей исходной информации за несколько лет, можно получить ряд значений Мг для каждой страны и построить временную зависимость показателя совокупной мощи. Выравнивая динамический ряд тем или иным способом, в частности, методом наименьших квадратов, можно рассчитать значение Мг для каждой страны на перспективу.
Таким образом, создается возможность количественно прогнозировать изменение соотношения сил, что позволяет конкретно дополнить качественный анализ обстановки в регионе и мире в целом. Такой подход обеспечивает достаточную объективность при решении проблемы сравнительной оценки совокупной мощи различных стран.
При расчетах указанным методом данной системы показателей отдельно для России или любой страны за ряд предыдущих лет можно проследить динамику изменения совокупной мощи государства и по выявленному тренду спрогнозировать величину мощи на ближайшее будущее. Полученные значения совокупной мощи государства могут стать объективной основой при разработке научно обоснованной государственной политики обеспечения национальной безопасности