Сдерживание и партнерство
Сегодня, следует еще раз об этом сказать, ситуация абсолютно иная. И ядерное оружие нужно многим странам именно как «последний довод королей» в условиях их противостояния нарастающему диктату США, как единственное средство отстаивания не только национального суверенитета, но и порой цивилизационного выбора, т.е. своей идентичности, а нередко – и как способ предотвратить прямую военную интервенцию Вашингтона. А когда на кону национальное выживание, ставки гораздо серьезнее, чем соображения престижа. Примеры де-факто ядерной Северной Кореи и неядерного Ирака у всех на виду. В первом случае США предпочли дипломатические средства урегулирования военным, во втором – вопреки мнению международного сообщества – не преминули использовать массированную военную силу. Неудивительно, что многие страны уже сделали соответствующие выводы и пошли в этом вопросе по пути КНДР. Самый яркий пример последнего времени – Иран.
Но коль скоро взаимное ядерное сдерживание – феномен «биполярного мира», то оно, конечно же, неадекватно миру постконфронтационному, в котором Россия – уже не сверхдержава и находится в партнерских отношениях с США. В этом контексте взаимное сдерживание – это вовсе не «священная корова», которую следует всячески холить и лелеять, а, напротив, некий рудимент старого мира, от которого необходимо избавиться как можно скорее. И поэтому мне гораздо больше симпатичен следующий бесспорный тезис В.Ярынича: «нельзя рассчитывать на реальное сближение между Америкой и Россией, на истинно цивилизованные отношения между ними, если обе стороны, улыбаясь друг другу, продолжают держать кулак в кармане, и многозначительно шевелят им всякий раз, когда надо решать какие-то другие важные проблемы».
Ситуация взаимного ядерного сдерживания – пусть даже и минимального – и в самом деле находится в вопиющем противоречии и с провозглашенной идеей партнерства, и с идеей международной безопасности. Какие бы неимоверные усилия ни предпринимались на самом высоком политическом уровне с тем, чтобы вырваться за пределы холодной войны, ситуация взаимного ядерного сдерживания, материализованная в военных потенциалах, теоретически способна в любой момент воспроизвести всю совокупность конфронтационных межгосударственных отношений.
В доктрине сдерживания имманентно заложена концепция злобного врага, идея взаимного запугивания и состязания в наращивании ядерных вооружений. Она как бы абсорбирует в себе – а вернее, в инструментах своего существования – весь груз накопленных за долгие годы взаимного недоверия, подозрительности, вражды ложных, зачастую окарикатуренных представлений друг о друге. Постепенное преодоление всех этих стереотипов, по всей вероятности, предполагает и новый взгляд на доктрину ядерного сдерживания, ее кардинальную трансформацию.
Сохранение взаимного ядерного сдерживания означает, что ядерная угроза по-прежнему персонифицирована, иными словами, каждая из сторон рассматривает другую в качестве безусловного материального носителя такой угрозы. Отсюда – возможность неверных оценок реальных намерений другой стороны, представляющих собой главную причину потенциальной дестабилизации стратегической обстановки. Взаимное ядерное сдерживание в лучшем случае обеспечивает равную опасность, которая является не чем иным, как эрзацем, суррогатом подлинной безопасности. Даже если угроза преднамеренной ядерной войны будет сведена к нулю, вместе с ядерным оружием останется и опасность ее возникновения в результате случайности, просчета либо провокации. Поэтому даже достаточно низкий уровень ядерного баланса несовместим с реальной – будь то международная или национальная – безопасностью, которая по своему определению является отсутствием опасности. Здравый смысл поэтому говорит: надо вести речь не о сдерживании с помощью ядерного оружия, а о сдерживании самого ядерного оружия. Это означает отказ от его наращивания и совершенствования, постепенное, но неуклонное уничтожение его запасов, вплоть до полной ликвидации и запрещения производства. Можно с уверенностью сказать, что будущего за доктриной ядерного сдерживания нет, если, в частности, исходить из того, что человечество будет двигаться к новой мировой общности ХХI века