2. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Широко распространенным способом определения политики как общественного явления является обращение к этимологии термина «политика». В переводе с греческого термин politika означает государственные или общественные дела, а греческое слово Polis «город-государство». При таком подходе государство становится центральной категорией науки о политике, формально ведущим свое начало от Аристотеля, который ввел термин «политика» и непосредственно связывал термин «политика» с государством. Его теоретическому трактату «Политика» дается такое развернутое название: " То, что относится к государству" . Эта традиция отождествления политики с деятельностью государства сохранялась в течение многих веков. Так, в толковом словаре живого великорусского языка, составленном в 19 веке Владимиром Далем, понятие «политика» определяется так: 1) наука государственного управления; 2) виды, намерения и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые, вообще уклончивый и самобытный образ действий. Политик - умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать .
Понимание политики как государственной деятельности, как стремления участвовать в распределении государственной власти сохранилось вплоть
до нашего времени. Макс Вебер дает такое определение политики: " Политика ...означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно включает" .
В подходе, отождествляющем понимание политики как общественного явления с деятельностью государства, есть своя достаточно убедительная логика. Чтобы понять эту логику, следует хотя бы кратко сказать о том, как исторически возникла политика. Политика появилась на определенной ступени развития общества, когда усложнение материального производства, рост дифференциации общества, другие факторы привели к появлению и соответствующих дифференцированных, часто конфликтных, непримиримых интересов различных групп людей. Ввести конфликтные отношения в определенные рамки с помощью существовавших в первобытнообщинном обществе институтов (нравы, обычаи, традиции, религиозные верования) оказалось невозможным. В связи с этим у общества возникает объективная потребность в новом социальном институте, способном согласовать определенным образом конфликтные, непримиримые интересы различных групп людей и на этой основе обеспечить необходимый минимум консолидации и целостности общества. Институтом, способным удовлетворить эту объективную потребность, становится государство с присущим ему механизмом публичной власти. Деятельность государства по согласованию интересов различных классов и социальных групп, обеспечению целостности общества стала обозначаться понятием «политика». На эту объективную потребность общества, ставшую причиной появления государства и политики, указывают представители различных философских и исторических школ. В данном случае справедливо известное положение Ф. Энгельса из его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: "Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»" .
Близкое марксистскому толкование причин появления государства и политики дает современный испанский политолог Л.С. Санистебан .
В другом ключе, но по сути на ту же объективную причину, диктующую необходимость государства и политики, указывают русские религиозные философы В. Соловьев и Н. Бердяев. В частности, Н. Бердяев пишет: "Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Грешное человечество не может жить вне государства, вне онтологических основ власти... Государство есть соединяющая, упорядочивающая и организующая онтологическая сила..."
Государство для регулирования общественных отношений, их направления в определенные рамки использует рычаги публичной власти. Приближенность или удаленность от государственно-властных структур определяла меру возможностей граждан и социальных групп в удовлетворении их интересов и запросов и соответственно делала институты публичной власти объектом притязания различных социальных субъектов. Признавая познавательную ценность подхода, отождествляющего политику с деятельностью государства, вместе с тем следует его дополнить следующими положениями. Необходимость вступать в опосредованные государством отношения с другими социальными группами, классами или же с самими центрами власти предполагает определенный отбор властно значимых интересов и оформленность групповых притязаний, что становится причиной возникновения нового вида социальных ассоциаций, главной целью которых является защита групповых интересов. Таким образом, политика как общественное явление, как способ регулирования общественных отношений включает не только деятельность государства, но и деятельность социальных ассоциаций, отстаивающих и выражающих свои интересы: политических партий, различных общественных организаций и движений. Для понимания сущности политики важно иметь в виду, что интересы, заставляющие человека включаться в политику (политические отношения), носят не индивидуальный, а надперсональный характер, имеющие определенную значимость для той или иной группы людей. Чтобы общественные отношения приобрели политический характер, для этого необходимо, чтобы интересы той или иной группы независимо от своего конкретного содержания (будь это стремление участвовать в управлении или потребность в изменении материальных условий жизни и т.д.) затрагивали положение иных общественных групп. Это столкновение интересов и делает необходимым включение в межгрупповые отношения людей (межклассовые, межнациональные, межрелигиозные и т.д.) «надгрупповой силы» - государства, его органов власти.
Подчеркивая специфику политики как разновидности межгрупповых отношений, следует помнить, что необходимость в государственном посредничестве возникает, как правило, тогда, когда отсутствует возможность вне государственного регулирования (например, бессилие нравственных норм, традиций, обычаев, невозможность регулировать экономические отношения посредством экономического самоуправления и т.д.). Следовательно, не так уж и фантастично предположение о том, что в далекой перспективе возможна неполитическая форма существования человеческого сообщества.
Политический характер общественных отношений предполагает осознание различными социальными группами своих политических интересов (на уровне политических программ, целей, идеологий). Осознанность политических интересов предполагается и на личностном уровне, посредством идентификации личности с определенной социальной группой.
Политическое осознание интересов предполагает вычленение в них такого содержания, которое не может быть реализовано без включения государственной власти. Исключительная важность осмысленности субъектами своих политических интересов определяется тем, что без этого понимания социальные субъекты превращаются в средство достижения интересов других социальных групп и лишаются способности контролировать деятельность своих политических элит. Американский политолог Р. Даль считает, что на основании того, осознают или не осознают те или иные группы людей свои политические интересы, их можно делить на «политические» и «неполитические» субъекты.
Характерна в этом отношении политическая история СССР и других государств, называвших себя социалистическими, где партийно-государственная бюрократия, спекулируя на лозунгах «борьбы за дело рабочего класса», на деле манипулировала сознанием рабочих, добиваясь своих корыстных корпоративных интересов.
Осознанность мотивов политической деятельности и объективная потребность в выработке согласованной сложной воли требуют особой, профессионально подготовленной группы людей (политической элиты), способной осуществлять функции руководства и управления обществом. Однако при всей важности функций, осуществляемых политической элитой, для понимания природы политики необходимо видеть и функции электората , которые особенно значительны в демократическом обществе. Схематично взаимодействие политической элиты и электората можно представить так. Элита осуществляет функции руководства и управления обществом, политическим поведением населения, а массы (электорат) в демократическом обществе воздействуют на формирование состава элиты и содержание проводимого ею курса; в авторитарном обществе электорат, массы являются просто объектом управления и власти.
Подчеркивая рациональный, осмысленный характер активности политических субъектов, следует иметь в виду и наличие стихийных, иррациональных форм политического поведения .
Обобщая сказанное, можно дать следующее определение политики. Политика - это совокупность отношений между социальными субъектами, стремящимися использовать институты публичной власти для реализации своих общественно значимых интересов.
Близкое по смыслу определение политики дается в современной справочной русскоязычной и англоязычной литературе. Так, в Социологическом энциклопедическом словаре понятие «политика» определяется следующим образом: Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти. В фундаментальном словаре английского языка (издательство «Коллинз»), подготовленном в конце 80-х годов ХХ в. учеными Бирмингемского университета, дается такое толкование: "Термин «политика» относится к деятельности, которая используется для достижения власти в стране, обществе или организации".
В структуре политики выделяют:
1) форму, которая отражает организационную структуру политики: государство, его составные части и органы власти; партийную систему; группы интересов, а также нормы, законы, регулирующие политическое поведение;
2) содержание политики. Оно выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия решений;
3) политический процесс – отражает сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление в виде отношений различных социальных групп, организаций, индивидов.
В зависимости от уровня осуществления политики выделяют:
1) международный уровень: основными субъектами политической деятельности являются государства и международные организации;
2) национальный (государственный) уровень – в масштабах отдельного государства;
3) локальный (региональный) уровень. Политика осуществляется на местном уровне отдельными институтами политической системы, а также органами местного самоуправления и различными социальными группами.
Показать многогранность политики можно осуществив ее классификацию по различным основаниям.