Стинчкомб А. Геополитические понятия и военная уязвимость
Наиболее значимой предельной инстанцией в системах легитимной власти является физическая сила. В конечном счете, если правительство не способно выиграть военное столкновение со мной, когда я препятствую открытию аптеки, то моему соседу не будет особой пользы от легитимности, позволяющей ему апеллировать к такому правительству. В 1964 г. неспособность Соединенных Штатов победить в военных столкновениях на Кубе против СССР и в континентальном Китае сделала нелегитимность соответствующих правительств (с точки зрения принятой в Соединенных Штатах доктрины) чем-то несущественным. В конце концов, системы легитимной (законной) власти устойчивы только при наличии определенных обстоятельств, которые позволяют победить в вооруженном конфликте и добиться подчинения.
Если мы сегодня посмотрим на мир вокруг нас, то увидим следующее: какие именно военные силы способны аффективно контролировать какое-либо действие – в значительной степени зависит от территориального расположения, или места, этого действия. Такого рода зависимость военной уязвимости деятельности от физического местоположения настолько значима, что Макс Вебер определил «государство» (или «правительство») как монополию легитимного насилия на определенной территории, а не как монополию на некоторый ряд действий (что является ключевым моментом в теории Вебера).
Указанна территориальная подоплека насилия наводит на мысль о том, что важные понятия в данной сфере следует формулировать в географических терминах. Такие попытки и делаются в теории геополитики Здесь нашей задачей является разработка понятий для выявления условий, при которых на определенной территории возникает тенденция к формированию «государства», или «правительства», иными словами, условий вероятного существования правительства, для которого данная территория уязвима в военном отношении. Лишь в очень долгосрочной перспективе географически заданные возможности победы государства в действительности определяют военный контроль. Необычайная одаренность партизанского лидера, удачное предвидение действий противника, сверхъестественное упорство войск во главе с таким лидером и сходные конкретные военные условия могут принести армии победу или поражение, которых «на самом деле не должно было быть».
Такого рода географические формулировки военной уязвимости также не будут объяснять, какой именно из уязвимых пунктов армия попытается подчинить в действительности. Без особой необходимости армия, возможно, не будет расходовать ресурсы. Если две точки пространства одинаковы с точки зрения уязвимости для данной армии, но одна из них имеет месторождение алмазов или незамерзающий порт, а другая нет, мы не можем предположить, какая из них будет завоевана, исходя только из уязвимости. С этой оговоркой относительно явлений, которые не могут быть объяснены в рамках данного подхода, мы продолжим анализ военной уязвимости в целом.
Причины уязвимости
Военная уязвимость какой-либо точки пространства по отношению к действиям предполагаемого правительства может быть определена как величина военных ресурсов, которые могут быть направлены правительством в данную точку, в сравнении с вооруженными силами, которые могут быть мобилизованы другой страной. Для начала мы сосредоточимся на перемещении военных ресурсов в некоторую точку пространства.
Величина военных ресурсов, которые могут быть направлены в какую-либо точку пространства, зависит, во-первых, от величины ресурсов, контролируемых предполагаемым правительством, и, во-вторых, от возможности их перемещения в данную точку. Таким образом, эта величина зависит от распределения военных ресурсов на территории вокруг некоторой точки пространства.
Если военных ресурсов мало или если ресурсов много, но они не могут быть перемещены в определенную точку пространства из-за значительного от нее удавления либо из-за имеющихся географических барьеров, то данная точка относительно неуязвима. Если большое количество военных ресурсов может быть перемешено в данную точку с незначительными затратами, то она уязвима в высокой степени.
Предположим, что ресурсы, которые можно задействовать для военного предприятия на любой небольшой территории, пропорциональны валовому походу данной территории. Валовой доход, как правило, растет при увеличении плотности населения или дохода на душу населения. Теперь предположим, что мы способны четко определить границы территории, в пределах которой военные ресурсы могут извлекаться некоторой группой. Таким образом, мы разбиваем территорию на мелкие участки (например, графства или участки примерно таких же размеров). Если мы предположим, что доход на душу населения приблизительно равномерно распределен среди членов группы, так что на принадлежащих группе территориях на душу населения приходится приблизительно равное богатство, то величина потенциальных военных ресурсов территории i может быть оценена как
kIpi (1)
где k – коэффициент пропорциональности, I – средний доход на душу населения в группе, а pi – численность населения области i.
Исходя из идей Дэвиса. изложенных в работе «Демографическая основа национального могущества», общее могущество общества будет равно:
(2)
т. е. пропорционально сумме валовых доходов всех областей в обществе, или общему доходу. В сущности, здесь предполагается, что физическое размещение и транспортировка ресурсов не имеют отношения к тем вопросам, которые он рассматривает.
Для того чтобы переместить смертоносную, или военную, силу (killing power) в точку Po, необходимо затратить некоторые ресурсы. Предположим, что «расстояние», понимаемое как «трудность преодоления участка поверхности на данной стадии развития транспортных технологий» является однородной переменной, прямо соотнесенной с расстоянием, которое измеряется в милях, километрах или иной мерой. (На самом деле имеется существенная неравномерность и значениях данной переменной. Например, преодоление расстояния в одну милю в Пиренеях труднее, чем на равнинном участке, который, в свою очередь, представляет большую трудность для преодоления, чем одна миля в океане – для военно-морских сил…). Расстояние в милях или километрах из области i в точку Po обозначим через di.
При транспортировке военной силы на каждую единицу расстояния требуется произвести некоторые затраты. Предположим пока, что существует некая доля расходования ресурсов на милю или километр, являющаяся однородной переменной. К примеру, транспортировки ста стрелков на милю может стоить ту же сумму, что и экипировка одного стрелка. (Неравномерность, упоминаемая ранее в связи с Пиренеями, может быть учтена либо с помощью растягивания шкалы расстояния и превращения ее в шкалу «сложности поверхности», либо с помощью приписывания различным участкам пути из области i в точку Po разных величин затрат на транспортировку. Последнее, по-видимому, проще). Однако мы временно предположим, что некая постоянная доля военной силы должна быть потрачена не на убийство, а на передвижение. Затраты на транспортировку военной силы в ходе истории уменьшаются, хотя и неравномерно, причем важную роль играют изобретения и гражданские инвестиции (в железные дороги, разведение лошадей, коммерческое мореплавание и т. д.). Обозначим буквой с долю условного расходования военной силы на каждую милю.
Таким образом, через первую милю от исходной точки величина ресурсов уменьшится и (1 – с) раз, или составит (1 – с)kIpi. Теперь мы можем предположить, что только те ресурсы, которые остались после преодоления первой мили, могут быть транспортированы еще на одну милю, и так далее, что в результате дает нам функцию для определения величины войск, вышедших из точки i и достигших точки Po, следующего вида:
(1-c)di kIpi (3)
Или же мы можем предположить, что все ресурсы благополучно и без потерь в пути прибыли из точки i в точку Po. Транспортные расходы, как мы предполагаем, одинаковы для каждой мили', что лает нам функцию следующего вида:
(1-cdi)kIpi (4)
Напомним, что в этом выражении с является мерой эффективности транспортировки, выраженной в терминах соотношения ресурсов, затрачиваемых на каждую милю или километр перемещения войск; d, – расстояние от точки i до точки Po; k – коэффициент пропорциональности; I – доход на душу населения в группе, способность которой к атаке на точку Po мы оцениваем; pi – население области i, контролируемой данной группой.
Заметим, что выражения (3) и (4) имеют такую же форму, как и в наших предыдущих примерах объяснения через структуру окружения, или среды. Средовая переменная (environmental variable) Е представляет собой kIpi, т.е., величину военных ресурсов в точке i. Переводящая переменная (mapping variable) mi является функцией, переводящей эту причинную силу с другую точку – точку Pi. В выражении (3) – это (1 - с)di; в выражении (4) – это (1 – cdi).
Поскольку в данной случае наши идеи относительно компонентов средовой переменной и компонентом переводящей переменной гораздо более явны, обе выражены в терминах других переменных (население и доход для средовой переменной, расстояние и транспортные затраты для переводящей переменной). Таким образом, фундаментальная логическая структура влияний внешней среды является той же, хотя элементы представляют собой точки, а внешняя среда определяется характеристиками других точек.
Суммарная уязвимость
Складывая значения по воем участкам, занятым данной группой, мы получим величину военной силы, которую предполагаемое правительство может сконцентрировать в точке Р0, и назовем эту величину V0 уязвимостью точки Р0:
(5)
Эта функция определена для всех областей, включая находящиеся на территории страны. Фактически, как будет вскоре показано, понятие уязвимости точки пространства на территории страны по отношению к действиям ее собственного правительства приводит к появлению важных геополитических понятий. Рассмотрим расчет указанного индекса для некоторой воображаемой страны, используя в качестве k некоторую константу. Вначале используем данное вычисление для определения геополитических областей, сопредельных этой воображаемой стране, а затем покажем, что будет происходить при изменении базовых переменных.
Основные элементы вычисления данной величины представлены на рис. 1. Точки Р01 и Р02 равноудалены от центра страны А. В том предположении, что затраты на транспортировку относительно велики, V1 будет отличаться от V2 в случае, если население страны А сконцентрировано возле ее западной границы. Это можно показать, если представить, что население сильно сконцентрировано в областях 4 и 5 или, другими словами, что население р4 +p5 составляет значительную долю общего населения. Тогда вооруженные силы страны должны преодолеть меньшее расстояние из данных областей до точки P01 в сравнении с расстоянием до Р02 и, так как эти области располагают большей частью населения страны, суммарные ресурсы, которые могут быть перемещены в точку Р01, будут больше, чем ресурсы, переметенные в точку Р02. Следовательно, V1 будет больше V2, или более западная точка будет более уязвима, нежели точка, расположенная ближе к востоку.
Картирование: уязвимости
Разумеется, мы можем представить значения данной функции с помощью изолиний, подобно тому как на топографических картах наносятся уровни высоты. Изолиния представляет собой линию, вес точки которой имеют одинаковое значение по какой либо переменной. Допустим, что области 4 и 5 находятся и долине реки с плотным населением земледельцев, окруженных (кроме западного направления) землями, занятыми охотниками и собирателями или другими кочевниками, т. е. территориями с низкой плотностью населения. Значение рi в областях распространения земледелия намного выше, как и общий доход в этих областях. Такое географическое распределение приводит к увеличению показателя уязвимости областей с оседлым населением, которые образуют «вершину» на карте изолиний и области земледельческих поселении. Значение индекса также увеличивается для прилегающих территорий; чем ближе они к заселенным областям, тем более они уязвимы. Насколько круто идет спад от вершины, зависит от затрат на транспортировку военной силы из заселенных равнин на невозделанные окраины, или пустоши (bush). Вообще, величина с намного выше для земледельческих сообществ, чем для индустриальных, и часто выше соответствующей величины для живущих по соседству всадников-кочевников.
Освоение земледелия в долинах страны А, как правило, приводит к переходу соответствующей области из категории с низким уровнем уязвимости, общим для всей территории (в рамках экономики охоты и собирательства), в категорию с высоким уровнем уязвимости, характерным для земледельческих и прилегающих к ним областей, с резким слалом к относительно слабо уязвимым территориям. Эта «неуязвимая территория», конечно же, неуязвима не потому, что надежно обороняется, и потому, что сюда трудно ввести войска. Такие изолинии для нашей гипотетической страны представлены на рис. 2, причем здесь предполагается, что изолинии с одинаковым значением для страны А до некоторой степени захватывают западные области территории страны В. <…>
Вопросы для самопроверки:
1. Как государственная власть проявляется территориально?
2. Что такое уязвимость и каковы ее причины?
3. Классификация территории государства с точки зрения уязвимости?