Стратегические интересы России на Ближнем Востоке

Отношения между Россией и странами арабского мира на всех позициях стали складываться лишь с 1950 гг., когда советский союз обратился за поддержкой государств, противопоставляющих себя западу. Помощь советского союза была неоценима.

К моменту распада СССР на арабские страны приходилось около 30% объема советского товарооборота со всеми государствами третьего мира и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Торговля и технико-экономическое сотрудничество с арабскими странами составляло в среднем ежегодно 6,5-7 млрд долл.

СССР превратился в одного из главных экспортеров вооружения в Арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет, Йемен, Алжир и Ливию. По некоторым данным, только за 1983-1990 гг. СССР поставил арабским странам оружия на сумму более 55 млрд долл.

Задолженность арабских государств к 1991 г. достигла около 35 млрд долл., при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд долл., Сирия — примерно 11 млрд долл., Алжир — более 4 млрд долл., Египет — 3 млрд долл. и т. д.

После распада СССР внешнеполитическая активность России в арабском мире снизилась, для России ориентиром стал Запад.

Переход на торговлю по мировым ценам и за твердую валюту сделал невозможным сотрудничество с рядом прежних партнеров СССР в арабском мире. Ирак и Ливия оказались в 90-е гг. XX в. под действием режима международных санкций. Алжир отказался от однопартийной системы, Южный Йемен, отказавшись от марксистско-ленинской идеологии, объединился с Северным. Потеряв прежних партнеров на арабском Востоке, Россия не сумела приобрести новых.

Но шел процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из бывшего СССР в Израиль.

После 1995 г. стали активно добиваться возвращения России Ирак, Сирия, Ливия и Алжир.

Ирак в 1995 г. подписал с Россией межправительственное соглашение – рассматривалось российское содействие в освоении нефтяных месторождений в районе Западной Курны, завершение обустройства аналогичных месторождений в Северной Румейле. В результате в 2000 г. двусторонний товарооборот превысил 1,2 млрд долл. Россия в рамках Программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» вывезла за последние 5 лет иракской нефти на сумму 5,5 млрд долл.

Появилась информация о достигнутом между Москвой и Дамаском соглашении о поставках в Сирию российских вооружений, о закупках Кувейтом российских систем противовоздушной обороны, а ОАЭ — бронетехники в количестве свыше 300 единиц и т. д.

Результатом стал рост торгово-экономических связей между Россией и арабскими странами.

Иракский кризис стал серьезным испытанием для внешней политики современной России. Изначально РФ выступала против применения военной силы против Ирака. На сегодняшний день многие российские компании в Ираке вынуждены приостановить или прекратить работу, чтобы не оказаться объектом провокационных действий со стороны боевиков. Президент В. В. Путин неоднократно заявлял о необходимости более активной роли ООН в вопросе о стабилизации ситуации в Ираке и о том, что Россия заинтересована в послевоенном восстановлении этой страны.

Сегодня произошла активизация отношении России с Израилем, Турцией, Ираном, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией.

Россия - Турция

Российско-турецкие отношения имеют многовековую историю. Длительное время Россия и Турция вели между собой борьбу на Балканах, Кавказе, в Черноморском и Средиземноморском бассейнах.

После распада СССР отношения России и Турции начали строиться в ситуации, когда у стран исчезла общая граница, но осталось много общих экономических и геополитических интересов, хотя в ряде вопросов эти интересы не совпадали.

К середине 1990-х гг. между Россией и Турцией возникли разногласия из-за введения Турцией с 1994 г. Регламента судоходства в зоне проливов Босфор и Дарданеллы, который ужесточил правила прохода транспортных судов через проливы. Разногласия между двумя странами были вызваны вопросами транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана. Турция ориентировалась на трубопровод Баку—Джейхан, Россия предпочитала транспортировать нефть по трубопроводам до Новороссийска, а далее — танкерами через проливы.

В 90-х гг. XX в. пантюркизм приобрел более радикальный характер. В частности, на свет появился проект создания «государства великого Турана», включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Великий Туран должен объединить балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, т.е. весь Северный Кавказ плюс население государств Центральной Азии (туркмены, узбеки, казахи, киргизы, уйгуры и др.), а также Татарию, Башкирию и Якутию.

Политика России воспринималась Турцией как угроза ее интересам. Турция выступала против размещения российских вооруженных сил в Армении и Грузии, против сохранения российских военных баз в Закавказье, против одностороннего осуществления Россией миротворческой акции в Нагорном Карабахе. Позиции России и Турции по кипрскому вопросу также различаются. Не спадает напряженность Анкары в отношениях с Грецией (обе страны — члены НАТО) из-за Кипра. Это напряжение усилилось после продажи Россией Никосии партии самых современных комплексов ракет-перехватчиков, способных поражать даже низколетящие цели.

Россия считает курдский вопрос внутренним вопросом Турции, Турция же официально признает Чеченскую Республику частью России. Однако российская сторона более последовательна в своем неприятии сепаратизма. В то же время многие чеченские террористы укрывались и лечились на территории Турции.

Власти Турции далеко не всегда последовательно выполняют международные обязательства в области борьбы с терроризмом.

Турция предложила сценарий создания «санитарного кордона» вокруг России из тюркоязычных народов (Азербайджана, Армении, Северного Кавказа), последние пока держатся.

Программа экспорта российского газа в Турцию «Голубой поток» на сегодняшний день самый крупный российский проект в Турции. В рамках заключенных соглашений начиная с 2007 г. Турция будет закупать из России 30 млрд. кубометров газа. Однако реализация проекта вызывает определенные трудности, поскольку Турция пытается шантажировать «Газпром» по вопросам объемов транзита и цен на российский газ.



Россия-Ирак

Ирак имеет любопытную историю: по библейским преданиям, в междуречье Тигра и Евфрата был Эдем — рай, где Бог поселил первоначально Адама и Еву. Кроме того, Ирак — это родина самых древних цивилизаций на планете, наследник великолепной арабской культуры, Багдад арабского халифата был центром мудрости, медицины, математики. Арабы говорили, что чернила ученого так же драгоценны, как кровь святого. Благодаря арабам человечество может постигать мысли греческих и римских философов.

До 1990 г. ежегодный объем торговли СССР с Ираком достигал 8 млрд. долл. Экономические связи с ним и сейчас имеют большое значение: сотрудничество по добыче нефти и газа, в энергетике, возможность покупать специфическую продукцию сельского хозяйства и т.д.

Ирак заключил контракт с 10 российскими нефтяными компаниями на нефтеразведку и добычу. Но развернуть работу, а следовательно получать твердую валюту, мешают США.



За годы послевоенных действий от голода и нехватки медикаментов в стране умерло более 1 млн человек. В 1997-2000 гг. ежедневно умирало 475 детей. США навязали Совету Безопасности ООН резолюцию, которая держала Ирак в экономической блокаде с 1992 г. Против Ирака проводилась планомерная информационная война.

Позиция Ирака находила понимание у России, Китая, Франции. Они справедливо отмечали, что применение экономических санкций и военные акции против Ирака носят откровенно антигуманный характер.

Ирак располагает большими запасами реально конвертируемого «черного золота». Кроме того, его географическое положение позволяет видеть в нем перспективного геостратегического партнера для России.

Сейчас США и некоторые страны Европы, участвуя в оккупации Ирака, делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, например в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму.

Соединенные Штаты «заморозили» 2 млрд долл., на которые Ирак заключил контракт на поставку в страну товаров, оборудования, продовольствия и медикаментов.

Россия, Китай, Франция, Италия, Германия и многие другие государства из-за прекращения торговли с Ираком за 1991—2002 гг. потеряли «упущенную выгоду» более чем на 220 млрд долл.

Поэтому Париж и Берлин предприняли активные демарши против действий Вашингтона, вылившихся в агрессию против Ирака весной 2003 г. Агрессия США нанесла серьезный урон генофонду Ирака. Война унесла жизнь 10 тыс. женщин и детей. По другим оценкам, потери среди мирного населения составили до 55 тыс. человек.

Арабские страны, прежде всего Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, не приняли участие в интервенции. Даже Турция, верный дотоле союзник США, отказалась пропустить американские поиска через свою территорию.

В партизанской войне погибают войска союзников США. Чтобы поднять авторитет была создана временная иракская администрация в Ирак стали приглашать войска стран Восточной Европы и бывшего СССР. На это приглашение сразу же откликнулась Варшава, войска Украины, Грузии, Албании, Хорватии

Вместе с китайскими и французскими дипломатами Москва добивается (хотя и не всегда настойчиво) передачу взаимодействия с временной администрацией Ирака под контроль ООН.



Россия и Саудовская Аравия

Саудовская Аравия — это край «черного золота», родина ислама, страна Мекки и Медины — наиболее священных мест для миллионов мусульман. Она занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на всей международной арене. Это государство играет важную роль в укреплении исламской солидарности, распространении исламской мысли, поддержке исламских народов и защите их интересов, в оказании помощи исламским организациям во всем мире.

Королевство занимает первое место среди стран, предоставляющих помощь государствам третьего мира. Вообще по финансовой помощи другим странам Саудовская Аравия занимает второе место после США. Отсюда и то огромное влияние, которое она оказывает на региональную и мировую геополитику.

Страна несколько десятилетий исповедует один важный принцип: саудовец — двигатель развития, саудовец — конечная цель развития. Учеба, образование традиционно занимают одно из главных мест в политике правительства. В стране практически ликвидирована безграмотность, создана сеть специального среднего и высшего бесплатного образования (техникумы и университеты). А для желающих учиться за границей есть специальные государственные и частные фонды.

Велики успехи в области здравоохранения: детская смертность здесь одна из самых низких в мире. В 70-х гг. один врач обслуживал 6000 пациентов, а в 90-х — 1500.

Самым крупным достижением саудовцев считаются успехи и в развитии сельского хозяйства. Королевство из импортера сельскохозяйственной продукции превратилось в экспортера. Сельскохозяйственный сектор в экономике — второй по значению после нефти. Производство пшеницы, которая занимает 95% производства злаковых культур в стране, за последние 20 лет выросло в 1000 раз. Более 40 млн га земель отдано крестьянам безвозмездно. Сельскохозяйственный банк предоставляет им беспроцентные кредиты. Половину стоимости удобрений, приобретаемых фермерами, оплачивает государство. На тех же условиях строятся склады-холодильники для хранения сельскохозяйственной продукции. Государство покупает урожай по выгодным для крестьян ценам. Излишки продовольствия играют немаловажную роль в реализации региональной и глобальной геополитики Саудовской Аравии в странах Азии и Африки.

Забота о неимущих, обделенных — постоянная политическая линия этого исламского государства, родины пророка Мохаммеда. Пророк говорил, что общество правоверных напоминает живой организм: если болеет одна его часть, то боль отдается во всех частях тела, вызывая бессонницу и лихорадку.

Следуя заветам Мохаммеда, который раздавал десятую часть военной добычи или своих личных денег неимущим, саудовское государство строго следит за тем, чтобы давались пенсии сиротам, женщинам, оставшимся без кормильца, инвалидам, выделяет дотации на основные продукты питания, следит, чтобы цены на продукты были ниже тех, по которым они продаются на мировых рынках. Система организации и защиты труда в Саудовской Аравии считается одной из наиболее совершенных в мире.

В декабре 1997 г. в Тегеране прошла встреча в верхах Организации исламской конференции, где было отмечено, в частности, что улучшение саудовско-иранских отношений будет содействовать «срыву заговора врагов и способствовать миру и стабильности в регионе Персидского залива». Координация совместных действий исламских государств, их сотрудничество, как отмечалось на конференции в Тегеране, «представляется жизненно необходимым для безопасности и спокойствия всего региона».

В то же время в целом внешняя политика саудовцев идет в фарватере США. Отсюда и вмешательство в 80—90-х гг. во внутренние дела Ирака, Ирана, Афганистана. Поэтому сложные, а порой и напряженные отношения сложились между Саудовской Аравией и другими исламскими государствами, в частности Ираном и Ираком.

Причин тому несколько: и ориентация ваххабитского королевства на США (отсюда противоположный подход к присутствию западных вооруженных сил в Персидском заливе), и конкуренция на мировом рынке нефти, и попытки забрать квоту Ирака, и идеологические противоречия. Еще одним фактором напряженности является ежегодное паломничество в Мекку, во время которого, по мнению саудовцев, верующие других стран, особенно иранцы, пытаются вмешиваться в их внутренние дела.

Но есть немало факторов, которые в начале XXI в. потребовали от исламских государств определенной координации своих геополитических усилий. Наиболее важные из них — противостояние агрессивным устремлениям Израиля, совместная политика со странами-экспортерами нефти в борьбе против снижения цен на энергоносители и др. Например, в 2003 г. королевство отказалось послать свои войска в Ирак.

80—90-е гг. XX в. характеризовались охлаждением отношений Саудовской Аравии сначала с Советским Союзом, а затем с Россией. Причина тому — войны в Афганистане и Чечне. Последние годы началось некоторое потепление отношений между Москвой и Эр-Риядом. В сентябре 2003 г. в Россию нанес визит наследный принц Абдалла. В числе прочих вопросов на самом высоком уровне обсуждалось сотрудничество в газодобыче. «Газовая инициатива» Абдаллы содержит предложения по совместной разработке газовых месторождений, геологической разведке, использованию газа для опреснения воды, строительству газопроводов, работающих на газе электростанций, а также объектов нефтехимической промышленности. Стоимость совместных проектов, по оценкам специалистов, составляет 25 млрд долл.

Саудовская Аравия намерена наладить производство российских гражданских вертолетов фирмы «Камов» (одних из лучших в мире). Принц также вел переговоры о сотрудничестве в военной области. Саудовский рынок — один из крупнейших в регионе. Пока же Москва занимает в нем мизерную долю — всего 0,2% товарооборота Саудовской Аравии. Поставляем мы бумагу, металл, древесину. Между Москвой и Эр-Риядом достигнуто соглашение о создании совместной рабочей группы по борьбе с международным терроризмом, включая и Чечню.

Эти факты говорят о многом. О неприятии Саудовской Аравии современной политики США. О том, что власти королевства, сделавшие в свое время ставку на Америку, вынуждены балансировать между внутренними угрозами, которые могут возникнуть в случае сохранения проамериканского курса и вероятными внешними2. В американской печати были публикации о замене династии саудов на династию хашемитов — прямых наследников пророка Мохаммеда.

Учитывая огромный финансовый вес королевства, важное геополитическое положение Саудовской Аравии, российская дипломатия прилагает большие усилия для налаживания с этой страной прочных экономических связей и военно-технического сотрудничества, Так как родина пророка Мохаммеда с каждым годом играет все более заметную роль в раскладке геополитических сил.

Очевидная недопустимость подобной ситуации усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день сложилась ситуация, когда у России фактически отсутствуют реальные страны-союзники в регионе, способные быть эффективным каналом для продвижения российских интересов. Традиционные «клиенты» России — Ирак, Сирия, Иран, Ливия — находятся в состоянии более или менее жесткой международной блокады или блокады со стороны стран США и их союзников. Палестинское движение сопротивления во главе с ООП при всей ее политической активности уже не может быть эффективной опорой для внешней политики России. Идентичность интересов и спектр международных связей ООП определяет ее место как силы зачастую имеющей объективно несогласуемую с Россией позицию.

Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке:

Россия и страны ближнего Востока – конкуренты на мировом рынке энергоносителей. Есть все основания полагать, что подобная ситуация сохранится и в обозримом будущем. Обладание идентичными ресурсами ставит перед Россией задачу согласования поведения со странами ОПЕК. Экономическое взаимодействие с гос-вом Саудовская Аравия фактически отсутствует, минус в том, что страна является крупнейшим спонсором политического ислама, в том числе его экстремистских форм.

Возникает задача выработки четкого внутрироссийского видения места и роли ОПЕК, отношений РФ-ОПЕК и ресурсной составляющей ближневосточного расклада.

Возможное осложнение отношений России в регионе связывают со сменой правящих элит в этом регионе. Со сцены в арабском мире уйдут люди, взаимодействие с которыми (негативное или позитивное) достаточно привычно для России. В последние 20-25 лет арабскую политику определяли президенты Египта — Хосни Мубарак, Сирии — Хафез Асад, ОАЭ — шейх Зайед, Туниса — Бен Али, лидер Ливийской Арабской Джамахирии — Муамар Каддафи, короли Саудовской Аравии— Фахд,. Возраст всех этих лидеров, может быть за исключением относительно «молодых» Каддафи и Мубарака— преклонный. Часть из них ушла из жизни (по разным причинам), короли Иордании— Хуссейн бен-Талал, Марокко— Хасан II, президент Сирии X. Асад в 2000 г., лидер ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ — Ясир Арафат, а также повешен Садам Хусейн.

Когда «назначается» преемник одновременно назначается и «группа поддержки» тоже время сразу же образуется и группа незаинтересованных. Появляется вектор конфликта в политической жизни страны. Развертывание подобных событий ярко проявляется в государствах, где формально отсутствует институт преемственности власти.

Сирия останется клиентом российского военно-промышленного комплекса. Невозможность неизменного сохранения линии Асада будет диктоваться задачами выхода Сирии из политической полуизоляции и явной незаинтересованностью США в сохранении антиамериканского режима.

Выход на рынки вооружения стран Персидского залива, имеющие наибольший финансовый потенциал выглядит чрезвычайно привлекательным. Освоение этих рынков, пока за счет отдельных, разовых сделок, должно рассматриваться как долгосрочный приоритет региональной политики. Перманентная конфликтогенность сделала регион одним из самых емких рынков вооружения, на котором российский ВПК все еще играет заметную роль. Основными импортерами являются Сирия и Иран, а также (потенциально) Ирак, которые вызывают негативное отношение мирового сообщества и особенно США.



Важнейшей задачей России на Ближнем и Среднем Востоке должен стать вывод отношений с Израилем на уровень стратегического партнерства. Россия не имеет объективных противоречий с Израилем. Развитию отношений в немалой степени будет способствовать мощная русскоязычная община в этой стране. Это позволяет нашей стране получить доступ технологиям западного уровня в целом ряде областей.

Еще один фактор связан с внутриполитическими изменениями и динамизацией внешней политики Турции.

Направлениями турецкой экспансии являются постсоветское пространство и Балканы. Турция все больше становится игроком, имеющим свои собственные интересы, отличные (а зачастую противоречащие) от интересов традиционных союзников — США и европейских стран НАТО. Все явственнее проявляются факторы, свидетельствующие о возвращении к мусульманской политической идентичности Турции.

Задача России – формулирование стратегических основ и тактических приемов турецкой политики, учитывая экономический, политический, военный и культурно-идеологический вес Турции выработка стратегии должна носить комплексный характер и строится на межведомственной основе

< Назад   Вперед >

Содержание