Создание «виртуального цикла» и «соразвитие» в Азии
В ответ на глобальные сдвиги в международном разделении труда и сдвиги в экономической структуре развитых стран (имея в виду, прежде всего, постиндустриализацию и создание «экономики знаний») и в Новой стратегии экономического роста, и в Глобальной экономической стратегии выдвигается концепция создания «виртуального цикла» инноваций и спроса, предполагающая, что в перспективе Япония должна стать мировым инновационным центром и в качестве такового предлагать новые товары и технологии на мировой рынок, т. е. создавать «виртуальный цикл» в глобальном масштабе. При этом, как подчеркивают авторы стратегии, особенно важным является создание такого цикла в Азии на основе сотрудничества с азиатскими странами - «центром роста XXI в.». Азиатские страны, в свою очередь, могут постепенно открывать свои рынки, повышать производительность, развивать производительные силы, используя и быстро распространяя японские технологии29.
Таким образом, речь здесь идет о формировании такой системы разделения труда между Японией и ее экономическими партнерами, при которой японские компании, как показано выше, все больше будут сосредоточивать свою деятельность на разработке передовых технологий, а производство самих продуктов размещать в других странах.
Большинство развитых стран переходит сейчас на эту ступень участия в международном разделении. Конкуренция между ними концентрируется на следующих позициях - конкуренция инновационно- технологических комплексов самих этих стран, конкуренция на основе снижения издержек производства при размещении мощностей в странах с низкими издержками, борьба за рынки сбыта развивающихся стран и стран с быстро развивающимися рынками (БРИК, а теперь - БРИКЮ: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и начинающееся соперничество за доступ к интеллектуальным ресурсам развивающихся стран и стран с переходной экономикой (пример - «феномен индийских программистов»),
В то же время реальными конкурентами Японии и других стран «триады» становятся, как мы уже отмечали выше, развивающиеся страны, и конкурировать с низкими издержками можно только на «поле» высоких технологий и самых передовых товаров и услуг.
Что нового несет эта ситуация для Японии? Ведь японские компании стали активно размещать производство за рубежом уже с середины 80-х годов. Однако новизна ситуации состоит в том, что если раньше разделение труда шло по принципу: производство изделий низкой и средней технической сложности - за рубежом, в странах с низкими издержками, а высокой технической сложности - в стране, то теперь, по-видимому, Япония должна переходить на такую стадию, когда она все больше будет превращаться в производителя технологий, а ее компании - в разработчиков технологий и продуктов и держателей брендов.
Разумеется, речь в данном контексте идет о генеральном долгосрочном тренде, и его развитие не означает, что японские компании ничего не будут производить на территории своей страны и не будут размещать производство в других развитых странах в целях получения доступа на их рынки. Вопрос в том, за счет чего Япония может получать свою долю добавленной стоимости в условиях, когда не только развитые, но и многие развивающиеся страны, в первую очередь успешные страны Азии, производят многие виды высококачественной и часто высокотехнологичной продукции, поставляют ее на международный рынок, где конкурируют с японскими производителями.
Учитывая названные обстоятельства, становится понятной цель новой экономической стратегии Японии - «виртуальный цикл» с азиатскими странами. При этом, как полагают авторы стратегии, Япония будет вносить свой вклад в развитие соседних азиатских стран и способствовать формированию среды для совместного роста. Азиатские страны могут играть роль производственной базы, объекта для инвестиций, потребительского рынка для японских компаний. Здесь также, вероятно, учитывается и то обстоятельство, что Япония сама является азиатской страной и имеет дополнительные конкурентные преимущества на азиатских рынках. Поэтому она сможет оставаться экономическим центром региона и в качестве такового сохранить свою позицию одного из трех мировых экономических центров. Как говорится в Глобальной экономической стратегии, в условиях формирования новых систем XXI в. Япония как часть Азии может выполнять роль «стержня» между созданием новой глобальной системы и новой системы в Азии .
Япония активно поддерживает идею азиатской интеграции и формирования «восточно-азиатского сообщества» в качестве долгосрочной цели. В Глобальной стратегии констатируется, что в Азии, как и в Северной Америке, и в Европе, интенсифицируются интеграционные процессы. Однако при этом принимается во внимание то обстоятельство, что это сообщество концептуально и фактически будет сильно отличаться от ЕС: Восточная Азия гораздо менее однородный во всех отношениях регион, поэтому азиатский динамизм как раз может опираться на диверсификацию, развивая многоуровневое, многофункциональное сотрудничество в различных сферах !.
В целом стратегия интеграции в Восточной Азии должна включать две инициативы: комплексное экономическое партнерство в Восточной Азии (Comprehensive Economic Partnership in East Asia - CEPEA) и создание международной организации в Восточной Азии, которая стала бы политическим форумом и «think tank» подобно ОЭСР. Необходимо объединить знания и опыт, имеющийся в разных странах, и сделать их источником повышения конкурентоспособности японской экономики, создав «цикл сотворчества и соразвития с Азией».
Текущими задачами в данном контексте является формирование «зон свободной торговли в Восточной Азии», создание более широкого пространства, охватывающего Восточную Азию в целом, включая заключение соглашений об экономическом партнерстве (ЕРА) между Японией, АСЕАН и отдельными азиатскими странами. Подобные соглашения предусматривают большую открытость их рынков, стандартизацию инвестиционных режимов, различные формы экономического сотрудничеств а.
Япония также намерена способствовать развитию азиатского фондового рынка («Asian market for asset-backed securities»), на котором японские компании, развивающие свой бизнес в Азии, могли бы привлекать средства, а также обеспечить условия для того, чтобы азиатские компании могли продвигать свои бумаги на фондовый рынок Японии с использованием нового финансового инструмента - Японских депозитарных расписок (Japanese Depositary Receipt - JDR).
Безусловно, анализируя данную проблему и оценивая реальность осуществления подобных планов Японии, нельзя не учитывать и «китайский фактор». Китай и по масштабам экономики, и по темпам роста также может претендовать на роль такого «азиатского центра», однако здесь опять же стоит помнить, на каком «поле» Китай имеет конкурентные преимущества - там, где источником конкурентоспособности являются дешевые и разнообразные ресурсы. Однако при этом нельзя игнорировать тот факт, что Китай активно укрепляет свой на- учно-технологический потенциал, что, по-нашему мнению, является дополнительным фактором, заставляющим Японию переходить к новой модели конкуренции.