Предисловие
Настоящая работа является одним из первых учебных пособий, выполненным в рамках междисциплинарного взаимодействия политической теории, философии и политической юриспруденции.
Построение структуры и содержания работы подчинено задаче последовательного изложения логики становления и развития базового института системы политической демократии – политических партий.
Авторы постарались в максимальной степени учесть накопленный в этой предметной сфере теоретический и эмпирический материал, предложенные теорией политических партий современные версии понимания их роли и значения в процессе государственно-правового развития страны.
Структура и содержание материала отвечают традиции академического построения учебных курсов, принятых в системе высшего профессионального образования.
Учебное пособие включает восемь разделов, каждый из которых охватывает наиболее важные темы современной теории политических партий. Это вопросы истории института политических партий, их социально-политической природы и роли как субъекта представительства интересов доминирующих социальных групп, понимания политических партий как субъекта политического процесса. В работе подробно раскрываются технологические вопросы партийного строительства – организация, правовое регулирование и финансово-хозяйственная деятельность политических партий. Методологическая перспектива изучения феномена политических партий раскрывается в рамках сравнительного анализа и типологии политических партий и партийных систем.
В работе реализован синтетический подход в освоении разнообразного опыта и теоретико-методологического инструментария различных отраслей научного и прикладного знания. Междисциплинарный характер учебного пособия делает его полезным и студентам (правоведам, политологам), и специалистам в области политической социологии и истории, и преподавателям общественно-политических дисциплин, всем, кто интересуется вопросами теории политических партий.
Сочетание учебной и исследовательской задачи предполагает соблюдение определенного баланса общепринятых и критических суждений по всему спектру рассматриваемых тем. Отдельные положения, оценки и выводы, содержащиеся в работе, являются дискуссионными, возможно, требуют дополнительной аргументации и практического подтверждения. Это концептуальный и правомерный выбор авторов учебного курса. Очевидно, что понимание природы и смысла любого общественно-политического явления связано не только с новыми научными результатами и новыми эмпирическими данными политической практики, но и внутренней потребностью обретения истины в предметной научной дискуссии.
Представленный материал открыт для обсуждения широкого круга проблем не только с точки зрения его предмета и структуры, а, прежде всего, с точки зрения теоретико-методологических оснований изучения политических партий и преподавания учебного курса.
Совмещение институционального, нормативного и социологического подходов в изучении политических партий в наибольшей степени способствует пониманию исторической перспективы перехода от моноцентрической модели политического господства и управления к плюралистической модели политической демократии, а также тех ловушек и дилемм реального политического процесса, которые объективно представлены в объективно заданной структуре возможных изменений и тенденций общественного развития.
Учебный курс в этом отношении сочетает одновременно как дидактическую, так и проблемную постановку в изложении материала, описании и объяснении реальных и возможных коллизий партийного строительства современной России.