Турецкая Республика
Россия для Турции остается ключевым экономическим партнером. Более 250 турецких фирм работает в Российской Федерации, особенно в строительном бизнесе. Объем торговли Турции с Россией постоянно растет. На исходе 2005 г. был открыт газопровод “Голубой поток”, который по дну Черного моря выводит российский газ в Турцию, далее в Италию и другие страны.
Вместе с тем далеко не все проблемы сняты. Предметом спора остается курдская проблема. Сохраняются разногласия, связанные с использованием проливов Босфор и Дарданеллы, возможных путей транзитных нефте- и газопроводов.
Геополитическую подоплеку имеют идеи пантюркизма, оживившиеся после распада СССР. Эти идеи предусматривают объединение вокруг Турции более 120 млн тюркоговорящего населения, живущего в странах, расположенных от Западного Китая до восточного побережья Средиземного моря. Но, судя по экспертным оценкам, этим идеям вряд ли суждено сбыться: у Турции для этого не хватает ни сил, ни средств, ни влияния. Из всех тюркоязычных государств наибольшему влиянию Турции подвержен Азербайджан, отношения с которым носят многосторонний характер. Кроме того, Турция активно развивает отношения с Грузией.
Трудно складываются отношения между Турцией и Арменией. В менталитете обоих народов глубоки обоюдные многовековые недоверие и враждебность. Турция отказывается признать геноцид армянского народа в 1915 г., унесший жизни 1,5 млн армян. Взгляд на Турцию и все тюркское как на причину национальной трагедии армян все еще превалирует в общественном [c. 215] сознании армянского народа15. Турцию, в свою очередь, беспокоят территориальные претензии определенных сил в Армении, которые подчеркивают, что древнеармянское государство существовало не только на территории нынешней Армении, но и в восточных пределах современной Турции. В азербайджано-армянском конфликте Турция хотя официально и провозгласила нейтралитет, но фактически встала на сторону Баку.
Немаловажным фактором является и то, что в Турции довольно много диаспор кавказских народов. По некоторым источникам, численность кавказской диаспоры составляет здесь около 7 млн человек. Во время первой и второй чеченской кампании определенные политические силы Турции негласно поддерживали сепаратистов. Однако на официальном уровне Анкара выступает за территориальную целостность Российской Федерации, признавая тем самым Чечню ее неотъемлемой частью. Это вполне объяснимо, если учесть, что Турция имеет свою “Чечню” – курдское национально-освободительное движение – и опасается, что Россия при определенных обстоятельствах может не без успеха разыграть “курдскую карту”.
Геополитическая ситуация в Кавказском регионе будет явно неполной, если не учитывать влияния стран Запада. После распада СССР и образования новых независимых государств перед Западом открылись весьма завидные с его точки зрения долгосрочные геополитические перспективы проникновения в районы Закавказья, которые прежде были недоступны. Постоянно подогреваемый интерес к углеводородным ресурсам Каспия и Центральной Азии придал дополнительный импульс для участию Запада в политических процессах в регионе.
Особую активность проявляют США. Они объявили Закавказье зоной своих жизненных интересов. Показательно высказывание госсекретаря Д. Бейкера при президенте Дж. Бушем-старшем: “Каспий – это не экономическая и не геологическая или техническая проблема. Это геополитическая проблема первостепенной важности”16.
Свою политику в Закавказье проводят страны – члены ЕС. Евросоюз реализует проект TRASECA, предусматривающий [c. 216] оказание финансового и технического содействия странам Закавказья и Центральной Азии в создании транспортного коридора Европа – Черное море – Закавказье – Каспийское море – Центральная Азия. Ключевое значение придается экспортному нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
Судьба каспийской нефти “заботит” многие государства. Неурегулированность правового статуса Каспия очевидна, хотя определенные подвижки в этом вопросе есть. В частности, достигнуто соглашение по принципу: “вода общая, а дно делим”.
Вместе с тем в геополитическом разрезе существует, по крайней мере, две проблемы: проблема транспортировки каспийской нефти (здесь жесткая конкурентная борьба между Азербайджаном, Грузией, Ираном, Казахстаном, Россией, США, Турцией, Украиной) и проблема военно-политической ориентации закавказских государств. Что касается первой проблемы, то существуют разные проекты ее решения – и в обход России, и с ее участием. Решение будет зависеть не только от экономической целесообразности, но и от политической ориентированности. Что касается военно-политического аспекта взаимоотношений стран региона внутри и вне его, то здесь следует отметить заметно растущий интерес НАТО к этому региону. Вопрос о размещении на территории Закавказья военных баз НАТО или другой внерегиональной державы Россия вправе рассматривать как прямой вызов своим национальным интересам, как недооценку ее возможностей и потенциала