Военно-политическое сотрудничество Азербайджана с НАТО и странами Запада

Уже отмечалось, что Азербайджан преднамеренно пошел на расширение круга своих основных партнеров как основы новой стратегии национальной безопасности. Этим он расширил сферу влияния в Закавказье Запада и НАТО. Став в мае 1994 года участником программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ), Азербайджан на этом не остановился. На сегодня существуют договоренности о расширении азербайджано-натовского сотрудничества в рамках ПРМ, оказании специалистами НАТО помощи азербайджанской стороне в оборонном планировании, об обмене информацией военного и политического характера, координации усилий в локализации кризисных и чрезвычайных ситуаций. Азербайджану будет оказана помощь в создании системы гражданской обороны и подготовке спецподразделений по борьбе с терроризмом. Запущен механизм политических консультаций Баку с НАТО. Азербайджанский военный представитель аккредитован при штаб-квартире блока в Брюсселе. Имеется целый набор других программ военного сотрудничества с НАТО и США.

27 мая 1999 г. в Баку на заседании Совета консультативной группы по евроатлантическому сотрудничеству госсоветник президента по внешнеполитическим вопросам В. Гулузаде заявил, что Азербайджан ставит целью вступление в НАТО в качестве полноправного участника альянса. Ранее тот же Гулузаде выступил с инициативой размещения на территории Азербайджана (Апшеронский полуостров) военной базы НАТО.

В сентябре 2000 г. на заседании Военного совета НАТО по инициативе начальника Генерального штаба вооруженных сил Турции рассматривался вопрос о создании в Стамбуле штаба сил быстрого реагирования НАТО, в зону ответственности которых войдут Средняя Азия, Кавказ и Балканы. Основной задачей этих сил провозглашается борьба с исламским терроризмом, однако нет сомнения, что они призваны обеспечивать «беспрепятственный доступ» военно-политического союза государств Северной Атлантики к углеводородным ресурсам Каспийского бассейна.

В то же время российско-азербайджанское военное и военно-техническое сотрудничество оказалось полностью свернутым. В ходе контактов с представителями Запада азербайджанская сторона практически не скрывала своего негативного отношения к продолжению военного сотрудничества с Россией. Это проявлялось в негативном подходе Азербайджана к участию в системе коллективной безопасности в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ), к нахождению российских военных объектов на азербайджанской территории (РЛС Габала).

На Западе не исключают, что со временем в России может произойти осознание своих интересов в регионе и будет, наконец, выработана осмысленная внешнеполитическая линия российского государства, в том числе и на Юге. Очевидно, что именно это заставляет США и НАТО, действуя по принципу «пока не поздно», побыстрее навязать странам Закавказья свои военные гарантии, в том числе через натовскую программу «Партнерство ради мира». Что касается азербайджанской стороны, то свое участие в данной программе она, по всем признакам, рассматривает как пролог к формированию стратегии национальной безопасности с опорой на западные военно-политические гарантии и возможность более тесной интеграции в систему безопасности НАТО. Цели Баку при этом весьма незатейливые и очевидные: противодействовать «имперско-экспансионистской» политике России.

Характерно, что планы расширения НАТО на восток не только не вызывают сомнений и осуждения в азербайджанской политической элите, но и оцениваются как важный фактор укрепления коллективной безопасности в Европе. Поэтому Россия вряд ли может рассчитывать на политическую поддержку Азербайджана в этом вопросе. Более того, есть основания полагать, что немалая часть сегодняшних политиков будущее страны связывает с пребыванием в НАТО, и если бы сейчас подобное приглашение последовало, нынешнее азербайджанское руководство, по-видимому, приняло бы его с минимальными колебаниями.

Конкретная помощь по военной линии была оказана Азербайджану со стороны США еще в октябре 1993 года на основе соглашения о подготовке командного состава для азербайджанских вооруженных сил. В соответствии с ним при содействии американской нефтяной компании «Мегаойл» инструкторы из числа офицеров запаса ВС США осуществляли подготовку подразделений спецназа в двух азербайджанских гарнизонах (Хаджикабул и Перекешкюль).

Особую роль в укреплении военных связей с Азербайджаном играет Турция. В основе азербайджано-турецкого военного сотрудничества лежит двусторонний договор, подписанный еще в августе 1992 года, а также ряд соглашений и договоренностей, заключенных в ходе последующих рабочих встреч. Сотрудничество двух стран наибольшим образом продвинулось в области подготовки военных кадров.

В перспективе стороны предполагают проводить совместные войсковые учения, наладить регулярное военно-техническое сотрудничество, в том числе совместное производство некоторых видов военной техники и вооружения. Речь, в частности, идет об организации на предприятиях Азербайджана производства авиационных ракет и двигателей. Турецкие военные специалисты принимают непосредственное участие в разработке и реализации планов строительства вооруженных сил Азербайджана. Некоторые аналитики склонны считать, что это сотрудничество есть не что иное, как созданный под патронажем НАТО турецко-азербайджанский военный альянс, что и подтвердил начальник турецкого Генерального штаба армейский генерал И. Карадайи.

Характерно, что свое присутствие в Азербайджане, в том числе и в форме военного сотрудничества, наращивает Израиль. Помимо инвестиций, создания крупных совместных предприятий и реализации других программ, Израиль также принимает участие в строительстве вооруженных сил Азербайджана, направляя для этого в Баку своих военных специалистов. Примечательно, что в Азербайджане Израиль действует по плану координации с Турцией, что ряд аналитиков не без основания рассматривает как попытку подсоединить Баку к формируемой при поддержке Запада военно-политической оси Тель-Авив—Анкара, призванной стать противовесом наметившейся линии сотрудничества, в том числе и в военной сфере, между Россией и Ираном

< Назад   Вперед >

Содержание