Транснационализация японских корпораций
О позициях японских ТНК в мире и общем уровне транснационализации японских компаний мы можем судить по численному присутствию их в первой сотне крупнейших по размеру активов мировых ТНК и показателям интернационализации их деятельности!4. В 1990— 2005 гг. число японских ТНК в первой мировой сотне уменьшилось на 1/3, а по сравнению с 1995 г. - вдвое. Далее важно отметить, что места, которые занимают японские компании в рейтинге по величине активов выше, чем места в рейтингах, составленных по показателям уровня транснационализации, хотя динамика показателей уровня транснационализации в 2000-е годы демонстрирует их рост у японских компаний, занимающих высокие позиции в мировом рейтинге.
12 World Investment Report 2006, p. 299, 303; 2007, p. 251, 255.
13 World Investment Report 2007, p. 271.
14 Важнейшими из них являются: индекс транснациональности, который рассчитывается как среднее арифметическое трех показателей: доля зарубежных активов компании в общей сумме активов (%), доля зарубежных продаж в общем объеме продаж (%), доля занятых на зарубежных предприятиях компании к общей численности занятых в компании (%), и индекс интернационализации, представляющий собой соотношение числа зарубежных филиалов компании к общему числу филиалов в %.
Особенно это заметно у автомобилестроительных компаний («Тоёта», «Ниссан» и «Хонда»)15.
Что касается японских банков, то интернационализация их деятельности идет пока гораздо медленнее, и они занимают довольно скромное положение в мировом рейтинге транснациональных банков (ТНБ) (см. табл. 2). Это объясняется, прежде всего, длительной закрытостью японского финансового рынка, а также необходимостью преодоления последствий глубокого и масштабного кризиса финансовой системы страны, последовавшего за крахом экономики «мыльного пузыря».