Выводы

1. Вопрос о месте и роли Латинской Америки и Карибского бассейна как одного из наиболее перспективных регионов мира в глобальной стратегии России, цели и задачи, которые ставит перед собой российское руководство в этом регионе в новых условиях – условиях встраивания Российской Федерации в мировое сообщество, приобретают все большую актуальность. Латинская Америка становится весьма влиятельным центром [c. 327] формирующегося многополюсного мира, важным региональным актором нового мирового порядка. При этом в фокусе региональной политики Российской Федерации должна находиться прежде всего шестерка наиболее развитых и авторитетных стран Латиноамериканского континента (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика и Чили), которые по праву относят к новым индустриальным странам.

2. Расширение НАТО, рост силовых амбиций США диктуют необходимость разработки альтернативных направлений в политике, активного маневрирования и поиска тактических союзников. Парадокс нынешней геополитической ситуации для России заключается в том, что далекие от нее территориально страны Латинской Америки и Карибского бассейна, никогда не имевшие с ней острых политических коллизий, могут стать и уже становятся теми новыми политическими партнерами и тактическими союзниками, которые способны оказать ей поддержку на различных международных форумах, в том числе в решении общемировых проблем. Позиции именно этих стран сегодня при обсуждении сложных международных вопросов нередко более всего близки к позиции России, нежели некоторых государств ближнего зарубежья, не говоря уже о позиции стран, еще сравнительно недавно входивших в Организацию Варшавского Договора, а ныне вступивших в Североатлантический блок. Поэтому отношения России с государствами Западного полушария носят не конъюнктурный, а долговременный характер.

3. В условиях глобализирующегося мира резко возрастает взаимозависимость стран. Глобальный характер приобрели такие вызовы и угрозы, как международный терроризм, наркоторговля и организованная преступность. Мир захлестнули разрушительные силы экстремизма, сепаратизма, ксенофобии и нетерпимости, которые породили беспрецедентное число региональных конфликтов, с трудом поддающихся урегулированию. Мир в целом все менее защищен от экологических кризисов, эпидемий опасных болезней, колебаний экономической и финансовой конъюнктуры.

4. Совпадение взглядов на ключевые международные проблемы, взаимодополняющий характер экономики и традиционные культурные связи являются объективной основой для развития российско-латиноамериканского сотрудничества на длительную перспективу. [c. 328]

Одобрение Президентом Российской Федерации в феврале 1998 г. Программы дальнейшего развития сотрудничества Российской Федерации с государствами Латинской Америки стало первым крупным шагом на пути к тому, чтобы поднять российско-латиноамериканские отношения на качественно новый уровень и в двустороннем плане, и на многосторонней основе, в рамках региональных интеграционных объединений. В этом же направлении следует рассматривать присутствие главы российского внешнеполитического ведомства в Монтевидео на саммите “Меркосур” в декабре 2003 г., где участникам саммита было передано послание Президента РФ В.В. Путина с выражением готовности России к активному диалогу и сотрудничеству с входящими в него странами.

Решающим в этом плане стал 2004 год, когда впервые за всю историю взаимоотношений Российского государства со странами Южной Америки с официальными визитами в Чили и Бразилии побывал Президент России В.В. Путин6. Его участие в саммите АТЭС, а также большое количество подписанных в Сантьяго и г. Бразилиа важных межгосударственных документов, в том числе в таких областях, как поставки оружия, космические программы и высокие технологии, служат убедительным доказательством того, что латиноамериканское направление начинает занимать подобающее ему место в глобальной стратегии России как мировой державы

< Назад   Вперед >

Содержание