Внешнеэкономические отношения

Вплоть до 1960 года вся внешняя торговля Китая, за небольшим исключением, велась с СССР и его европейскими союзниками (главным образом с Чехословакией, Польшей и Восточной Германией). В период ухудшения отношений между КНР и СССР Китай производил закупки зерна в Канаде и Австралии, импортировал оборудование для промышленных предприятий из Японии и Западной Европы. Развитие внешней торговли возобновилось в начале 1970-х годов. После того как в 1971 году Китай заявил о политике «открытых дверей» в отношении западных стран, его внешнеторговый оборот всего за 4 года утроился. К 1980 году он вырос еще в два раза и продолжал расти, хотя и значительно медленнее, вплоть до 1988 года, преодолев рубеж в 100 млрд. Долларов США. Большое значение внешней торговли для экономического развития Китая наглядней всего можно проиллюстрировать долей экспорта в общем объеме ВВП: в 1980 году она составляла около 13%, а в 1992 году достигла 35%, т.е. была выше показателя доли экспорта в экономике Японии.

Общий объем внешней торговли КНР увеличился с 20,6 млрд. долларов США в 1978 году до 325 млрд. долларов США в 1997 году. (Приложение 3).

Соответственно с данными таблицы, по показателям объема внешней торговли КНР переместилась с 32-го (1978 год) на 10-е место (1997 год) в мире. Если в дореформенный период доля экспорта в ВНП страны составляла 4-5 %, то в середине 90-х годов ХХ века – более 20 % . Это очень высокий показатель для такой крупной страны, как Китай.

В настоящее время Китай занимает четвертое место в мире по объему внешней торговли (его доля в мировой торговле составляет около 6%), уступая лишь США, ЕС и Японии, о чем свидетельствует данный рисунок.

Основными статьями экспорта Китая являются промышленные товары. Так, доля промышленной продукции в общем объеме экспорта увеличилась с 49% в 1980 году до около 90% в 2003 году. Традиционный китайский экспорт представляют в основном трудоемкие товары, такие как: одежда, обувь, ткани и текстильные изделия, различные виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, мебель, пластмассовые изделия, а также морепродукты, зерновые, овощи, фрукты и другие.

Основными статьями китайского импорта являются специализированное промышленное оборудование, электрические приборы и запасные части к ним, телекоммуникационное оборудование, прочее промышленное оборудование в сборе и частями, железо и сталь, необработанные пластмассы, нефть и нефтепродукты, текстильное волокно, ткани и удобрения. Достаточно высокие темпы роста экспорта обусловливаются активной государственной политикой его стимулирования .

Таким образом, ключевым для реализации и дальнейшего развития торгового потенциала Китая является вопрос повышения его конкурентоспособности, а именно: создания новой - с целью заменить либо дополнить традиционный экспорт одежды, текстиля и игрушек - группы высококонкурентных трудоемких изделий массового спроса, таких как телевизоры и холодильники, а также освоения капиталоемких и наукоемких производств.

Несмотря на многократные попытки добиться во внешней торговле хотя бы приблизительного баланса между экспортом и импортом, со времени начала экономических реформ в 1979 году каждые три года из четырех Китай заканчивал с дефицитом торгового баланса. Структура экспорта претерпела существенные изменения в 1980-е годы. Если в начале этого десятилетия пищевые продукты и минеральное сырье (нефть и уголь) составляли 40% общего объема китайского экспорта, то к его концу они едва достигали 20%. За этот период доля готовых изделий в экспорте поднялась с 50 до 75%. Изменилась и структура импорта: доля готовой продукции выросла с 65 до 82% от общей стоимости импортных поставок.

Что касается отдельных видов товаров, то в конце 1980-х годов стоимость экспорта готовой одежды превысила суммарную стоимость экспорта нефти, крупнейшей экспортной статьи Китая на протяжении многих лет. На третье и четвертое место вышли хлопчатобумажные ткани и морепродукты. Основными торговыми партнерами Китая в 1980-х - первой половине 1990-х годов являлись Гонконг, Япония, США и Германия, причем Гонконг, в свою очередь, занимался реэкспортом многих товаров, закупленных в Китае. В число факторов, делающих китайский экспорт конкурентоспособным на мировых рынках, входит низкая стоимость труда китайских рабочих, крупные иностранные инвестиции в легкую промышленность, быстрое повышение качества готовой продукции, выпускаемой на предприятиях, принадлежащих гонконгским бизнесменам, и неоднократная девальвация китайского юаня.

Все это привело к резкому изменению характера торгового баланса между Китаем и США в пользу Китая. Если в 1990 году в Соединенных Штатах экспорт в Китай несколько превышал импорт из КНР, то к 1993 году дефицит США составил около 20 млрд. долларов США, уступив лишь дефициту в торговле с Японией, а в 1998 году превзошел его. В 1990-е годы увеличился поток иностранных туристов в КНР, и в середине 1990-х годов страну посетили 26 млн. человек. По размерам доходов от туризма (10,2 млрд. долларов США) Китай занял 9-е место в мире.

Стремительному росту товарооборота Китая в немалой степени способствует его присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО). В то же время оборотной стороной данного процесса стали обострение торговых противоречий, рост цен на нефть и другие факторы, которые лихорадят мировую экономику.

< Назад   Вперед >

Содержание