Военное присутствие США и России в Кыргызстане как фактор влияния в отношениях двух стран
Для определения факторов влияния на двусторонние отношения необходимо рассмотреть условия создания военных баз, а также особенности взаимоотношений не только между Китаем и Кыргызстаном, но и взаимоотношения в формате Китай – Кыргызстан – Россия – США. Все более возрастающее значение Центральной Азии и пересечение геополитических интересов ведущих держав в регионе определяет необходимость выхода за рамки двусторонних отношений.
Существуют принципиальные отличия в целях и условиях размещения на территории Кыргызской Республики российской и американской авиационных баз, а также в том, как воспринимают эти базы другие государства региона.
Американская авиабаза в аэропорту «Манас», как известно, была создана для базирования военной авиации стран – участниц международной антитеррористической коалиции в рамках проводимой в Афганистане операции «Несокрушимая свобода». Ее основными задачами являются борьба с терроризмом и обеспечение стабильности в Афганистане.
Российская база создана в рамках Договора о коллективной безопасности и на основе двустороннего соглашения между Кыргызстаном и Россией. Она является важным и долгосрочным элементом системы обеспечения региональной безопасности . Наряду с этим база предназначена и для совместного решения повседневных задач боевой подготовки. К примеру, на базе готовят военных летчиков для ВВС Кыргызстана, российские военные также содействуют строительству системы ПВО страны.
Кант – первая российская военная база на постсоветском пространстве, где постоянно находятся 10-15 российских самолетов Су-27 и Су-25, военно-транспортные самолеты и вертолеты, размещаются до 500 российских военнослужащих. На авиабазе «Ганси» дислоцированы около 2 тысяч американских военнослужащих .
Бывший президент Кыргызстана неоднократно заявлял, что «база в «Манасе» носит временный характер, а база в Канте «открыта на постоянной основе» в рамках Коллективных сил быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности. По идее срок пребывания американской авиабазы связан со временем завершения операции в Афганистане. Но по факту получается, что этот вопрос остается открытым и по сей день.
В 2005 г. президент Кыргызстана поставил свою подпись под совместной декларацией стран-участниц ШОС с призывом к США определиться со сроками пребывания военно-воздушной базы в КР: «Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства-члены Шанхайской организации сотрудничества считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран-членов ШОС» .
В результате длительных переговоров, руководство Кыргызстана так и не дало ответ на вопрос о сроке пребывания базы, а Вашингтон согласился на единовременную помощь Кыргызстану в размере 150 миллионов долларов и ежегодную арендную плату в размере 15 миллионов долларов . В итоге база в аэропорту «Манас» остается на месте, а Соединенные Штаты по-прежнему платят в кыргызскую казну десятки миллионов долларов.
По мнению американской стороны, в доведенном до нищеты Кыргызстане американское присутствие – самый важный источник денежных доходов. Хотя для населения страны до сих пор не известны точные данные об оплате за использование базы, которые поступают в государственный бюджет. Соединенные Штаты организовали такую систему обеспечения нефтепродуктами авиабазы в «Манасе», что граждане Кыргызстана не осведомлены куда и в каком количестве направляются финансовые потоки .
Что касается российского военного присутствия, то оно не несет в себе угрозы для дальнейших взаимовыгодных отношений между Китаем и Кыргызстаном, учитывая стратегическое партнерство между Китаем и Россией, которые активно сотрудничают в военной области. Как говорил генерал-майор Цзу Хежень, чтобы противостоять гегемонизму, Китай должен создать элитные и эффективные силы устрашения . Для этих целей была организована «утечка информации», в соответствии с которой Россия и Китай производят военное оборудование на основе российских технологий и материалов, также осуществляют совместные военные маневры и учения. Интенсивные военные продажи со стороны России не только укрепляют военную мощь Китая, но и помогают самой России модернизировать свои вооруженные силы.
Если говорить об американской военной базе, то она, естественно воспринимается Китаем как угроза своим национальным интересам. Ведь, по мнению китайской стороны, главной целью сдерживания американской политики гегемонизма и силы является Китай. Для достижения своих целей США оказывают финансовую помощь враждебным силам как внутри, так и вне страны, дожидаясь удобного момента для организации волнений. Особенно Китай опасается угрозы сепаратистских движений в СУАР. Поэтому для Китая весьма важным направлением внешней политики является сотрудничество с Кыргызстаном с целью укрепления приграничных территорий. Для США Китай взаимно представляет угрозу как активный участник распространения баллистических ракет, оружия массового уничтожения и соответствующих технологий . США даже озвучивали свои опасения по поводу того, что Китай стремится получить доступ к секретным военным технологиям.
Как видно из всего вышеизложенного, в свете соперничества между Китаем и США Кыргызстан находится не в лучшей ситуации. Рано или поздно придет момент, когда Кыргызстану придется определиться с наиболее выгодным союзником для защиты своих национальных интересов. Проблема существования одновременно двух военных баз на территории суверенного Кыргызстана напрямую связана с выработкой концепции национального интереса, которая, по мнению специалиста в области международных отношений Дж. Розенау, используется и в политическом анализе, и в реальной политике как аналитический инструмент для описания, объяснения или оценки адекватности внешней политики страны . Любое государство на международной арене должно действовать, исходя из своих национальных интересов. Поэтому, Кыргызстану для дальнейшего развития сотрудничества с соседними странами, а особенно с Китаем, необходимо определиться с внешнеполитической стратегией и ориентирами государства.
А пока Кыргызстан должен сделать все, чтобы не ухудшить взаимовыгодное сотрудничество с Китаем. Ведь Китай – это единственный сосед Кыргызстана по ВТО, «окно» в Азиатско-Тихоокеанский регион, это страна, с которой Кыргызстан состоит в ШОС и имеет Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Особую обеспокоенность у Китая вызывает желание руководства Кыргызстана дать согласие на размещение разведывательной авиации на базе. В частности, подготовка политическим руководством Кыргызстана решения о размещении на авиабазе «Манас» американских разведывательных самолетов «АВАКС». В ноябре-декабре 2004 г. имели место закрытые кыргызско-американские переговоры, в ходе которых один раз американская сторона уже намеревалась добиться согласия на размещение в аэропорту «Манас» самолетов Е-3А системы «АВАКС» и согласия на проведение ими регулярных разведывательных полетов вдоль границы с Китаем.
В зону досягаемости американской авиации, дислоцирующейся в Бишкеке, уже попали западные районы Китая, Узбекистан, Таджикистан и весь юг Казахстана. Под контролем радиотехнических и электронных средств ВВС США оказались космодром Байконур, центр космического слежения в районе Нурекской ГЭС, средства противовоздушной обороны, воинские части и соединения, военные полигоны государств-членов ШОС и ОДКБ.
Основным объектом воздействия США остаются Китай и Россия. Для нейтрализации Китая достаточно в первую очередь затормозить его экономический рост. Например, направлением на его территорию потока беженцев, активизацией уйгурского сепаратизма, что может привести к внутреннему взрыву.
КНР и другие дружественные страны не может не беспокоить тот факт, что деятельность американской базы и ее военнослужащих была и остается непрозрачной для руководства Кыргызстана, общественности и граждан соседней страны.
В настоящее время у партнеров Кыргызской Республики вызывает недоумение и глубокое сожаление позиция официального руководства Кыргызстана в отношении пребывания американской базы в стране. Неуверенная, а порой и прямо непринципиальная позиция Кыргызстана по данному вопросу подвергает сомнению желание следовать духу тех обязательств, которые принял на себя Кыргызстан в рамках двусторонних соглашений и многосторонних договоренностей.
Затягивающееся присутствие иностранного воинского контингента на территории Кыргызстана грозит осложнением отношений со стратегическими партнерами по ШОС и ОДКБ. Пекин неоднократно указывал на то, что присутствие США в Центральной Азии направлено против Китая. Озабоченность Москвы вызывает постепенное окружение России американскими военными базами.
В сложившейся ситуации Кыргызстану необходимо соблюдать баланс сил, и обязательно учитывать мнения России и Китая по данному вопросу. Военная авиабаза в «Манасе» воспринимается многими политологами как точка опоры для Вооруженных сил США в случае конфронтации в отношениях с Россией и Китаем. Ведь известно, что присутствие авиабазы связано не с ситуацией в Афганистане, а с геополитическими интересами США. Есть вероятность, что она может быть использована американцами для проведения военных операций в регионе. Военный эксперт Погребняк Ю. считает абсурдным, находясь в ОДКБ и ШОС, обсуждать вопрос не только о пребывании, но и о расширении американской авиабазы.
Отсутствие чёткой и ясной позиции по данному вопросу у президента Бакиева К.С. может негативно повлиять на внешнеполитическую деятельность. Двусмысленность ситуации делает политическую репутацию страны уязвимой, а сам Бишкек – предметом критики со стороны стран-членов ШОС. Факт присутствия авиабазы на территории Киргизии уже неоднократно обсуждался как местными политиками и общественными деятелями, так и представителями ряда стран. Свое отрицательное отношение к этому факту демонстрируют ближайшие соседи и партнеры Киргизии – Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан. Нахождение авиабазы «Ганси» создает и укрепляет образ Кыргызстана как ненадежного партнера и союзника для государств ШОС. Что же может предпринять Кыргызстан для упрочения своих позиций на мировой арене?
По мнению некоторых аналитиков, военное присутствие Китая могло бы снять настороженность Китая по отношению к Кыргызстану, а также сгладить соперничество США и России. Кыргызстан мог бы предложить свою территорию как полигон для отработки взаимодействия ведущих стран мира в борьбе с международным терроризмом. Китай осуществлял бы свою военную миссию на территории Кыргызстана в виде регулярных совместных антитеррористических учений, но не в целях конфронтации с США и Россией, а для сотрудничества с ними . Но, если этот вариант и возможно реализовать на практике, укрепит ли Кыргызстан свою безопасность, не испортив отношения с другими странами?
Присутствие российских войск не вызывает озабоченности общественности Кыргызстана. Но возможное военное присутствие Китая в Кыргызстане не вызовет энтузиазма. Ведь Китай в цивилизационном отношении стоит от Кыргызстана намного дальше, чем Россия или даже США, расположенные на другой стороне Земного шара. Культурное присутствие США и России в Кыргызстане несравнимо с китайским. Кыргызстанцы лучше знают и понимают русских и американцев, чем китайцев. Кроме того, сказывается наследие напряженности советско-китайских отношений 60-70-х годов. Также сложившая обстановка может способствовать превращению Кыргызстана в «арену противостояния ведущих мировых держав». Поэтому военное присутствие Китая представляется нежелательным, учитывая национальные интересы Кыргызстана. Но стоит ли тогда сохранять военное присутствие американской и российской военных баз? Не противоречит ли наличие двух баз национальным интересам страны?
Сторонники сохранения американской авиабазы утверждают, что база необходима, потому что у Кыргызстана трудное геополитическое положение и стране нужна любая помощь. «Эта база нужна не только США, но и всей Центральной Азии и России, так как в Афганистане до сих пор происходят сложные процессы», – считает Мирослав Ниязов, бывший секретарь Совета безопасности Кыргызстана. Учитывая, что как Москва, так и Вашингтон имеют военные базы на территории Кыргызстана, было бы несправедливым вывести одну базу и оставить другую. Было бы ошибочно односторонне требовать вывода авиабазы «Манас» с территории страны, так как в международных отношениях нецелесообразно налаживать отношения с одной страной в ущерб другой.
По результатам опроса, проведенного аналитическим центром «Разумные решения» , из 141 опрошенных 62,41% респондентов считают, что США посредством базы в Кыргызстане решают свои геополитические интересы; всего 14,89% воспринимают американскую базу как стабилизирующий элемент режима национальной безопасности; 12,77% рассматривают базу в качестве угрозы безопасности всего Центрально-азиатского региона. Таким образом, в соответствии с этим опросом можно сделать вывод, что в целом большинство респондентов негативно относятся к наличию американской базы на территории Кыргызстана.
В настоящее время для Кыргызстана существует риск того, что страна против своей воли может быть втянута в крупные глобальные конфликты. Для успешной реализации собственных национальных интересов идеальным для Кыргызстана был бы вариант отсутствия любой иностранной военной базы, которые все же представляют реальную угрозу безопасности государства. Из-за дислоцирующихся иностранных военных баз другие государства автоматически могут посчитать Кыргызстан врагом. Рано или поздно, если не вывести авиабазы, Кыргызстан может оказаться втянутым в сферу конфликтов между силами НАТО и восточными странами. Однако следует отметить, что предложение о закрытии американской базы вряд ли будет поддержано большинством членов парламента, в результате того, что государство получает значительный доход от ренты, которую платит правительство США. Присутствие военной базы США предопределено большой внешней задолженностью Кыргызстана, которая контролируется через международные финансовые институты главным образом США.
Таким образом, факт присутствия американской военной базы в Кыргызстане может привести к усложнению двусторонних отношений между Китаем и КР, что повлечет за собой ряд последствий. Одним из факторов влияния во взаимоотношениях двух стран может быть несоблюдение договоренностей и пересмотр взаимных обязательств между сторонами. Как заявлял председатель Ху Цзиньтао: «Китай уделяет серьезное внимание отношениям с Кыргызстаном и предоставляет им твердую, искреннюю поддержку и помощь по двусторонней линии и в рамках ШОС».
В рамках данного обещания Китай пока по-прежнему поддерживает усилия Кыргызстана, направленные на защиту государственной безопасности, суверенитета, территориальной целостности и развитие национальной экономики. Однако позиция КР подвергает серьезному испытанию взятые Китаем на себя обязательства в отношении дружественной страны.
Другой фактор влияния заключается в том, что ситуация может привести к отказу Китая реализовывать выгодные для Кыргызстана экономические проекты. Как известно, КНР отказалась строить газопровод через Кыргызстан, несмотря на просьбу со стороны руководства страны. Китай решил прокладывать его через Казахстан, хотя Пекину это не выгодно со стратегической точки зрения . Тем не менее, Китай выбрал другие страны для реализации весьма выгодных проектов.
Следующий фактор влияния может проявиться в нежелании со стороны Китая содействовать развитию транспортно-коммуникационных сетей, что является одной из приоритетных задач для развития страны. Возможно, именно из-за позиции Кыргызстана относительно американской базы, Китай не особо заинтересован в строительстве железной дороги через Кыргызскую Республику. Зато Китай активно вкладывает деньги в развитие автотрасс в Таджикистане.
Наконец, в-четвертых, все эти факторы в совокупности могут привести к снижению уровня сотрудничества в различных сферах общественной жизни в целом. А это было бы неблагоприятным для Кыргызстана.
Как видно из всего вышеизложенного в правящих верхах Кыргызстана нет единой позиции по поводу целесообразности сохранения американской базы, что, в свою очередь, подрывает позиции Кыргызстана во взаимоотношениях с Китаем. Для упрочения положения в международных отношениях Кыргызстан мог бы добиться от американской стороны подписания договора, в котором будут четко определены условия размещения, временные рамки пребывания базы, а также точные данные о финансовых потоках, направляемых американской стороной за военное пребывание в стране. По сути, этот договор, не способствовал бы ухудшению отношений между США и Кыргызстаном, но улучшил бы имидж правительства не только в глазах общественности, но и соседних государств.
Для сохранения позиций добрососедства в отношении Китая, Кыргызстану необходимо четко действовать на мировой арене, исходя из собственных национальных интересов, иначе взаимовыгодное сотрудничество с Китаем может быть подорвано.