Социал-демократизм в системе основных политических идеологий

Социал-демократическое движение зародилось во второй половине XIX в, развивалось параллельно с марксизмом, имеет с ним одни и те же исторические причины и теоретические источники возникновения и достижение единой цели — построение социализма.

Первоначально между марксизмом и социал-демократизмом было намного больше общего, чем различий. Оба идейно-политических движения называли просто социализмом.

Однако с конца XIX в. в подходах к стратегии и тактике построения социализма у социал-демократов и марксистов наметились существенные расхождения. Одной из причин возникновения и развития социал-демократизма и явились его попытки ревизии марксизма.

Социалисты, анализируя политическое и экономическое развитие общества в последней четверти XIX в., пришли к выводу, что отдельные положения марксистской теории устарели и больше не соответствовали реальной действительности. В частности, социал-демократы утверждают:

• для достижения социалистического общества нужны не революционные, а эволюционные меры, реформы. Реформы — это основной метод проведения социал-демократической политики, посредством которого капиталистическое общество должно эволюционировать в социалисты ческою. Реформы проводятся не "системо стабилизирующие", не укрепляющие существующий общественный строй, а "системо заменяющие", т.е. затрагивающие структуры современного капитализма, ведущие к его замене социализмом. Количество осуществляемых реформ рано или поздно приведет общество к его новому качественному состоянию;

• социализм — длительный процесс общественных преобразований, в ходе которого с помощью политических средств наполняются реальным содержанием его ценности, общество будущего. Для его осуществления не установлены точные временные рамки. Путем реализации множества повседневных задач (малых и больших) общество в своем поступательном развитии постоянно будет идти по пути социализма, каким бы совершенным оно ни становилось. Социализм — это непрерывный процесс вперед, а не конечный пункт в некий гипотетический рай (таким образом, отрицается марксистско-ленинское положение о переходности социализма, о коммунизме как высшей фазе нового общественного строя);

• постепенное реформирование буржуазного общества в социалистическое осуществляется не на основе классовой борьбы, а с помощью социального партнерства. Социальное партнерство предусматривает наличие государственных и общественных механизмов для решения социальных конфликтов путем переговоров, в которых право голоса принадлежит всем и каждому (предприятиям и профсоюзам, предпринимателям и рабочим), т.е. у предпринимателей можно добиться уступок в пользу трудящихся, но в своих требованиях они не должны переходить дозволенные границы, за которыми работодатели утрачивают стимул к дальнейшей деятельности и начинается процесс дезорганизации производства;

• социализм базируется на многоукладной экономике. Равное право на существование имеют общественная (государственная), коллективная, частная (индивидуальная) собственность на средства производства. Чрезмерное огосударствление собственности и централизованное планирование приводят к колоссальному росту бюрократии, лишают предпринимателя свободы действий, не стимулирует труд работника. Социализм — это целенаправленный процесс. Социалистичность общества не определяется формами собственности и планирования;

• переход к социализму не осуществляется через диктатуру ни одного класса, ни одной партии. "Социализм, завоеванный и утвержденный через диктатуру, — это не социализм подчеркивал видный деятель социал демократического движения К. Шумахер;

• в строительстве социализма принимают участие все слои общества без всяких классовых привилегий, дискриминации и неравенства в отношениях между людьми (отрицается тем самым марксистское положение о всемирно-исторической миссии рабочего класса);

• при переходе к социализму государство не находится в руках одного класса. Вся власть должна исходить от народа. Отправление власти должно происходить в форме парламентского представительства на основе всеобщего избирательного права. Праву большинства противостоит право меньшинства на оппозицию;

• достижение целей социализма осуществляется не только при посредстве государства. Государство само является одним из инструментов общества. Социализм не должен возлагать на государство большую социальную ответственность. Общество преобразуется в соответствии с волей тех, кого эти преобразования касаются. Государственной формой социализма может быть только демократия — принцип равного участия всех в принятии решений.

После второй мировой войны расхождения в стратегии и тактике построения социализма между социал-демократами и сторонниками марксизма-ленинизма значительно увеличились.

По мере того как марксистско-ленинская концепция социализма в социалистических странах подвергалась все более опасной деформации, все больше усиливался и отход от марксизма-ленинизма.

Начиная с 70-х гг. почти все партии в Европе, стоящие на позициях социализма, стали бороться за новое понимание прогресса. Социал-демократы продемонстрировали свою способность трансформироваться с требованиями времени, разработали конкретные программы построения социализма в новых исторических условиях. Теоретическое противоборство марксизма-ленинизма и социал-демократической идеологии на протяжении всего ХХ ст. определило ряд существенных различий в попытках реализации принципов самого справедливого общества.

Расхождение с классическим марксистско-ленинским социализмом породило концепцию "демократического социализма" — модель перехода от "государства благоденствия" к обновленной модели социализма. Само понимание демократического социализма определилось в ходе полемики между марксизмом и ревизионизмом, социал-демократизмом и марксизмом-ленинизмом. Разница между социализмом в западном понимании и "реальным социализмом" в СССР была еще более значительной.

Впервые термин "демократический социализм" был использован в 1888 г. одним из участников общегерманского рабочего движения Д.Б.Шоу. С 1945 г. он становится официальной концепцией социал-демократического движения Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Дании, Италии и других стран.

По мнению социал-демократов, демократический социализм — это новая ступень человеческой цивилизации и лучший строй общества, через который человек откроет путь к своей свободе. В этом, считают социал-демократы, историческая сущность демократического социализма.

По мнению социалистов, идеалы, сущность, основные ценности нового общественного устройства основаны на принципах свободы, справедливости, солидарности во всех сферах жизни общества в социал-демократическом понимании этих категорий. Социализм реализуется через свободу, справедливость, солидарность.

Так, свобода означает право на самостоятельное развитие личности, равно как и на самовыражение коллектива. Люди сами определяют свои судьбы в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Свобода также означает социальную безопасность человека, свободу от нищеты, нужды, сплуатации. Свобода — фундамент достоинства человека.

Под справедливостью понимается предоставление каждому равных прав и равных шансов на то, чтобы занять достойное место в обществе, для самоопределения.

Солидарность обязывает каждого использовать свою свободу при соблюдении ответственности перед той или иной общностью в качестве ее члена.

Свобода, справедливость, солидарность обусловливают друг друга и являются, по мнению социал-демократов, равноценными.

Справедливость есть реализация требования равной свободы для всех. Солидарность определяет границы свободы, не дает ей абсолютизироваться. Справедливость и солидарность — условия свободы. Все вместе они могут быть реализованы лишь в условиях демократии. Социализм и демократия неразделимы. По мнению видного ревизиониста Э. Бернштейна, "демократия —это средство и цель одновременно. Она является одновременно средством завоевания социализма и формой его сосуществования".

Составной частью концепции демократического социализма является политическая демократия. Она включает в себя наличие многопартийности, свободу деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость у руля государства в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принцип разделения властей, гласность, демократический контроль над государственным аппаратом, привлечение граждан к участию в управлении, основные права человека, независимость судов и судей, свободу печати, постоянный диалог власти и оппозиции, создание условий для изменения решений, принятых большинством, если они оказались ошибочными.

Определенное место в достижении целей социализма социал-демократы отводят государству. Государство, по их мнению, есть инструмент формирования общества в его движении к социализму. Оно должно быть демократическим по содержанию, правовым по форме и социальным по направлению. Речь идет об усилении экономической и социальной ответственности государства.

Была выработана социал-демократическая модель государства. Ее сущность состоит в том, что роль государства как регулирующего и координирующего центра в,, сложно организованном обществе постоянно возрастает.

Однако это не означает, что государство должно усиливаться за счет гражданского общества. Речь идет о повышении эффективности механизма регулирования в тех областях, где нельзя обойтись без государственного вмешательства, при одновременном возрастании гражданского общества в целом. По мнению Ф.Лассаля, в отдаленной перспективе должен быть создан солидарный общественный порядок, в котором не будет существовать разделения между государством и обществом.

Во внешней политике социал-демократы — активные сторонники мира, разрядки международной напряженности.

В отличие от либералов социал-демократы, как и коммунисты, ставят своей целью достижение не только политического, но и экономического и социального равенства.

Сущность социал-демократической экономической политики составляет концепция экономической демократии. Она исходит из того, что в обществе функционирует многоукладная экономика, основанная на общественной (государственной), коллективной и частной собственности на средства производства.

Обобществление наиважнейших средств производства вызвано не только демократизацией экономики, но и развитием производительных сил, совершенств вованиемпро изводственных отношений, а также тем обстоятельством, что там, где рыночные отношения не эффективны и экономический порядок не может быть обеспечен другими средствами, общественная собственность, считают социал-демократы, целесообразна и необходима.

Экономическая демократия предусматривает совместную ответственность общества за экономический прогресс и высокое качество жизни, эффективный контроль за проводимой экономической политикой с тем, чтобы исключить как всеобщее огосударствление средств производства и возможность централизованно распоряжаться ими, так и произвол и неограниченное господство в обществе независимой частной собственности.

С одной стороны, огосударствление может аннулировать свободу и равенство, с другой — общественный контроль над частной собственностью будет способствовать укреплению принципа свободы. Собственность должна использоваться на благо всего общества.

Важным элементом экономической демократии является закрепление законодательным путем прав наемных рабочих на участие в управлении предприятиями и экономикой в целом, предоставление им возможности взять на себя всю власть распоряжения собственностью.

Социал-демократы считают, что процесс принятия решений в экономике следует демократизировать таким образом, чтобы те, кого эти решения касаются, могли как можно больше непосредственно участвовать в их принятии. Отсюда экономическая демократия, с одной стороны, является альтернативой управления экономикой, основанной на огосударствлении и централизованном планировании, с другой — противопоставляется рыночному хозяйству. Обе хозяйственные системы исключали рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера. В этом отношении экономическая демократия, по мнению социалистов, воспрепятствовала бюрократизации экономики, улучшала систему планирования, способствовала развитию производительных сил.

Частная собственность на средства производства рассматривается в тесной связи с рынком. Социал-демократы считают рынок непременным условием нормального функционирования экономики. Более того, только рынок с его свободной конкуренцией, по их мнению, может служить фундаментом формирования плюралистического гражданского общества и адекватного ему демократического правового государства.

Согласно концепции экономической демократии государство направляет развитие рынка в нужное русло, дополняет его государственным планированием, обеспечивая приоритет общественных интересов перед собственно частными интересами капитала. Социал-демократы считают возможным поставить капитал в такие условия, чтобы он служил интересам всего общества. Отсюда и их формула: "Рынок — насколько возможно, государственное регулирование — насколько необходимо".

Таким образом, экономическая демократия, по убеждению социал-демократов, соединяет частную собственность с общественной, личную инициативу — с совместной ответственностью общества и государства, конкуренцию — с rocyдарственным планированием, предпринимательскую свободу — с государственным контролем, участие в управлении — с самоуправлением.

Социал-демократы отмечают, что смешанная экономика, в которой сочетаются различные инструменты регулирования, конкуренция и государственное планирование

по формуле "конкуренция настолько, насколько необходимо", оказалась чрезвычайно эффективной. Рынок и план, а также находящиеся под контролем частная собственность и общественное распоряжение средствами производства могут друг с другом сочетаться так, чтобы это наилучшим образом соответствовало цели социалистической экономической политики, т.е. обеспечивало высокое качество и уровень жизни. Социал-демократы убеждены в том, что замена капитализма демократическим социализмом не должна повлечь за собой ухудшение материального благосостояния граждан, создающего угрозу всему обществу. Каждый разрушительный структурный элемент капитализма должен быть непосредственно заменен конструктивным и способным к функционированию социальным структурным элементом (например, чреватая кризисами конкуренция — государственным регулированием экономики; неограниченное право владельцев распоряжаться частной собственностью — общественным контролем или ее обобществлением и т.д.). Социал-демократы считают, что в ходе социалистических преобразований трудящиеся должны взять на себя ответственность за свое материальное благополучие. В этих целях предусматривается создание "рабочих фонда" за счет отчисления в них 50 % прибыли предприятий. Это позволит, по их мнению, увеличить долю рабочих в капитале предприятий (они не должны превышать 50 %), стать им совладельцами собственности, повысить их интерес к деятельности компании, активизировать участие персонала в формировании капитала путем увеличения инвестиций в экономику страны. В конечном итоге, убеждены социал-демократы, все это должно повлиять на обеспечение полной занятости, повышение уровня жизни, дальнейшее продвижение общества по пути социального прогресса. Значительна заслуга социал-демократов в разработке концепции социального государства, достижении социального равенства граждан, создании развитой системы социальной жизни, регулируемой государством. В этом состоит их главный вклад в развитие мировой цивилизации. Социал-демократы возлагают на государство задачу создания справедливого социального и экономического порядка. При этом предусматриваются высокие расходы на социальные нужды, формируется социальный бюджет, главный упор делается на более справедливое распределение доходов и имущества.

Отвергая лозунг всеобщей уравнительности, для чего и была создана сверхцентрализованная система распределения общественных благ, лишавшая граждан стимула к увеличению производительности труда и предприимчивости, социал-демократы в то же время являются сторонниками перераспределения национального дохода в пользу наемного труда посредством прогрессивного налогообложения. Вместе с тем они предусматривают стимулирование предпринимательской инициативы путем, к примеру, льготного налогообложения реинвестируемой прибыли.

Однако социал-демократы убеждены в том, что материальное благополучие каждого члена должно зависеть прежде всего не от государства и частного капитала, а от его способностей, его личного вклада или предприимчивости. Именно на этом принципе должна основываться система социального обеспечения.

В понимании социал-демократов только рынок, гарантирующий высокую производительность труда и эффективность производства, может служить базой повышения материального благосостояния народа. Социал демократы тесно увязывают социальную политику с экономической и финансовой. Они должны быть согласованы так, чтобы вся государственная политика была ориентирована на выполнение основных требований, предъявляемых социальному государству.

В то же время, считают социал-демократы, государство обязано гарантировать достойный для человека прожиточный минимум тем, кто не в состоянии в достаточной мере обеспечить себя сам. В этих целях образуются социальные (общественные) фонды за счет налоговых поступлений. Разрабатываются национальные программы здравоохранения, социальной безопасности, социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. Одаренные дети из низших слоев общества должны получать стипендию уже в средней школе. Принимаются меры по переподготовке кадров, включению в трудовую деятельность инвалидов, предоставлению рабочего места в первую очередь молодежи, повышению профессиональной и географической мобильности рабочей силы, адаптации ее к условиям быстрых структурных и технологических изменений в экономике.

В задачу государства, считают социал-демократы, должны входить борьба с безработицей, обеспечение права на труд и других социальных прав (право на образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение, забота о престарелых). Государство обязано принимать меры по экономии расходов на социальные нужды и их более рациональному использованию.

Ставятся вопросы о создании развитой системы социального страхования, шестичасовом рабочем дне при пятидневной рабочей неделе, шестинедельном отпуске, улучшении условий труда, ликвидации дискриминации и др.

уравнивание имущественного и социального положения граждан, по мнению социалистов, требует решения этой проблемы политическими средствами, в том числе и путем возложения расходов на социальные нужды и на частный капитал.

Эталоном для других стран служит шведская социальная модель.

Социал-демократическая концепция построения социализма разрабатывалась и реализовывалась коллективным разумом социал-демократических партий, возникших в конце XIX — начале ХХ в. как партии рабочего класса. В мире насчитывается более 80 социал-демократических партий с числом членов более 17 млн. человек.

В 1989 — 1990 гг. социал-демократические партии появились в странах Восточной Европы и Советского Союза. Подавляющее большинство партий входят в Социалистический Интернационал, образованный в 1951 г. Начиная с 20-х гг. социал-демократические партии играли важную роль в политике некоторых европейских стран, а также в Австралии и Новой Зеландии. Социал-демократы возглавляли правительства в разное время в большинстве капиталистических стран. Например, в Швеции социал-демократы управляли страной непрерывно 44 года (с 1932 по 1976 г.).

Социал-демократия всегда была верной защитницей и последовательным проводником в жизнь своих идей. Такие утвердившиеся в жизни социалистические ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, социальное партнерство, государственное регулирование и планирование экономики, стали достижениями всей мировой цивилизации и неотъемлемой частью современного общества. Социал-демократы, находящиеся у власти, обеспечили наиболее высокий жизненный уровень и социальные завоевания трудящихся, вследствие чего уменьшилось различие в доходах 5 между более и менее процветающими слоями общества.

Пришедшие им на смену другие партии вынуждены продолжать их курс, иначе они рискуют досрочно потерять власть, что имело место в ряде стран. Рузвельт, осуществляя свай "новый курс", многое позаимствовал из теории и практики социал-демократизма. Либерализм теперь также пытается толковать социал-демократические ценности как свои собственные. Происходит социал демократизация либерализма.

Однако до сих пор социал-демократия не смогла осуществлять свою модель демократического социализма. Неубедительность решения ряда социальных проблем также подорвала былой авторитет социал-демократии и ослабила ее влияние на европейское общественное мнение.

Социал-демократизм столкнулся с серьезными трудностями: сократилась численность партий, уменьшилось число избирателей, голосующих за социал-демократов, в ряде стран они потерпели поражение на выборах, некоторые положения концепции демократического социализма (решающая роль рынка и конкуренции как регулятора производства и повышения его эффективности и др.) устарели, возникли трудности в борьбе с другими политическими идеологиями.

Современный социал-демократизм, как и марксизм-ленинизм, обновляется. Сегодня исчезли многие идеологические стереотипы, которые привели к расколу марксистско-ленинского движения на два лагеря — коммунистов и социал-демократов.

У бывших компартий, как бы они ныне не назывались, есть много общих проблем с социал-демократией, Социалистическим Интернационалом, и вместе они представляют внушительную силу. Взаимодействие и совместное развитие марксизма-ленинизма и социал-демократизма ведет к накоплению элементов социализма в капиталистических, постсоциалистических и социалистических странах, что может привести к мировому социализму.

Познание социализма остается задачей, которая никогда не может быть решена раз и навсегда и которая приобретает особую остроту в периоды радикального самообновления общества.

Великие политические теоретики многие века работали над вопросом, какой тип общества является наилучшим. Исследование достоинств и недостатков того или иного общественного строя относится в основном к идеологии. Не существует и не может существовать единой и единственно правильной идеологии, способной однозначно отвечать на все вопросы общественной жизни, а есть лишь достижения мировой общественной мысли, помогающие человечеству идти по пути прогресса. XXI в. может стать веком новой идеологии.

< Назад   Вперед >

Содержание