Введение
Первая проблема связана с конкуренцией в мировом развитии двух тенденций, которые могут существенно повлиять на внешнюю политику современных государств, прежде всего на степень ее зависимости от глобальных центров силы. Речь идет об определении тех рамок, в которых может осуществляться внешняя политика суверенного государства в ХХI в.
Первая тенденция заключается в стремлении сохранить сложившуюся однополярную систему. Во второй половине прошлого века в международных отношениях сложились режимы, определяющие во многом внешнюю политику современных государств и действующие под эгидой США. Данные многосторонние режимы, лидирующую роль в которых играет Америка, приносят этой стране существенные преимущества в сфере мировой политики, в то время как возможности других государств были ограничены теми мировыми процессами, где они сталкивались с национальными и глобальными интересами Америки.
Вторая тенденция проявляется в создании условий для формирования многополярного мира, что стало особенно заметно в последние годы. Россия постепенно возвращается в мировую политику, а Китай у нас на глазах превратился во вторую экономическую державу мира. Усиливаются позиции Индии, Бразилии и некоторых других стран. ЕС продолжает ориентироваться на однополярную модель, однако заметное ослабление лидирующих позиций США заставляет некоторых европейских экспертов свидетельствовать в пользу такой внешней политики.
По всей видимости, если эта тенденция будет набирать силу в мировых политических процессах, то встанет вопрос об изменении пределов и ограничений, накладываемых однополярной моделью. Очевидно, что и в грядущем мире интересы различных государств будут не совпадать и сталкиваться. Сформируется группа лидирующих стран, которые будут представлять собой глобальные и региональные центры силы. Пределы мировой политики расширятся, изменится ее конфигурация, исчезнут многие ограничения. В данных условиях трансформации могут произойти и в сфере обеспечения международной безопасности.
Для такой трансформации должны быть созданы определенные механизмы и правовые нормы. Некоторые из такого рода механизмов и норм могут сформироваться в процессе развития отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом, которые уже сейчас оказывают существенное влияние на мировую политику и занимают важное место во внешней политике этих государств.
Таким образом, два потенциальных глобальных центра силы грядущего мира стремятся строить внешнюю политику в отношении друг друга на взаимоприемлемой нормативной и институциональной базе, при которой пределы и ограничения такой политики имеют добровольный и взаимосогласованный характер. Однако течение данного процесса происходит медленно и противоречиво, что еще раз подчеркивает сложность решаемой в его ходе проблемы.
В процессе трансформации мирового порядка наряду с государствами большое влияние оказывают международные организации. В рамках этих организаций принимаются международные обязательства и международно-правовые нормы, которые существенно воздействуют на глобальные, региональные и трансграничные международные процессы, а также формируют мировое общественное мнение.
Одним из важнейших следствий глобализации является формирование глобального гражданского общества. Это общество представляет организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности. Эти люди проявляют активность в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства не способны или не желают предпринимать необходимые действия. Таким образом, государства во втором десятилетии ХХI в. вынуждены учитывать позицию глобального гражданского общества. Данное общество выполняет по отношению к внешней политике государств определенные функции неформального контроля, выступает в качестве системы сдержек и противовесов. Однако глобальное гражданское общество в данный исторический момент находится в стадии становления, и его функции еще проявляются не так явно и агрегировано, как на национальном уровне.
Еще одна из рассматриваемых нами проблем влияния трансформаций международных отношений на мировую политику в ХХI в. связана с изменением конфигурации процесса глобального развития. Многие специалисты в области международных отношений считают, что в текущем столетии ось мирового развития будет смещаться из Северной Атлантики на Тихий океан. В АТР в наши дни проживает свыше 40 % населения нашей планеты, а его доля в мировом ВВП составляет около 50 %. По имеющимся прогнозам, пять наиболее экономически развитых государств региона (Китай, Япония, Индия, Южная Корея и Индонезия) в 2015 г. будут производить 45 % мирового ВВП. Это вынуждает многие государства вносить существенные ориентиры в региональные приоритеты своей внешней политики.
Например, Австралийскому Союзу удалось провести переориентацию своей торговли с Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Это был достаточно сложный долговременный процесс. Однако такая трансформация позволила стране в полной мере использовать географическую близость к быстрорастущим экономикам АТР. В значительной степени рассматриваемые изменения в мировом развитии затронули и нашу страну. Россия ставит целью расширить участие в интеграционных процессах в АТР. В азиатской части нашей страны проживает 20 % населения и сосредоточены основные стратегические природные ресурсы.
Важные процессы региональной интеграции происходят прежде всего в зарубежной Европе, а также на пространстве СНГ, в Латинской Америке, и в некоторых других регионах современного мира. Основными целями этих процессов, по мнению экспертов, является выработка общих региональных правил поведения, основанных на следующих принципах: открытый регионализм, консенсус при принятии решений и добровольность их выполнения, учет особенностей национального развития каждого участника региональной интеграции.
В то же время современный мир несет в себе сложные международные конфликты, осмысление которых имеет большое практическое и теоретическое значение. Особенно сложным и формирующим многие аспекты международной политики представляется нам конфликт на Ближнем Востоке.
Важная проблема взаимосвязи мировой политики и современных международных отношений, которую также необходимо рассмотреть в нашей книге, связана с изменением внешнеполитического проблемного поля. Человечество столкнулось в последние десятилетия с глобальными кризисами (экологическим, демографическим, энергетическим, продовольственным и другими), которые требуют для своего решения совместных и серьезных усилий всех государств и народов.
Эти проблемы на протяжении почти всей истории занимали во внешней политике государств периферийное место или же отсутствовали в ней вообще. Так, в 1965 г. к двадцатой годовщине ООН эксперты этой организации разработали список мировых проблем, в который не были включены экологическая, энергетическая и многие другие проблемы. В наши дни их называют глобальными и планетарная проблематика находится в точке постоянного фокуса мировой политики. Можно сделать предположение, что в мировых политических процессах второго и последующих десятилетий ХХI в. глобальным проблемам будет придаваться все большее значение.
К примеру, в настоящее время эксперты прогнозируют бурное развитие мировой энергетики в первой половине нашего столетия. По оценкам специалистов в ближайшие пятнадцать лет глобальное энергопотребление может увеличиться на одну треть, что представляет собой очень высокий показатель роста. Причем мировой спрос на газ будет опережать спрос на нефть.
В заключение можно сделать вывод о том, что связь между сферой мировой политики и областью международных отношений в грядущем миропорядке будет возрастать. Причем изменения в системе международных отношений, появление новых факторов мирового развития, интенсификация уже существующих глобальных процессов станут оказывать все большее, а иногда и решающее влияние на мировую политику. В данных условиях для Российской Федерации открываются новые возможности на международной арене. В связи с этим внешняя политика российского государства должна быть направлена не только на защиту национальных интересов, но и способствовать формированию благоприятных условий для осуществления позитивных для нашей страны изменений в системе международных отношений. Такая политика должна быть также ориентирована на блокирование негативных тенденций в трансформации системы международных отношений.