ВВЕДЕНИЕ

Политическое развитие Азии в настоящее время характеризуется бурными интеграционными процессами как в субрегиональном, так и в общеазиатском форматах. В качестве примеров можно упомянуть деятельность таких авторитетных структур, как форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Рост активности действующих в регионе многосторонних объединений, которых в целом насчитывается более десятка, отражают общую тенденцию к многосторонности и коллективной выработке решений в регионе.

Кыргызстан как государство, расположенное в самом сердце Центральной Азии, должно придавать особое значение взаимоотношениям со своими восточными соседями. Азию справедливо относят к одной из главных движущих сил мирового развития, значение и роль которой будут возрастать в обозримой перспективе. Соответственно очевидна и значимость восточного направления для Кыргызстана.

После окончания холодной войны фактор безопасности не потерял свою актуальность для мирового сообщества. Более того, на первый план вышли новые угрозы и вызовы в виде терроризма, экстремизма, сепаратизма, наркотрафика, и другие, борьба с которыми требует солидарных усилий во всей Евразии. Азиатские страны справедливо отмечают необходимость совместных усилий для борьбы с вышеуказанными угрозами, учитывая, что в условиях глобализации взаимозависимость и взаимные усилия становятся важными факторами для построения политически стабильного и экономически мобильного региона.

Кыргызстан в системе Центральной Азии располагает определенным потенциалом для содействия решению практических проблем региона и последовательно отстаивает основополагающие нормы международного права, принципы взаимной выгоды, признания и уважения законных интересов, национальных особенностей и традиций всех членов международного сообщества, диалога религий, культур и цивилизаций.

Помимо всего прочего Азия демонстрирует высокую устойчивость к разного рода кризисным явлениям. Экономический рост влечет за собой не только потребность в доступе к рынкам сбыта, но и – во все больших масштабах – к современным технологиям и энергоресурсам. Можно ожидать, что проблематика энергобезопасности будет становиться все более актуальной темой многостороннего и двустороннего взаимодействия в Азии.

Многие аналитики в современное время справедливо отмечают объективный процесс сдвига центра мировой геополитики из Атлантики в Тихий океан, что говорит о становлении нового полюса экономического роста. Особенностью современного развития мировых политических процессов является динамичное и стремительное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Южная Корея), а также других государств Ближнего Востока (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия).

В наших прогнозах мы исходим из того, что роль стран АТР и Ближнего Востока в мирохозяйственных связях, их политическое влияние будут и дальше возрастать. Перед Кыргызстаном в этой связи возникает необходимость пересмотра системы его стратегических приоритетов в соответствии с происходящими изменениями.

Кыргызстан за годы своего суверенного развития уже добился определенных успехов в выстраивании дружеских и добрососедских отношений со своими традиционными партнерами в лице России, Китая, США и Евросоюза. Между тем, каждое из обозначенных направлений развивалось согласно существовавшим приоритетам во внешней политике страны. Так, первые периоды независимости были связаны с развитием тесного сотрудничества со странами Запада (Европейский Союз и США), что было обусловлено общим стремлением пост-социалистических государств проводить форсированные реформы в области демократии и либерализации экономики. В этот период, укрепление отношений со странами СНГ можно в целом охарактеризовать как инертное, идущее в рамках общих декларативных намерений восстанавливать и сохранять их.

Рубежом перехода к новым подходам во внешней политике Кыргызстана можно назвать период с 2001-2004 гг. Во многом это связано с осознанием того факта, что демократические преобразования в постсоветских странах не смогли достигнуть значительных результатов в столь короткие сроки, в то время как требования западных партнеров не только не ослабевали, но и в некоторых случаях ужесточались в связи с отсутствием значительного прогресса.

Следующим фактором, повлиявшим на отход от чрезмерной ориентации на Запад, стало постепенное восстановление центральной роли России на постсоветском пространстве, что повлияло на качественное изменение структуры отношений между странами. Стоит отметить, что ранее, курс на близкие отношения с Россией был в большей степени декларативным и отличался отсутствием практических шагов по укреплению отношений. Не последнюю роль в этом сыграло и растущее влияние Китая на экономические и, как следствие, политические процессы в Центральной Азии.

Существование некоторых противоречий между ведущими державами относительно организации миропорядка и оценок тех или иных событий мировой политики, не может не затронуть Кыргызстан как государство, проводящее собственную внешнюю политику. В этих условиях для Кыргызской Республики, в первую очередь, важно не превратиться в «ведомого актора международных отношений», и не «разыгрывать карту противоречий между мировыми державами» в поисках собственной выгоды, а способствовать конструктивному сотрудничеству и решению актуальных глобальных проблем в целях поступательного развития региона Центральной Азии. Выходом из «Большой игры» может быть форсирование других векторов внешней политики Кыргызстана, и в частности – восточного.

Внешне признавая важность России, США и Китая в своей политике, Кыргызстан должен все более четко осознавать необходимость диверсификации внешнеполитических связей и поиска новых партнеров, которые не были бы столь сильно привязаны к региону и не пытались в своей политике оказывать чрезмерное влияние на конфигурацию союзов и интеграционных образований, необходимых для реализации их интересов.

Более того, перед Кыргызстаном стоит насущная проблема привлечения инвестиций не только из традиционных источников, в лице России, США, Китая и Европейского союза, но других стран, которые могли бы наращивать свое присутствие в регионе.

Благодаря своему географическому положению, более высокому уровню демократического развития, членству во Всемирной Торговой Организации, а также многим другим факторам, Кыргызстан может представлять интерес для других стран, в качестве опорного пункта наращивания экономических и политических связей в Центральной Азии.

Приведенные соображения со всей очевидностью подсказывают практические выводы для политики Кыргызстана в восточном направлении. Главный из них состоит в том, что, продолжая наращивать созданные за последние годы связи добрососедства и партнерства в двусторонних отношениях, прежде всего с ближайшими соседями – как с Россией, США, ЕС, так и с партнерами по другим международным объединениям (ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ) следует и далее активизировать участие в перспективных многосторонних структурах АТР и Ближнего Востока.

С развитием восточного вектора внешней политики Кыргызстана связано несколько событий. Это выход ШОС на этап практического сотрудничества государств-членов в области безопасности и экономического взаимодействия, членство нашей страны в Организации Исламская конференция, главной целью которой является достижение стабильного развития стран-участниц.

Восточный вектор внешней политики должен рассматриваться в качестве важного элемента интеграции Кыргызстана в экономическое пространство этих регионов. Поиск новых форм и совершенствование механизма взаимодействия, привлечение иностранных инвестиций могут стать мощным импульсом для развития экономики Кыргызстана, при условии базирования на таких основополагающих для цивилизованного мира принципах, как равноправие, взаимная выгода и учет интересов национальной безопасности сторон.

В цивилизационном контексте Кыргызстан может внести свой вклад в создании единого мира, что будет способствовать взаимообогащению народов и развитию культурного сотрудничества.

Взаимные усилия по обеспечению региональной безопасности, укрепление торгово-экономических и инвестиционных связей Кыргызстана в направлении восточного вектора является наиболее верным способом поддержания мира и стабильности в регионе, повышения качества жизни населяющих его народов.

Таким образом, сформированы необходимые предпосылки для того, чтобы взаимовыгодное партнерство в восточном направлении обрело новое качество. Теория и практика этого партнерства, убедительно свидетельствуют о реальных и глубоких интересах Кыргызстана в Азии, к которой мы принадлежим. В целом, можно сказать, что в настоящее время, в Кыргызстане созданы условия и возрос потенциал для реализации более глобальной политики и активных действий в международных отношениях.

Постановка проблемы исследования:

Внешнеполитическая деятельность Кыргызстана, в условиях интенсификации международных отношений, неизбежно столкнется с проблемой глобализации внешнеполитических связей с учетом целого ряда факторов: географического расположения страны (приближенность к Ближнему и Среднему Востоку и Азиатско-тихоокеанскому региону); культурной и религиозной близостью (исламский фактор), а также общей необходимостью развития отношений на восточном направлении.

Однако, как показывает практика, в научной среде ощущается острая нехватка материалов, по странам Востока и Азиатского региона. Разрозненная и несистематизированная информация, посвященная особенностям политического, экономического, культурного развития стран Востока, в значительной степени осложняет подготовку и выработку внешнеполитического курса страны в этом направлении.

В этой связи, с учетом отсутствия достаточной теоретической и практической информации о странах, избранных нами в качестве объекта исследования, а также в условиях растущего интереса внешнеполитического ведомства Кыргызстана в этих направлениях, существует объективная необходимость в составлении справочно-аналитического материала, который, в свою очередь, послужит хорошей основой для написания более детальных и подробных научно-аналитических работ по этой теме.

Научная новизна даного исследования определяется тем, что впервые в отечественной международно-политической науке предпринимается попытка обобщения, систематизации информации и анализа процессов, происходящих в странах Ближнего и Среднего Востока, а также стран Тихоокеанского региона. При этом предпринимается попытка дать объективную оценку потенциала сотрудничества со странами этих регионов, через призму национальных интересов Кыргызстана и перспектив налаживания более тесного сотрудничества во многих областях.

В монографии также содержатся некоторые рекомендации по выработке внешнеполитического курса в восточном направлении с целью повышения эффективности работы внешнеполитического ведомства Кыргызстана в отношении стран Ближнего и Среднего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона.

Объектом исследования являются ряд стран Ближнего и Среднего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона, определенных по принципу приоритетности для Кыргызской Республики.

Предметом исследования являются особенности политического, экономического и культурного развития избранных стран.

Цели и задачи исследования. В качестве первоочередной цели настоящего исследования мы видим формирование справочно-аналитической базы по странам Востока, которая будет востребована в условиях диверсификации внешнеполитических связей Кыргызстана. А также, предоставление на основе полученных результатов объективного видения путей оптимизации внешней политики и составление научно-практических рекомендаций по повышению ее эффективности на восточном направлении.

В этой связи, в исследовании можно выделить ряд конкретных задач научного и практического характера:

• Составление информационно-аналитической базы по странам региона, включающей экономику, политику, государственное устройство, а также традиционно-культурные особенности развития выбранных стран;

• Исследование и анализ эффективности договорно-правовой базы сотрудничества между Кыргызстаном и исследуемыми странами Азии на двустороннем и региональном уровнях;

• Сравнительный анализ эволюции двусторонних отношений с вышеуказанными странами, выявление «проблемных зон», определение перспективных направлений сотрудничества и новых форм двустороннего и регионального взаимодействия;

• Изучение и систематизация информации;

• Составление рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности внешней политики.

Обзор литературы. В процессе подготовки данной работы были изучены советские, российские, зарубежные и отечественные исследования, материалы периодики и публикации на интернет-сайтах документов научно-исследовательских институтов и учреждений.

Научную базу исследования также составляют документальные источники, такие как официальные внешнеполитические документы Кыргызской Республики, пресс-релизы Посольств Кыргызской Республики в этих странах, аналитические материалы Министерства иностранных дел, посвященные актуальным проблемам внешней политики Кыргызской Республики, а также государственные документы исследуемых стран, такие как Конституции и другие нормативно-правовые акты.

В число группы источников вошли многочисленные публикации в отечественной, российской и зарубежной периодической печати, в которых отражались происходящие изменения и события в политическом и экономическом развитии указанных стран, их внешнеполитической стратегии на Центральноазиатском направлении, а также информационно-справочные издания.

В работе использованы аналитические исследования академических институтов, научно-исследовательских центров, ведущих научных изданий исследуемых стран. Для разработки темы привлекались многочисленные научные работы специалистов, выводы и оценки которых служили ориентирами и источником для анализа и обобщений в исследовании.

Использованная литература по теме исследования может быть сгруппирована по следующим блокам:

1. Отдельную группу составляют работы, посвященные непосредственно китайско-кыргызским отношениям. Анализу китайско-советских, китайско-кыргызских отношений, оценке их исторических, экономических и культурных особенностей и вопросам геополитической и стратегической интеграции посвящены труды и исследования кыргызских, российских, китайских и западных политиков, ученых историков и международников: Абдылдаева Э., Гребенщикова Э., Девятова А., Койчуева Т. К., Маликова К., Михеева В., Мерри Е. В., Молдахметова Б., Молдобаева А., Мураталиевой Н. Т., Мясникова В. И., Омарова М.Н., Омарова Н. М., Салиева А. Л., Суюнбаева М., Усубалиева Э. Е., Цыганова Ю., Тан Шипина, Лю Цзайци , и ряда других ученых и исследователей с комментариями, анализируется влияния китайско-российских отношений на новую расстановку сил в мире, свое место в нем и других региональных и глобальных держав, тяжелая история китайско-советских отношений, внешнеполитическая доктрина последэновского Китая и новой Кыргызской Республики, теория и практика современной китайской и кыргызской дипломатии. Данные работы являются во многом основополагающими исследованиями в процессе изучении данной темы.

Особое внимание в последнее время уделяется проблематике сотрудничества Пекина и Москвы в сфере региональной безопасности (АТР, Северо-Восточная Азия, Центральная Азия – ШОС). Серьезную помощь в написании этой темы оказали труды – Трошина Ю. А., Дугина А., Дэн Сяопина, Н. А. Нартова, Цзян Цзэминя, Ши Инхуна .

Использование работ как китайских, так и иностранных авторов позволило более широко и рельефно представить себе все многообразие концептуальных подходов и национальную специфику различных политологических школ .

2. При освещении особенностей современного состояния политической системы Японии использованы работы: Н.В. Анисимцева «Конституционные проблемы современной Японии»; Е.К. Глушко, А.Н. Козырина, «Правительство в зарубежных странах»; И.Е. Дискина «Реформы и элиты: институциональный аспект»; Ванденберга Хуго «Историческое развитие Японии: от основания государства до Цусимского боя»; С.М. Жучковой «Внутриполитическое развитие Японии в конце XIX – начале XX века»; М.И. Крупянко, И.М. Крупянко «Новый японский национализм: мифы или реальность?»; Карибэ Есихито «Феномен длительного правления консерваторов в Японии: политические факторы и механизмы»; О.А. Кузнецова «Государственно-правовой механизм внешнеэкономических связей Японии»; И. Лаутерера «Япония: страна восходящего солнца прежде и теперь»; И.А. Латышева «Конституционный вопрос в послевоенной Японии»; А.А. Макарова «Политическая власть в Японии: Механизм функционирования на современном этапе».

Освещение вопросов, связанных с анализом экономического развития Японии, социальной структуры современного японского общества, этапов развития экономики, сути японского экономического чуда, а также сущности проблем современной экономики Японии не представлялось возможным без обращения к трудам следующих авторов: Акихиро Ишикавы «Эволюция концепций и практики модернизации в Японии», М. Баскакова «Японская экономическая модель», Д.А. Безлепкина «Цикличность развития регулируемой рыночной экономики во второй половине ХХ века. Опыт Японии», В.Я. Выборнова «Япония. Региональная структура экономики»; Н.А. Волгина «Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем»; Осаму Нариана «Современная японская экономика»; Юкио Асадзумы «Японская экономика «мыльного пузыря» и ее крах».

Большое значение в исследовании специфики экономических процессов японского общества и получении необходимых статистических данных имело использование информационно-аналитических материалов интернет сайтов .

Вопросы внутренней и внешней политики Японии, особенности международных взаимоотношений, региональный фактор, потенциал развития политического диалога достаточно глубоко и объемно были отражены в работах таких авторов, как: Алиева Р. Ш.-А. «Внешняя политика Японии в 70-х - начале 80-х гг.: (Теория и практика)»; О.А. Арина «Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность»; В. Н. Бунина «Японо-американский союз безопасности», С.И. Вербицкого «Японо-американский военно-политический союз», «Япония на пороге ХХ1 века»; Ю.Л. Говорова «История стран Азии и Африки в новейшее время»; Накасонэ Я. «После «холодной войны»; Д.В. Петрова «Япония в мировой политике»; В. Саплина «Асимметрия приоритетов с Японией»; Н. Г. Федуловой «Эволюция политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе» - все указанные источники были использованы нами при описании основных направлений внешней политики Японии.

3. При написании главы посвященной политической системе Республики Корея были использованы труды: Андрусенко, Кравченко: «Аналитический справочник Полпред», А. С. Булатовой: «Страны и регионы мира: экономико-политический справочник», А. В. Юрковского: «Республика Корея: некоторые особенности конституционного строительства политической системы», В.К. Иванов: «Корейский полуостров», А.Д.Богатуров: «Корейский полуостров в треугольнике Россия – Китай – Япония», К.Асмолов: «Политические партии в республике Корея», Д.А. Наумова: «Статистический справочник - страны мира», Г.Толорая, Д.Кулькина «Россия и Южная Корея. Некоторые размышления о первом десятилетии отношений. Проблемы Дальнего Востока». «Проблемы Дальнего Востока». Основные направления внешней политики Республики Корея рассмотрены в трудах: А.В.Кортунова: «Роль внешних факторов в процессе объединения Кореи», В.К. Иванова: «Корейский полуостров», А.Д.Богатурова: «Корейский полуостров в треугольнике Россия – Китай – Япония».

Также были использованы аналитические материалы корейского культурно-информационного центра г. Москва, материалы научно-практической конференции «Россия и Корея в меняющемся мире», «Korean overview” //”Korea Newsworld» и ряд интернет-источников .

4. Основную базу по изучению политической системы Ирана составили работы таких исследователей как Н.М. Мамедова, А. Манучихри, в которых проводится анализ становления современной политической системы Ирана, а также взаимодействия государственных и идеологических ценностей иранского народа .

В статьях Г. Векуа, Н. Филина, А.М. Вартаняна уделяется большое внимание изучению особенностей политической системы Исламской Республики Иран, ее партийной системы . Учитывая тот факт, что в настоящее время Иран уделяет большое внимание своей внешнеполитической деятельности, а также ситуацию, которая сложилась вокруг внешней политики Исламской Республики по причине существующей конфронтации с США, большой интерес представляют аналитическая статья В. Сажина , в которой автор проводит анализ региональной политики Ирана, работа В. Онищенко , дающая экспертную оценку военно-технического сотрудничества Ирана с Россией. Большой интерес представляет работа Л.М. Кулагиной и В.М. Ахмедова , в которой также уделяется большое внимание двустороннему военному сотрудничеству между Россией и Ираном.

Исходя из того, что в настоящее время отношения между Ираном и США характеризуются как сложные и нестабильные, особый интерес представляет работа И. Мурадяна , автор который проводит анализ проводимой политики Вашингтоном в ближневосточном регионе.

Учитывая тот факт, что Центральная Азия является одним из приоритетных направлений внешней политики Ирана, работа В.В. Хуторской вызывает особый научный интерес, поскольку в ней рассмотрены вопросы взаимоотношения ИРИ с центральноазиатским регионом.

В статьях Н.А. Кожанова, В.И. Сажина уделяется большое внимание экономике Ирана, ее особенностям. В работе С.М. Кудаева были рассмотрены проблемы экономической политики, проводимой иранским руководством.

Учитывая тот факт, что в период с 1992-2009 гг. между Кыргызстаном и Ираном была заключена довольно обширная договорно-правовая база, значительный блок использованных источников, представленных архивными материалами МИД Кыргызской Республики, Министерством экономики, а также других государственных учреждений.

В статье С.С. Воронова дается анализ двусторонних отношений между Ираном и Кыргызстаном. Учитывая тот факт, что Иран давно стремится стать полноправным членом Шанхайской Организации Сотрудничества, статья К. Маликова представляет особый интерес, так как в ней дается оценка последствий данного шага, что, несомненно, отразится и на Кыргызстане, как одного из членов ШОС.

5. Отражение политической системы Пакистана ее истории и современного положения опиралось на работы следующих авторов - Гордон-Полонская Л.Р, Замараева Н.А, Москаленко В.Н, Плешов О.В, П.Кальвокоресси, Белокреницкий В.Я, Talbot lan, а также материалы периодических изданий России и Пакистана – «Ближний Восток и современность», «The Sunday Times of India», «New Delhi», «Pakistan Observer», «Chronology of Pakistan», «Dawn», «The News. Islamabad – Rawalpindi», «Financial Times», «The Economist», «Newsline», «Pakistan Times». Использованная литература позволила получить значимые сведения о возникновении и государственном устройстве Пакистана, истоков государственности, особенностей политического развития и его этапах, глубинных процессах политико-правовых, религиозно-общественных и иных основах и противоречиях, являющихся причинами современного состояния политической системы Пакистана, ее перспектив и направлений дальнейшего развития, а также влияния на региональные и международные отношения.

Внутренняя и внешняя политика Пакистана, вопросы международных взаимоотношений, региональный фактор и конфликтный потенциал, достаточно глубоко и объемно выражены в работах авторов - Ганковского Ю.В, Мурадян И, Торкунова А.В, Мукимджановой Р.М, Дерябиной А.З, Москаленко В.Н, Белокреницкого В.Я, Шаумян Т.Л, П. Кальвокоресси, Dennis Kux, Ian Talbot. Материалы периодических изданий России и Пакистана, как источники новых данных, также легли в содержание внешнеполитических исследований по Пакистану - журнал «Ядерное нераспространение», газеты «The News», «The News Islamabad», «Nation Islamabad», «Ibid», «Dawn».

Исследования в области этапов развития кыргызско-пакистанских отношений и перспективных направления сотрудничества опирались на материалы авторов Дерябиной А.З, Dr. Maqbool Ahmad Bhatty, Токтомушева К., Касыбекова А., Павлович Л. Официальная информационная база черпалась из Пресс-релизов Посольства Кыргызской Республики в Исламской Республике Пакистан и Национальная энергетическая программа Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года.

6. В процессе написании главы о государственном устройстве Саудовской Аравии авторы руководствовались официальными источниками правительственного Интернет-портала http://www.mofa.gov.sa и статьей в «Российской Газете». В главе внешняя политика Саудовской Аравии в качестве базовой информации о структуре внешнеполитического ведомства королевства, а также внешней стратегии страны были использованы интернет-источники сайтов министерства иностранных дел Саудовской Аравии, а также сайты, в которых описывается современная ситуация во внешнеполитическом курсе Саудовской Аравии и ее место в мировом геополитическом пространстве .

Для отображения ситуации в экономике Саудовской Аравии, во время нынешнего кризиса, а также ситуации в политической сфере страны использованы статистические данные англоязычных источников таких как ежемесячный бюллетень «САМА». Monthly Statistical Bulletin, а также статью на английском языке автора Rao D.N. под названием «Analysing Risks of Foreign Direct Investment in Emerging Economies: a casestudy of Saudi Arabia», опубликованную в периодическом издании Economic & Investment Research at the Consulting Center for Finance & Investmentа также материалы электронного Интернет издания из информационных ресурсов международного валютного фонда World Economic Outlook (WEO), под названием Crisis and Recovery, IMF. Аналитическая статья И. Шабана «Будущее нашей страны на примере Саудовской Аравии», опубликованная в газете «Наш мир», примечательна тем, что автор в подробной форме изложил в ней ситуацию, связанную с рынком рабочей силы и производственным сектором в Саудовской Аравии, сложившуюся в настоящее время.

Методология исследования выбрана в соответствии со спецификой темы исследования и представляет собой комплекс установок, предлагаемых теорией международных отношений, в сочетании с историко-компаративным методом. В целом же авторы использовали системный анализ как гибкую совокупность методологических подходов, используемых для обоснования решений по сложным вопросам политического, экономического, социального, военного, и научно-технического характера. Метод системного анализа как направление научного познания и социальной практики открывает, во-первых, возможность рассматривать объекты исследования как сложный организм, и, во-вторых, ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведений их в относительно единый комплекс.

Так же при проведении исследования особую роль сыграли такие методы научного познания, как конкретно социологический, формально юридический анализ, диалектический, логический, сравнительные методы, метод экспертных оценок и другие.

Хронологические рамки определены целью и задачами исследования. Они ограничиваются суверенным развитием Кыргызской республики как полноправного субъекта международных отношений и охватывают период с 1991 года по 2009 год.

Практическая значимость работы. Фактический материал и основные выводы исследования могут быть использованы при изучении узловых вопросов теории международных отношений, роли и значения двустороннего и многостороннего сотрудничества государств в процессе становления и развития нового баланса сил в международных отношениях, обеспечения региональной и международной безопасности. Работа может быть полезной для дальнейшей разработки общей концепции кыргызской внешней политики в азиатском направлении. Материалы и положения работы могут представить интерес для подразделений кыргызского МИДа, различных ведомств и организаций, занятых разработкой и реализацией внешней политики. Результаты исследования применимы в учебной и научной работе Дипакадемии МИД КР, ведущих вузов республики, институтов и учреждений НАН, специализирующихся в области международных отношений и мировой экономики.

Материалы работы могут быть также использованы как учебное пособие для высших учебных заведений по специальностям «международные отношения», «востоковедение», «политология», «страноведение и регионоведение». Поэтому анализ, проведенный исследователями, представляет не только практическое, но и научное и учебно-воспитательное значение.

Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографии и приложения. Каждый раздел состоит из трех глав, посвященных анализу стратегии развития конкретных государств, особенностям политической и экономической систем, основным направлениям внешней политики, а также этапам и перспективам двустороннего сотрудничества.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы и рекомендации прошли апробацию в процессе их обсуждения на круглых столах, научных форумах и конференциях: научно-теоретической конференции «ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей». - Иссык-Куль, 5-6 июня 2009 года; научно-теоретической конференции «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений». - Иссык-Куль, 4-5 ноября 2009 года; научном форуме «Национальный интерес Кыргызстана». - Бишкек, 24 сентября 2009 года; научном форуме «Ситуация на Ближнем Востоке – насколько далек от нас мусульманский мир? (Проблема распространения ядерного оружия, ситуация в Палестине, ядерная программа Ирана)». - Бишкек, декабрь 2009 года; круглом столе на тему: «Проблемы внешней безопасности Кыргызстана в условиях глобализации», - Бишкек, 11 марта 2009.
Вперед >

Содержание