ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ИННОВАЦИИ - ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ XXI В.

Важнейшей особенностью послевоенной экономики Японии является широкое использование наиболее весомых мировых достижений в области науки и техники. Хорошо понимая, что передовые технологии - это основа эффективности экономического процесса, и правительство, и предприниматели принимают серьезные меры по укреплению финансовой, кадровой и материальной базы науки. Не меньшее внимание уделяется производственной сфере - постоянному обновлению оборудования, совершенствованию технологий, развитию методов контроля качества, воспитанию у персонала органической потребности к повышению квалификации и активному использованию новых знаний.

В результате японцы приобрели уникальную возможность развивать экономику на основе самых передовых и эффективных достижений мировой науки и инженерного искусства, позволяющих не только снижать производственные издержки, но и регулярно предоставлять массовому потребителю новые виды товаров и услуг. Именно инновации оказываются самым убедительным ответом японцев на вызовы, периодически испытывающие на прочность как экономику Японии, так и ее социально-политические институты.

В наши дни среди наиболее серьезных вызовов, требующих незамедлительной адекватной реакции, особое место занимает старение японского общества. Его последствия обещают стать весьма чувствительными, поскольку с 2005 г. в связи со снижением рождаемости началось уменьшение численности населения страны. Согласно прогнозам к 2050 г. она составит 100,6 млн. человек, т. е. снизится до уровня 1967 г. Существенно, до 54%, уменьшится численность жителей в возрастном интервале от 15 до 64 лет, тогда как в 2000 г. на него приходилось 68%. Особую тревогу вызывает то, что около 36% от общей численности японского населения будет представлено лицами в возрасте 65 лет и старше. В 2000 г. их доля была вдвое меньше . Гораздо более благополучным является положение дел в США, где в 2050 г. на этот возрастной интервал придется лишь примерно 20% от числа жителей страны, а темпы прироста населения будут характеризоваться хотя и не очень большим, но все же положительным числом (около 0,5%). Таким образом, демографические процессы приведут к тому, что японцы и американцы, эти давние партнеры и конкуренты, окажутся в различных условиях дальнейшего развития, и позиции Японии в мировой экономической системе станут ощутимо слабее.

Безусловно, это станет очень серьезным препятствием и на пути достижения Японией ее приоритетных общенациональных целей, перечень которых даже в самом кратком виде представляется достаточно амбициозным .

1. Продолжать лидировать в науке, технике и технологиях, т. е. добиваться здесь серьезных успехов, демонстрировать эти достижения всему миру и передавать свой опыт другим странам, являясь тем самым активным участником общецивилизационного процесса.

2. Вносить существенный вклад в познание неизученных научных областей и создание принципиально новых технологий. Для этого активно развивать и проявлять креативность, формировать модели будущего общества, наполненного новыми достижениями науки и техники. Это должно способствовать созданию положительного эмоционального настроя как в самой Японии, так и за ее пределами.

3. Активно участвовать в решении глобальных проблем. Особое внимание при этом уделять направлениям, обеспечивающим сохранение окружающей среды, продовольственную безопасность, устранение последствий природных катаклизмов, включив в приоритеты и гуманитарную сферу.

4. Обеспечивать высокую международную конкурентоспособность благодаря непрерывному созданию новых производств. Для этого расширять применение самых совершенных производственных технологий и создавать условия для разработки «прорывных» технологий, осуществлять политику энергосбережения, использовать международные стандарты. Повышать квалификацию работников, создавать системы их подготовки и переподготовки по новым специальностям. Учитывать индивидуализацию потребительского спроса, помогать стартующим компаниям в освоении тактики, связанной с риском.

5. Формировать основы устойчивой социальной системы. Повысить внимание к участию региональных производств в глобальных процессах, поддерживать участие городов в развитии регионов, улучшать качество жилищных условий. Обеспечивать рациональное распределение воды, пищи и энергии. Развивать отрасли, активно утилизирующие ранее произведенную продукцию по истечении ее срока службы. Создавать хорошие условия для иностранных работников. Активно поддерживая национальную культуру и традиции, проявлять благоприятное отношение к другим религиям и культурам.

7. Обеспечивать мирные, спокойные и безопасные условия жизнедеятельности. В этих целях активно способствовать предотвращению войн, преступлений, актов терроризма. Создавать безопасные транспортные системы и сводить к минимуму последствия аварий. Анализировать перспективы науки, техники и технологий, выявлять и показывать оптимальные пути их развития и практического использования.

8. Предотвращать стихийные бедствия и минимизировать их последствия. Не допускать серьезных последствий природных и иных катастроф, повысить точность их прогнозирования. Немедленно и эффективно реагировать на чрезвычайные происшествия.

9. Обеспечивать здоровые условия жизни общества. Создавать и использовать новые медицинские технологии. Для каждого индивидуума сделать доступной информацию о состоянии его здоровья и способах лечения. Оказывать поддержку всем, кто самостоятельно укрепляет свое здоровье. Реализовать концепцию активного долголетия.

10. Создавать максимально благоприятные условия для расширения индивидуальных возможностей членов общества. Исключить беспокойство по поводу занятости и получения средств к жизни как у молодежи, так и у пожилых. Создать условия для максимального проявления индивидуальных способностей, в том числе для инвалидов и престарелых. Понижать стоимость жизни и одновременно улучшать бытовые условия. Уравнять в возможностях мужчин и женщин.

11. Обеспечить благоприятные условия для самовыражения и взаимопомощи в быту и общественной сфере Создавать условия для поддержки и развития взаимного партнерства, сочетания личных интересов с общественными, способствуя этим повышению удовлетворенности своими достижениями. Поддерживать в обществе интерес к жизни и активной деятельности. Способствовать свободному и независимому развитию детей и молодежи.

12. Создать систему непрерывного и целенаправленного обучения. Разработать новые, в том числе индивидуальные, методы обучения, развивающие интеллект и делающие процесс приобретения знаний более интересным. Привести программы обучения в соответствие с международными стандартами. Обеспечивать развитие общества на основе научных взглядов на мир.

О последствиях относительного сокращения наиболее эффективной части трудовых ресурсов, а также об оптимальном использовании труда пожилых работников в Японии задумывались еще на рубеже 60-70-х годов. Было очевидно, что эти проблемы будут иметь долговременный и серьезный характер, сочетаясь с непростой проблемой обеспечения достойных условий жизни для неработающих пожилых людей и особенно лиц преклонного возраста.

Естественно, что научно-технические и организационные инновации представлялись главным средством преодоления или хотя бы смягчения названных проблем. Общий подход к решению последних предполагал активизацию усилий ученых и разработчиков одновременно на четырех направлениях. Первое направление - это обеспечение экономики более производительными средствами труда и дальнейшее совершенствование трудосберегающих технологий. Научно-технический прогресс и улучшение организации труда по-прежнему рассматривались в качестве основного фактора экономического роста.

Второе направление — это создание такой техники и технологий, которые бы позволяли эффективно включить в экономический процесс дополнительные трудовые ресурсы. Речь идет в основном об активном вовлечении в этот процесс женщин, а также мужчин старших возрастов. В первом случае задача состоит в том, чтобы создать такие технические средства, которые были бы приемлемы для использования в домашних условиях. Женщины могли бы выполнять эти работы в ряду прочих домашних занятий, соответствующим образом распределив их по времени. Этот подход, в принципе, применим и для определенной части пожилых мужчин, для которых поездки к местам работы слишком утомительны, а режим производства препятствует выполнению определенных индивидуальных процедур (лечебное питание, прием лекарств, частые перерывы для отдыха и др.).

В то же время значительная часть пожилых людей, главным образом мужчин, вполне могли бы работать и на своих прежних рабочих местах при условии, что последние будут оснащены оборудованием, учитывающим возрастные особенности работников - замедление умственной и физической реакции, ослабление зрения, более быстрая утомляемость и др. Также необходимо снизить уровень шума, вибрации, термических воздействий, запыленность или загазованность воздуха, уменьшить требуемые усилия на органах управления машинами и механизмами и т. д. Крайне желательно и применение удобных приборов для быстрой диагностики состояния работника и специальной аппаратуры для снятия напряжения (релаксации).

Третье направление, на котором следует искать решение проблем стареющего общества, - это обеспечить активное долголетие в масштабах всего населения, т. е. отодвинуть возрастной рубеж наступления старости. Для этого необходимо расширить исследования, обеспечивающие лучшее понимание механизма старения и открывающие пути к созданию соответствующих медицинских средств. Весьма перспективным здесь является подход, основанный на глубоком анализе роли питания в старении организма и в провоцировании тех или иных заболеваний. Предполагается, что в результате удастся создать более здоровые технологии выбора и приготовления пищи, причем не только для пожилых людей, но и для любого возрастного интервала. «Жизнь без болезней», кроме всего прочего, обеспечила бы относительное снижение численности занятых в сфере медицины и здравоохранения, а также государственных расходов на медицинское обслуживание.

И, наконец, четвертое направление, на котором требуются приложить дополнительные усилия в сфере науки и техники, - это создание в помощь долгожителям различных средств, способных в какой-то степени смягчить проблемы старости. В их числе устройства, облегчающие посадку в автобус, «движущиеся тротуары» на пересадочных станциях, более удобные торговые автоматы, звуковые информационные системы и др. Особая группа технических средств должна быть создана для обслуживания больных. В первую очередь - это специальные роботы-ассистенты, способные не только к сложным манипуляциям, но и к звуковому общению с больными.

Целенаправленная политика по формированию курса на всестороннее оздоровление жизнедеятельности общества на основе новейших научных достижений уже имеет достаточно долгую историю. После того как в 1971 г. Совет по науке и технике (Кагаку гидзюцу кайги), разрабатывающий рекомендации по обеспечению наиболее эффективного научно-технического курса страны, подчеркнул особую актуальность «наук о жизни» (иными словами, исследований в области живой материи), началось формирование государственных крупномасштабных программ по этой тематике. Активизировалась и исследовательская деятельность в промышленных компаниях. Расходы на проведение работ по тематике «наук о жизни» быстро росли и уже десять лет спустя вдвое превышали общие ассигнования на работы по проблемам атомной энергии.

В начале 80-х годов Совет по науке и технике подготовил общую программу работ по проблематике «наук и жизни». В нее входили такие темы, как выяснение механизма жизненных процессов и биологических функций, установление объективной взаимосвязи между чело- веком и биосферой, развитие исследований в области умственной деятельности человека, обеспечение совместимости между промышленными и живыми системами и др.

В ходе реализации этой программы под руководством Управления по науке и технике (УНТ), министерства внешней торговли и промышленности (МВТП), министерства здравоохранения и министерства образования были осуществлены крупные проекты в области ранней диагностики опухолевых заболеваний и эффективной борьбы с ними. Кроме того, министерство здравоохранения обеспечило проведение работ по такой тематике, как профилактика болезней, нажитых вследствие неправильного питания; фундаментальные проблемы старения, особенно в плане снижения умственных способностей пожилых людей; создание специальных видов оборудования для домашнего ухода за больными. Министерство транспорта организовало исследования, направленные на усовершенствование транспортных средств для возможности их активного использования престарелыми и инвалидами, а министерство труда изучило вопросы создания производственного оборудования для более широкого привлечения в производство пожилых работников, уделив особое внимание тому, чтобы оно было абсолютно безопасным и не могло нанести ущерба здоровью работника.

Проблемы пожилых и престарелых людей дали новый импульс развитию японской робототехники. Последняя, как известно, сыграла важную роль как в повышении производительности труда в японской промышленности, так и в его гуманизации. Роботизация обеспечила широкомасштабное освобождение работников от опасных, вредных и дискомфортных производственных функций - работ с прессовым, штамповочным, литейным, гальваническим, покрасочным и другим оборудованием, где требовалось выполнять однообразные и примитивные по своему содержанию операции, связанные, однако, с большим физическим напряжением в условиях вибрации, шума и загрязненности воздуха, что, естественно, приводило к преждевременному старению и профессиональным заболеваниям. Уже самые простые роботы с пневматическим приводом позволили решить эту проблему, а вскоре начали широко применяться и более совершенные роботы - с системами программного управления, способные производить сложные сварочные операции и высокоточную сборку.

По данным Всемирной федерации робототехники, в 2004 г. на Японию приходилось 42% мирового парка роботов, т. е. на этом направлении автоматизации производства Япония является мировым лидером3. Роботизация не только обеспечивает улучшение условий труда и рост его производительности, но и самым радикальным обра- зом повышает качество продукции, поскольку устраняет операции, выполняемые вручную и потому являющиеся основным источником производственного брака. Одновременно снижается потребность в найме молодежи, поскольку роботизированное производство не предъявляет особенно высоких требований к физическим данным и здоровью работника.

В наши дни японские специалисты по робототехнике активно переключаются на создание еще более сложных типов роботов - антропоморфных, т. е. «человекообразных» конструкций, в которых воспроизводится скелетно-мышечная схема человеческого тела и на основе новейшей электроники реализуются их «очувствление» и некоторые интеллектуальные функции. Конечная цель состоит в создании роботизированной инфраструктуры повседневной жизни.

Компании «Ясукава дэнки» и «Фудзицу» совместно разработали робот специально для больных и престарелых, который может доставлять подносы с едой к постели. Фирма «Нихон дэнки» также создала робот для домашнего обслуживания, который в соответствии с командой, поданой обычным голосом, включает осветительные приборы, телевизор или другую технику, обеспечивает вход в Интернет и с использованием синтезатора речи читает сообщения, пришедшие по электронной почте. Как выясняется, в число основных трудностей, с которыми встретились конструкторы антропоморфных роботов, входит обеспечение безопасности при их использовании. Роботы обладают немалой массой и потому должны быть абсолютно устойчивы, в том числе при столкновении с каким-либо препятствием или при поломке механизма.

Согласно последнему японскому прогнозу развития науки, техники и технологий на период до 2035 г., значительный вклад в решение проблем здоровья и активного долголетия внесут принципиально новые, более точные и щадящие методы диагностики. О развитии опухолей позволят судить биохимические исследования крови, оценивать состояние желудочно-кишечного тракта и производить лечение будут самостоятельно перемещающиеся внутри него миниатюрные приборы, появятся количественные оценки стресса, на основании которых станет возможным корректировать психологическое состояние и настроение. Большой прогресс ожидается в сфере «превентивной» медицины, т. е. в предотвращении болезней. Широкое распространение получат методы био-, иммуно- и генотерапии. Результаты геномного анализа позволят оценивать степень наследственной подверженности различным заболеваниям. Войдут в стандартную практику методы количественной оценки «степени старости», т. е. биологического возраста человека, позволяющие производить соответствующую коррекцию для замедления процесса старения.

Отыскивая пути выхода из трудностей, связанных с демографической проблемой, японцы вынуждены одновременно столь же активно реагировать и на другие вызовы эпохи, в частности, на непрерывное возрастание экономической мощи других стран современного мира, в результате чего к началу 2000-х годов стали проявляться тенденции к снижению конкурентоспособности японской продукции на мировых рынках. С одной стороны, это касалось продукции, относящейся к информатике и биотехнологиям, в разработке и производстве которой лидирующие позиции занимали американские компании, однако очень быстро росли и объемы продукции, выпускаемой компаниями азиатских стран. В результате по многим товарным позициям (персональные компьютеры, запоминающие устройства, принтеры, жидкокристаллические и плазменные панели, мобильные телефоны и др.) японцы утратили значительную долю рынка .

Наиболее серьезным конкурентом становится Китай с его огромными людскими и природными ресурсами, а главное, активно использующий самые передовые производственные технологии. В 2007 г. по объему ВВП он более чем в полтора раза превзошел Японию, а темпы его экономического развития производят не меньшее впечатление, чем японские в 60-е годы прошлого века. Китайский курс на использование достоинств рыночной системы хозяйствования и ослабление ее недостатков за счет сильного государственного контроля уже показал и продолжает показывать свою высокую эффективность. Японии ничего не остается, как искать асимметричный ответ на этот вызов, так как следовать аналогичным курсом в наши дни она уже не может

- времена «Japan Inc.» давно прошли, и их не возродить.

Важно отметить, что испытанный подход к решению сложных проблем развития за счет интенсификации инновационных процессов сегодня активно используется не только Японией, но и ее конкурентами, что способствует выравниванию позиций и больше не может служить для японцев стратегическим средством борьбы. В частности, Китай в 2006 г. уже опередил Японию по расходам на исследования и разработки, направив в эту сферу 144 млрд. долл. (Япония - 131 млрд. долл.), а по ряду научно-технических направлений (в области освоения космоса, атомной энергетики, биотехнологий и др.) приблизился к группе мировых лидеров . Если же проводить сравнение с США, то отставание японцев от американцев по основным параметрам научно- технического потенциала непрерывно увеличивается и в силу отмеченных выше демографических факторов будет продолжаться (затраты США на исследования и разработки в 2006 г. равнялись 344 млрд. долл.).

Таким образом, в этих непростых условиях Японии остается делать главную ставку на развитие и приумножение своего интеллектуального капитала и на его основе еще более энергично форсировать инновационное развитие. К этому она достаточно хорошо подготовлена - ведь курс на максимальную научно-технологическую самостоятельность начал активно формироваться еще в 80-е годы. Так, в 1984 г. Совет по науке и технике особо подчеркнул в своих рекомендациях, что основой экономического могущества Японии должен стать ее собственный научно-технический потенциал, поскольку зарубежные компании, видя в Японии серьезнейшего конкурента, стали сопровождать приобретение ею патентов и лицензий, относящихся к высоким технологиям, жесткими условиями и ограничениями. В 1985 г. совет, как бы подытоживая и обобщая свои предыдущие рекомендации, выступил с программным документом - «Основы научно-техничес- кой политики», который в своем переработанном и дополненном издании (1992 г.) очертил главные направления развития японской науки до конца столетия. Были выделены следующие семь направлений:

- обеспечение гармонии в системе «наука и техника - человек и общество»;

- поддержка занятых в сфере науки и техники;

- увеличение расходов на НИОКР;

- развитие научно-исследовательской инфраструктуры;

- стимулирование оригинального мышления и творчества исследователей;

- интенсификация международной научно-технической деятельности;

- содействие научно-техническому развитию периферийных районов страны.

Важнейшим официальным документом, в котором были сконцентрированы организационные принципы научно-технической деятельности Японии явился «Базовый закон о науке, технике и технологиях», вступивший в силу 15 ноября 1995 г. Он констатировал, что наука, техника и технологии формируют основы развития как японского общества, так и человечества в целом, поэтому главная задача состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное взаимодействие между различными направлениями науки и техники и тесное сотрудничество между участниками исследовательского процесса. Закон требовал, чтобы и государственные органы, и общество в целом постоянно проводили эту идею в жизнь. Он предписывал обеспечивать тесную кооперацию между государственными НИИ, вузами и частным сектором, а также указал на обязательность поддержки и поощрения инициатив частного сектора при организации и проведении научных исследований .

В законе отражены практически все факторы, на которых основывается современный научно-исследовательский процесс, указано, что они должны быть в центре внимания государственных структур и общества в целом, в то же время подчеркнута необходимость существенно повысить общественный интерес к науке и ее результатам .

Закон также устанавливал, что основные положения государственной научно-технической политики следует систематически корректировать, и это должно находить свое отражение в пятилетних «Базовых планах научного и технического развития», утверждаемых правительством после согласования с Советом по научно-технической политике (Сого кагаку гидзюцу кайги), который в 2001 г. стал преемником Совета по науке и технике.

В результате анализа общемировых тенденций и социально- экономических задач, стоящих перед японским обществом, совет в

2001 г. сформировал план национальной стратегии в области научно- технического развития. В ее основе - придание ранга базового национального приоритета фундаментальным исследованиям и выделение двух крупномасштабных приоритетных областей. Первая из них включает в себя четыре раздела: науки о жизни, информатику и телекоммуникации, нанотехнологии и материалы, экологию. Вторая область, преимущественно прикладной ориентации, представлена такими разделами, как энергетика и ресурсы, промышленные технологии, производственная и социальная инфраструктура, Земля и космос. Все перечисленные разделы являются в Японии приоритетами инновационного развития и в настоящее время.

В 2005 г. Национальный институт научно-технической политики (National Institute of Science and Technology Policy - NISTEP) опубликовал свой очередной прогноз мирового научно-технического развития на период до 2035 г., выделив в нем 130 главных инновационных направлений и установив соответствие между действующей в Японии системой приоритетов инновационного развития и конкретизирующими их инновационными направлениями. В результате была построена матрица «приоритеты - инновационные направления», фрагмент которой представлен ниже.

Матрица «приоритеты - инновационные направления»

Матрица «приоритеты - инновационные направления»



Для успешной реализации национальных приоритетов, как отмечено в японском Базовом плане научного и технического развития на 2006-2010 гг., первостепенной задачей становится создание эффективной национальной инновационной системы, ключевым звеном которой являются высококвалифицированные кадры. Их подготовка и «взращивание» до высшего мирового уровня приобретают ранг общенационального приоритета. Причем в указанном выше плане поставлена и другая, не менее масштабная задача - выработать меры, которые бы позволили японцам стать нацией, активно формирующей передовые знания и технологии.

Жизненные реалии наглядно показывают, что серьезным тормозом инновационного развития являются нерешенные проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью. Выступая в парламенте в январе 2002 г., премьер-министр Д. Коидзуми призвал рассматривать интеллектуальную собственность как важнейший национальный ресурс и наращивать усилия по его приумножению. Был сформирован Стратегический совет по интеллектуальной собственности (Титэки дзайсан сэнряку хомбу), который тщательно проанализировал сложившуюся ситуацию и подготовил развернутые рекомендации.

Японские аналитики в первую очередь внимательно изучили, что и как делают в этой области американцы, располагающие большим опытом в этой области. Особый интерес они проявили к такому основополагающему документу, как объявленные еще в 1979 г. президентом Картером «Инициативы в сфере промышленных инноваций», которые положили начало целой серии законодательных актов, регулирующих распространение информации о новых научно-технических достижениях. Важнейшими среди них явились федеральные законы Стивенсона-Уайдлера и Бэя-Доула, принятые в 1980 г. Согласно первому из них, распространение объектов интеллектуальной собственности, представленных успешными результатами исследований и разработок, стало осуществляться через специальное управление, в задачи которого входило как выявление экономических объектов, требующих содействия в повышении их конкурентоспособности, так и организация надлежащих мер в плане информационного обеспечения, работ по стандартизации и патентных процедур.

Одновременно закон Бэя-Доула резко активизировал научную деятельность в университетах, поскольку передавал им право на изобретения, сделанные в ходе работ, финансируемых государством. Уже за первые десять лет после принятия этого закона годовой уровень подачи патентных заявок университетами и их доходы от продажи лицензий возросли в десятки раз. В результате промышленность получила значительный приток новых технологий, а университеты повысили финансирование научных исследований. Кроме того, возрос и интерес инвесторов к деятельности университетских лабораторий, что обеспечило их дополнительное финансирование8.

Японские специалисты пришли к выводу, что высокий уровень расходов на оформление патентной документации не просто тормозит наращивание национального потенциала интеллектуальной собственности, а во многих случаях оказывается совершенно неприемлемым для малых и средних фирм, университетов и венчурных компаний. По их мнению, в этих случаях следовало бы закреплять патентные права не за изобретателями и правительством, как это обычно делается, а, например, за университетами и специальными лицензирующими организациями, выступающими в качестве посредников. Кроме того, следует активнее развивать контрактную систему, хорошо зарекомендовавшую себя в США. Ориентируя университетские исследования на заказы промышленных компаний, она предоставляет последним право быть совладельцами патента, что снижает финансовую нагрузку на разработчиков.

Предметом особых забот является оформление прав на интеллектуальную собственность, относящуюся к национальным приоритетам инновационной политики Японии, к которым относятся: а) живые системы; б) информатика и связь; в) нанотехнологии и материалы; г) технологии сохранения окружающей среды. Именно в этих областях ожидаются принципиально новые научные и технические решения, своевременная коммерциализация которых обеспечит инноваторам самые серьезные преимущества - однако все эти решения должны быть быстро и грамотно защищены во избежание использования конкурентами. В этих целях было увеличено число специалистов, работающих в патентной сфере. В результате к 2001 г. на решение юридических вопросов по патентованию стало уходить 18 месяцев (в 1993г.- 32). Было также усилено правовое обеспечение гарантий против нарушений авторских прав: в 2002 г. были пересмотрены как Патентный закон, так и Закон о торговых знаках, что обеспечило защиту авторства на компьютерные программы и торговые знаки, используемые в деловых операциях с применением Интернета .

Большое внимание уделяется и «расчистке» путей прохождения результатов исследований и разработок в промышленность. В частности, задача состоит в том, чтобы создать эффективную систему из органи- заций-посредников, обеспечивающих передачу научно-технических достижений из университетских лабораторий и государственных НИИ в частный промышленный сектор. С этой целью были введены в действие Законы о трансфере технологий из университетов в промышленность, о специальных мерах по оживлению промышленности и о совершенствовании промышленных технологий. Одновременно это способствовало активизации исследований и разработок в университетах и НИИ, поскольку широкое практическое использование их результатов являлось весьма весомым стимулом для ученых и инженеров.

Серьезной проблемой стала утрата внутрифирменных секретов в связи с естественной текучестью рабочей силы, переходом работников в другие фирмы. Диверсифицируя свою деятельность или открывая новые отделения, компания привлекает в них новых специалистов, т. е. «носителей секретов» других компаний. В то же время она вынуждена сокращать часть своих работников, теряя при этом часть своего интеллектуального капитала. Эти процессы в последнее время интен- сифицируются и в Японии в силу активного глобального развития новых междисциплинарных направлений. Успешно развивать эти направления без перестройки профессиональной структуры и, следовательно, кадрового состава своих работников компании не в состоянии.

Хотя охрана интеллектуальной собственности с помощью патентов является главным методом, обеспечивающим права авторов, было признано целесообразным шире использовать и такой метод охраны объектов интеллектуальной собственности, как недопущение в открытое пользование описаний, раскрывающих сущность нового технического решения, т. е., по существу, их засекречивание. Наконец, важной проблемой в сфере интеллектуальной собственности, по мнению японских экспертов, является организация условий, обеспечивающих ее динамичное приумножение, «скоростное поточное производство» новых знаний.

Правовым фундаментом, обеспечивающим форсированное инновационное развитие Японии, в настоящее время является «Основной закон об интеллектуальной собственности», который вступил в силу в декабре 2002 г. Согласно этому закону, задача состоит в том, чтобы в условиях, когда вследствие изменений социальной и экономической ситуации в стране и за рубежом возросла необходимость в существенном повышении международной конкурентоспособности японской промышленности, обеспечить динамичное развитие экономики и общества. И поскольку этот процесс основывается на производстве добавленной стоимости путем создания и эффективного использования новой интеллектуальной собственности, то предлагаемая базовая концепция состоит в том, чтобы организовать в масштабах всего японского общества «цикл интеллектуального созидания». Схематически он может быть представлен в виде трех узловых позиций, объединенных в замкнутую систему: интеллектуальное созидание - приобретение и охрана прав на интеллектуальную собственность - коммерциализация интеллектуальной собственности. Именно последний этап становится источником средств для следующего аналогичного цикла! °.

Закон устанавливает, что ответственность за разработку общенациональной политики, обеспечивающей формирование и непрерывное воспроизводство цикла, а также за ее проведение в жизнь возлагается на государство. В то же время региональные власти обязаны обеспечивать реализацию этой политики на своих территориях с учетом местных обстоятельств. В частности, они отвечают за состояние кадровых ресурсов и организацию сотрудничества между компаниями, университетами и государственными научными учреждениями. Целый ряд статей этого закона содержит установки на более эффективное использование знаний и опыта исследователей и инженеров, а также на создание наиболее благоприятных условий для их деятельности - ответственность за это возлагается на государство и университеты. Перед государством ставится задача создать систему одновременного патентования в целом ряде стран, чтобы исключить патентование в разных странах и тем самым существенно его удешевить, а также установить тесное сотрудничество по вопросам интеллектуальной собственности с развивающимися странами, в первую очередь, относящимися к азиатскому региону.

Конечная цель, на достижение которой в Японии в настоящее время направляются основные усилия, состоит в том, чтобы сформировать более совершенную, значительно улучшенную в качественном плане, модель инновационного развития, которая смогла бы обеспечить стране, как минимум, сохранение прочных позиций среди мировых лидеров в области инноваций. Однако инновации, определяющие ход общецивилизационного процесса, отнюдь не ограничиваются сферой науки, техники и технологий. Поэтому японцы, уделяя надлежащее внимание научно-технической стороне дела, внимательно смотрят и в сторону организационно-управленческих инноваций. Так, весьма перспективной тематикой они считают разработку теории социальных сетей и других теорий, касающихся социальных взаимоотношений и социальной организации. Немалый интерес вызывают методы построения системы, которая бы позволяла компаниям количественно оценивать свои операционные риски и требовала периодически публиковать результаты этих оценок. Чтобы расширить возможности управления рисками с использованием государственных рычагов, представляется актуальным разработать технологию управления совокупными рисками. Это даст возможность определять и изучать риски, оценивать их влияния и ранжировать по приоритетности, что в итоге позволило бы создать эффективную систему минимизации рисков.

Полагают, что для снижения потерь, возникающих из-за колебаний валютных курсов и цен на ключевые товары (например, на энергоносители), крупные японские компании должны получить в свое распоряжение методики, позволяющие ежедневно измерять и контролировать итоговые значения рисков. Особенно важно разработать более точные методы прогнозирования и технологии сценарного анализа, применимые к рыночной среде, в том числе для рынка страхования и рынка ценных бумаг.

Сфера научной и инженерной деятельности также нуждается в радикальных организационных инновациях. На повестке дня создание методов планирования, выполнения, контроля и оценки исследовательских проектов, которые бы позволили повысить производительность труда в научной сфере в среднем на 50%. Полагают, что в ряде случаев может оказаться оправданным такой подход, когда разработка нового продукта будет производиться в рамках конкурсного проекта, в котором смогут участвовать и сотрудники, не связанные с компанией. Существует даже предложение испробовать такой путь к повышению эффективности исследований и разработок, при котором некоторые научно-технические проблемы компаний и отраслей будут сообщаться общественности с целью проведения дискуссий и «общенационального» поиска решения этих проблем.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что нынешняя научно- техническая политика Японии, построенная на тщательно продуманных и весьма рациональных принципах, вполне соответствует задачам инновационного развития японского общества. Вместе с тем, в Японии хорошо понимают, насколько важно в самые короткие сроки усилить творческое, креативное начало научной деятельности. Сознательный отказ от развития уникальных направлений, связанных с большим риском потерпеть неудачу, особенно, если они не обещают выхода на массовое производство, сформировало в японских исследователях и разработчиках сугубо прагматический тип мышления, ориентированный на непрерывные доработки и улучшения изделий и процессов, созданных ранее.

Сегодня подобные приемы инновационного развития (в Японии их называют «кайдзэн») освоены многими странами, весьма успешно конкурирующими с Японией. Для энергичного отрыва от преследователей и выхода на радикальные высокотехнологичные инновации мирового класса Японии потребуется обеспечить самую активную и многостороннюю реализацию провозглашенной ею новой концепции

- а именно, концепции интеллектуального созидания.

Из прогнозных оценок, выполненных экспертами японского Национального института научно-технической политики, следует, что японцы смогут добиться особенно значительных успехов при создании новых материалов на основе нанотехнологий, при реализации ряда биологических процессов на наноуровне, а также в нанотехнологиях для производственных и экологических целей. Весьма прочные позиции Япония будет занимать и в таких областях, как высокопроизводительные компьютерные системы, средства хранения и отображения информации, оптоэлектроника и фотоника, беспроводная техника связи. По-прежнему будут высоко котироваться японские энергосберегающие технологии, системы переработки отходов, не загрязняющие окружающую среду, робототехника и многие другие научные и инженерные достижения. Таким образом, прогресс в области высокотехнологичных инноваций, с которыми все более тесно связывается образ современных мировых лидеров, безусловно, станет серьезным и убедительным ответом Японии на вызовы нового столетия.

< Назад   Вперед >

Содержание