10.6. Социальное государство

Создатель идеологии социального государства Дж. Кейнс предложил гибкую систему воздействия государства на различные стороны жизни, организованной по законам рынка и конкуренции. Государство в случае необходимости должно контролировать финансовую стабильность, финансировать фундаментальные научные разработки, смягчать последствия кризисных явлений посредством реализации государственных социальных программ. Подобная форма политической организации получила название -«общества всеобщего благоденствия», или «социального государства».
Примерно до 1970-х гг. на Западе существовало убеждение, что найден наконец гармоничный вариант совмещения рыночной и плановой организации, который позволяет обеспечить большинству населения социально приемлемый жизненный уровень. Однако вскоре выявились внутренние противоречия социального государства. Ограничение конкуренции привело к снижению производительности труда и росту налогов. Эти процессы повлекли за собой воспроизводство кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Современная политика в развитых странах колеблется между полюсами ограничения и восстановления конкуренции, что позволяет компенсировать ограниченность социального государства.
В демократическом государстве реализуются культурные, образовательные, и иные социальные программы, что позволяет называть такое государство социальным. Это государство отличается отлаженностью механизмов воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму организации политической и общественной жизни и модернизируют социум.
Реформирование общественных отношений в России предполагает переход от отношений сверхэксплуатации, которые были при социалистической системе хозяйства, к рыночным капиталистическим отношениям. Но недостаточно высокое качество труда в России и бюрократизация производственного процесса не позволили осуществить такой переход. В результате реформы стали развиваться в значительной мере за счет снижения жизненного уровня большинства российских граждан. Получили развитие процессы «мультиэксплуатации», которые превратились в серьезную социальную проблему.
В этих условиях государство неминуемо берет на себя обязанности по поддержанию прожиточного минимума, хотя бы на физиологическом и социальном уровне. В то же время такие меры нельзя назвать адекватными понятию «социальное» государство. В связи с тем, что оплата труда в современной России не в состоянии обеспечить работающих и членов их семей самым необходимым, поэтому в той или иной мере это приходится делать государству. Но это лишь свидетельствует о сохранении социальных функций тоталитарного государства, которое осуществляло эксплуатацию населения и в целях экономии выполняло многие социальные функции по отношению к населению. Минимальная зарплата в стране намного ниже минимального прожиточного уровня, а некоторые пособия, например, по уходу за ребенком являются неким символом, далеким от реальной действительности.
По официальным данным в начале 2003 года в России насчитывалось 38 миллионов человек, живущих за чертой бедности. К концу 2003 года эта цифра уменьшилась до 31 миллиона человек, составляя 21% населения страны, что является просто недопустимым для государства, претендующего на название социального.
Перед Россией стоит задача приведения оплаты наемного труда в соответствие с мировым рынком. Только в этом случае можно говорить о положительном результате социального реформирования. Пока же статья 7 Конституции, провозглашающая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является лишь декларацией о намерениях.

< Назад   Вперед >

Содержание