Современные представления о правах человека

В современной политической литературе можно выделить несколько подходов (парадигм) к изучению прав и свобод человека. Основными среди них являются: либерально-консервативный, или естественно-исторический, коммунитаристский и теоцентрический, или исламский.

Представители либерально-консервативной парадигмы (Бентам, Гоббс, Локк, Монтескье и др.) трактуют права человека в качестве естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого существования. Естественность прав рассматривается как их принадлежность человеку от рождения; неотъемлемость - как неправомерность их отчуждения; священность - как уважение и почитание прав человека.

В либерально-консервативной парадигме права и свободы человека являются высшей ценностью и основной целью государства. Оно обязано не только их признавать и уважать, но и принимать все меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав своих граждан. Однако либералы и консерваторы разошлись в вопросе объёма властных полномочий государства. Либералы считали, что человек по своей природе существо разумное и ответственное. Поэтому государство не должно ограничивать его личные и политические права. В отличие от либералов консерваторы исходили из положения, что человек по природе своей, наоборот, существо ограниченное и порочное. Поэтому содержание прав и свобод человека, их объём, способы реализации определяются государством.

Вторая парадигма прав и свобод человека - коммунитаристская. Её основные идеи, отражающие стремление всех людей к благополучию, социальному равенству и социальной справедливости, зародились ещё в античные времена. В целостное научно обоснованное учение коммунитаризм складывается в 40-е гг. XIX в., как реакция угнетённых слоёв общества и их идеологов на негативные проявления капиталистического способа производства.

Исторически сложились различные формы коммунитаризма: марксизм, позитивизм, анархизм и др. Все они имеют как общие черты, так и существенные различия. Среди общих черт следует назвать: стремление коммунитаристов радикально преобразовать общество в интересах трудящихся масс; осуществить принципы социального равенства и социальной справедливости; приверженность коммунитаристов общинным, коллективистским формам организации всех сфер жизнедеятельности общества и др. Коммунитаристы, в отличие от либералов, приоритет отдают не правам индивида, а правам сообществ (группы, объединения, классы, нации, государство).

Третья парадигма прав и свобод человека - теоцентрическая, или исламская. Её авторы - мусульманские политики, учёные, религиозные деятели. Представители этой парадигмы считают, что ключевой конфликт между Западом и исламским миром заключается в разном подходе к проблеме природы и содержания прав человека. Западная точка зрения основана на антропоцентричности прав человека, предполагающей, что индивид от рождения обладает правами. Однако она чужда исламской религиозной традиции и идеологии. Вот почему отдельные мусульманские страны по-прежнему продолжают оспаривать стандарты в области прав человека, признанные Организацией Объединённых Наций.

Таким образом, исламский подход к правам и свободам человека, их принципам отличается от подхода, закреплённого в международных документах. С другой стороны, в середине ХХ в. наметилось сближение ранее отчётливо противостоящих между собой либерализма, консерватизма и коммунитаризма

< Назад   Вперед >

Содержание