Замораживание конфликтов на территории СНГ

Как происходило формирование Союзного государства России и Белоруссии?
2. Какие факторы способствовали улучшению российско-украинских отношений к концу 1990-х - началу 2000-х годов?
3. Как произошло национальное примирение в Таджикистане?
4. Какие новые интеграционные группировки были образованы на пространстве СНГ?
5. В каких целях произошло создание в СНГ Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ)?
1. Содружество Независимых Государств оставалось неэффективным образованием в силу противоречий между его участниками. Российская Федерация с момента распада СССР отказалась субсидировать более слабых партнеров. Проведя денежную реформу в 1992 г.. она разрушила единое финансовое пространство СНГ и приступила к проведению радикальных реформ, невзирая на способность или неспособность других государств СНГ пойти тем же путем. В результате ни одна из стран Содружества не последовала примеру России, и экономические преобразования во всех частях бывшего СССР стали проходить асинхронно. Говорить об экономической интеграции было вряд ли возможно. В рамках СНГ удавалось скоординировать некоторые аспекты экономических политик стран-участниц.
Военно-политическое сотрудничество на многосторонней основе было парализовано разнонаправленностью устремлений государств- участников. Обшей внешней угрозы не существовало, а воевать «из солидарности» ни одна из стран не желала. Ташкентский договор не выполнял стабилизирующей роли на постсоветском пространстве. Он не мог способствовать прекращению конфликтов между странами Содружества. Страны СНГ предпочитали разрешать существующие проблемы на двусторонней основе, а каркас организационной структуры СНГ предоставлял им лишь возможность проведения многосторонних консультаций - скорее в интересах предотвращения новых конфликтов, чем преодоления старых. Но и этот небольшой плюс делал для некоторых государств участие в СНГ привлекательным, отчасти потому, что позволял им избегать изоляции в международных отношениях - большинство развитых стран мира не испытывало интереса к связям с государствами Содружества за исключением самых крупных (Россия и Украина) или потенциально богатых энергоресурсами (Казахстан, Азербайджан).
Внутри СНГ комплексы двусторонних отношений входящих в него государств с Россией развивались в разных формах. В Белоруссии период влияния националистов на политику был недолгим. Уже в 1994 г.
белорусское руководство стало проводить линию на углубление связей с Россией. К весне 1994 г. в Минске определилась линия на формирование белорусско-российского союза.
23 июня в Белоруссии прошли президентские выборы, на которых победил А. Г. Лукашенко - сторонник сближения с Россией. После этого российско-белорусское сближение ускорилось. 6 января 1995 г. между Россией и Белоруссией было заключено соглашение о таможенном союзе, а 21 февраля 1995 г. в Минске президенты А. Г Лукашенко и Б. Н. Ельцин подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь сроком на десять лет. Документ заменил договор между РСФСР и БССР от 18 декабря 1990 г.
Ключевое слово
Союзное государство - форма интеграции России и Белоруссии, предполагающая постепенное объединение их государственных органов, социального, политического и экономического пространств.
2 апреля 1996 г. в Москве президенты двух стран подписали договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это выглядело как заявка на формирование в перспективе своеобразного интеграционного объединения двух стран. Причем, Сообщество провозглашалось открытым для присоединения других возможных участников. 2 апреля 1997 г. в Москве был подписан договор о Союзе Беларуси и России. Частью договора стал устав, который провозгласил международную правосубъектность Союза, при сохранении государственного суверенитета его участников. Договор вступил в силу в июне 1997 г. Вслед за тем, 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан договор о создании Союзного государства. Он был ратифицирован и вступил в силу 26 января 2000 г.
2. Во второй половине 1990-х годов наметился спад скрытого противостояния между странами постсоветского пространства, прежде всего Россией и Украиной. Самой болезненной точкой российско-украинских отношений де-факто оставался вопрос о принадлежности Крыма и пунктах базирования российского Черноморского флота в портах Крымского полуострова.
Крым вошел в Российскую империю в 1783 г. после русско-турецкой войны. В советское время в 1921 г. на территории полуострова была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Ее население составляли русские, крымские татары, греки, армяне, украинцы, караимы, крымчаки. В годы Второй мировой войны Крым находился в зоне германской оккупации. После изгнания германских войск с территории полуострова в 1944 г. по решению сталинского руководства из Крыма было выслано крымско-татарское население, обвиненное в сотрудничестве с германскими оккупантами. Крымским татарам было разрешено возвращаться в Крым только в 1967 г. Но возвращения в массовом порядке не происходило.
Крымская АССР в 1945 г. была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР. Но в 1954 г. по настоянию Н. С. Хрущева она была передана в состав Украинской ССР. Этнический состав Крымской области к тому времени изменился. Большинство ее населения стали составлять русские, украинцы и белорусы, в том числе переселившиеся туда после 1945 г. В культурном отношении население этой территории ориентировалась на Россию, и русский язык был разговорным языком полуострова. В феврале 1991 г. на территории Крыма была воссоздана Крымская АССР в составе Украинской ССР. Более интенсивно стал протекать процесс возвращения в Крым крымско-татарского населения.
Распад СССР, провозглашение независимости Украины и начавшаяся вслед за тем украинизация Крыма вызвали на полуострове всплеск настроений за передачу Крыма обратно в состав России. В крымских городах возникли организации, добивавшиеся отделения Крыма от Украины и вхождения его в РФ. На выборах президента Крыма в 1994 г. эти силы добились успехов. Опасаясь отделения Крыма, украинское правительство приняло ряд жестких мер по ограничению прав Крымской автономии и усиления полномочий центральной власти в регулировании ситуации на полуострове. Это вызвало рост политической напряженности.
Российская Федерация имела возможности существенно влиять на положение в Крыму. Однако правительство России не высказывало официальных претензий на Крым. Приоритетным интересом Москвы в связи с ситуацией вокруг Крыма было обеспечение возможности сохранить военно-морские базы России в Севастополе, Балаклаве и некоторых других пунктах. В 1990-х годах по этому вопросу прошло несколько туров российско-украинских переговоров. Оставаясь на позиции отказа от территориальных претензий к Украине, российская сторона добивалась согласия Киева на сохранение российского военного присутствия на полуострове.
Со своей стороны, украинское правительство вело торг об условиях пребывания российского ВМФ в Крыму, пытаясь оказать давление на Москву заявлениями о намерении при наступлении благоприятных обстоятельств вступить в НАТО. «Крымский вопрос», формально не существовавший для официальных делегаций Украины и России, на деле превратился в узел острых российско-украинских противоречий.
Стремясь положить конец негласному противостоянию, руководство обеих стран предприняло энергичные усилия для предотвращения роста враждебности. 28 мая 1997 г. было подписано три российско- украинских соглашения по Черноморскому флоту, в основу которых был положен принцип совместного использования военно-морских баз вооруженными силами обеих стран. Россия получила право сохранить военное присутствие в Крыму. Пребывание российских баз в Крыму должно закончиться в 2017 г.
31 мая 1997 г. после мощной информационной кампании в поддержку улучшения российско-украинских отношений президент России Б. Н. Ельцин и президент Украины Л. Д. Кучма подписали в Москве российско-украинский договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, который был ратифицирован парламентами обеих стран лишь в конце 1998 г. из-за бурных и продолжительных дебатов, в которые вылилось его обсуждение в Государственной Думе России.
В договоре было зафиксировано отсутствие у обеих стран претензий, в том числе территориальных, друг к другу, что означало окончательное разрешение вопроса о принадлежности Крыма в пользу Украины. Параллельно с подписанием основного договора между Россией и Украиной было подписано 18 соглашений, конкретизировавших условия пребывания и статус российских войск на территории Крыма. Процесс нормализации стал развиваться по возрастающей. 28 января 2003 г. во время пребывания президента РФ В. В. Путина в Киеве был подписан российско-украинский договор о государственной границе, в основном определивший линию сухопутной границы между двумя странами на всем ее протяжении от Азовского моря до границ с Белоруссией.
Неопределенность сохранялась только в вопросе о косе Тузла в Керченском проливе, фактически находящейся под контролем Украины. Остров Тузла отделен от Крымского п-ва судоходным каналом, а от России - мелководным каналом, созданным для проплыва рыбацких лодок. Украина, контролируя Керченский пролив, берет плату за проплыв российских кораблей. Россия может углубить мелководный канал на своей стороне и сделать его судоходным, но это погубило бы нерестилища. В сентябре 2003 г. власти Краснодарского края начали строительство дамбы от Таманского п-ва до острова Тузла под предлогом необходимости предотвратить размывание береговой полосы. Строительство было остановлено в октябре за 102 м от линии российско-украинской границы после встречи президентов В. В. Путина и Л. Д. Кучмы, подписавших Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. В июле 2005 г. после консультаций Украины и Российской Федерации Россия официально признала принадлежность Украине острова Тузла в Керченском проливе и «вод вокруг него».
3. К середине 1990-х годов в результате свертывания помощи таджикской оппозиции со стороны афганских таджиков созрели предпосылки для урегулирования конфликта в Таджикистане. Правительство президента Э. Рахмонова укрепляло позиции. В 1994 г. он смог победить на президентских выборах и укрепить свою легитимность. Надежды его противников на помощь со стороны афганских таджиков таяли: формирования Северного альянса терпели поражения от талибов и были не в состоянии помогать кому бы то ни было. Пользуясь моментом, президент Э. Рахмонов согласился на переговоры с Объединенной таджикской оппозицией, чего та уже давно добивалась.
В 1996 г. между таджикскими властями и оппозицией при посредничестве России и Ирана начались переговоры. Они протекали сложно и велись на фоне возобновлявшихся вспышек вооруженной борьбы. Хотя Э. Рахмонов, опираясь на поддержку Москвы, представлял самую сильную таджикскую партию, оппозиция сохраняла потенциал, чтобы дестабилизировать ситуацию. Российская делегация оказывала давление на обе таджикские стороны.
Межтаджикские переговоры завершились подписанием в Москве 27 июня 1997 г. Э. Рахмоновым и С. Абдулло Нури в присутствии президента РФ Б. Н. Ельцина Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Соглашение положило конец гражданской войне. Начался процесс урегулирования. Россия стала одним из его гарантов. Было сформировано коалиционное правительство. Лидеры оппозиции получили в нем около трети мест. Последовала интеграция вооруженных формирований оппозиции в правительственные силовые структуры.
Национальное примирение не означало разрешения всех межтаджикских противоречий. Сохранилась напряженность в отношениях между региональными группами. Оппозиция отказалась от вооруженной борьбы, но не от идеи построения в Таджикистане исламского государства. Соглашение было недоверчиво встречено проузбекским худжандским кланом. Северные таджики были против включения в правительство лидеров исламской оппозиции, полагая, что это может привести к росту влияния экстремистских настроений. Эти опасения разделяли в соседнем Узбекистане, власти которого подозревали, что интегрированная во власть исламская оппозиция Таджикистана станет оказывать помощь антиправительственным исламским движениям на территории самого Узбекистана.
Переходный период, определенный Общим соглашением 1997 г., завершился проведением парламентских выборов на основе новой редакции конституции, определившей создание двухпалатного парламента, первые выборы в который прошли в феврале 2000 г. В июне 2000 г. по предложению президента Э. Рахмонова совет глав государств СНГ принял решение о прекращении деятельности коллективных миротворческих сил СНГ (полностью состоявших из российского контингента) в этой стране. Присутствие российского пограничного отряда на территории Таджикистана было сохранено. Во время саммита СНГ в Душанбе в апреле 2003 г. была достигнута российско-таджикская договоренность о преобразовании дислоцированной в Таджикистане 201 -й российской дивизии в военную базу.
4. Ослабление международных позиций России, проявившееся после финансового кризиса 1998 г. и в ходе попыток Москвы предотвратить вмешательство НАТО в Косово, способствовало развитию процессов разделения на постсоветском пространстве. Малые и средние страны СНГ стали еще недоверчивее относиться к российскому лидерству и активнее искать альтернативы ему.
В 1997 г. в Страсбурге, куда в качестве гостей для участия в совещании стран Евросоюза были приглашены делегации стран СНГ, представители Украины, Грузии, Азербайджана и Молдавии подписало соглашение об образовании союза, названного ГУАМ по первым буквам названий вошедших в него стран. В документах ГУАМ было подчеркнуто, что вступившие в него страны будут развивать сотрудничество не в рамках СНГ, а в рамках Совета евроатлантического партнерства (в области экономики и политики), а также Партнерства ради мира (в сфере военного сотрудничества). В апреле 1999 г. к ГУАМ присоединился Узбекистан, после чего название организации стало выглядеть как ГУУАМ. Правда, в июне 2002 г. Узбекистан приостановил свое членство в блоке, а в 2005 г. полностью отказался от участия в этой организации.
Процессы дифференциации в СНГ имели объективные основания. Они были связаны с различиями в географическом положении стран Содружества, а также нежеланием Российской Федерации принимать на себя бремя «имперских субсидий» слабым партнерам, оказывая им помощь для ускорения их развития. На усиление центростремительных тенденций в СНГ работали, прежде всего, реальные экономические интересы стран-участниц, а отсутствие таковых или наличие конкурирующих экономических тяготений способствовали росту центробежно- сти. Украина, Молдавия и Грузия предполагали найти в европейских рынках альтернативу рынку России. Одновременно они искали пути выхода из-под влияния Москвы, считая его бесполезным или наносящим ущерб интересам их национальной безопасности.
Но на пространстве СНГ развивались и противоположные тенденции. Армения, Казахстан и Таджикистан определенно ориентировались на военно-политический союз с Россией, без которого они не могли себя защитить. После периода сомнений к этой же логике пришла Киргизия, которая поняла невозможность сохранить независимость перед угрозой «экспорта» исламского экстремизма. К всестороннему союзу с Москвой стремилась Белоруссия. К началу 2000-х годов в СНГ сложилось организационно-политическое ядро сознательных сторонников сближения с Россией, которое отсутствовало в первые годы после рае- пада СССР. Это создавало более реальные основания для интеграционного сближения, хотя в иных формах, другом составе и на измененных условиях по сравнению с теми, которые обсуждались в начале 1990-х годов.
Несмотря на трудности, между группой стран СНГ стал развиваться процесс ускоренного экономического сближения. Его инициаторами были Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. 10 октября 2000 г. в Астане они подписали договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью новой организации было создание единого экономического пространства стран-участниц. В 2006 г. в эту организацию на правах полноправного члена вступил Узбекистан. С мая 2002 г. в качестве наблюдателей в ЕврАзЭС присутствуют Украина и Молдавия.
Й» В 1999 г. Ташкентский договор, подписанный в мае 1992 г., вскоре после создания СНГ, был продлен. Но из круга его участников вышли три страны - Азербайджан, Грузия и Узбекистан. После выхода последнего выражение «Ташкентский договор» перестало употребляться, и в литературе его стали называть официальным наименованием «Договор о коллективной безопасности», или сокращенно ДКБ. С выходом из него «колеблющихся» стран крут участников военно-политического сотрудничества между государствами СНГ стал более устойчивым, что позволило перевести это сотрудничество на следующий уровень.
7 октября 2002 г. на саммите государств СНГ в Кишиневе шесть стран-участниц ДКБ решили создать на его основе Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) и подписали проект ее устава, который предполагалось ратифицировать не позднее мая 2003 г. 29 апреля 2003 г. участники ДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) на заседании Совета коллективной безопасности СНГ в Душанбе приняли решение о создании постоянно действующего секретариата ОДКБ со своим бюджетом и штатом сотрудников. Решениями Совета было предусмотрено создание объединенного штаба и коллективных сил быстрого развертывания, в состав которых каждая страна обязалась выделить по одному батальону воинских контингентов. К этому времени пять стран ОДКБ уже ратифицировали ее устав. 15 мая 2003 г. его ратифицировала и Государственная Дума России. Устав вступил в силу.
Война США против Ирака, начатая в 2003 г. под лозунгом «смены режима» и демократизации этой страны произвела тяжелое впечатление на многие азиатские государства, прежде рассчитывавшие на прагматичное сотрудничество с Вашингтоном. Именно в этот момент обнаружился поворот Таджикистана к сближению с Россией. Вскоре стали заметны признаки взаимного недовольства в отношениях Узбекистана и США, и Ташкент стал переориентироваться на сотрудничество с Россией. 16 июня 2004 г. был подписан договор о стратегическом партнерстве России и Узбекистана. Вслед за тем, в 14 ноября 2005 г. - россий- ско-узбекский договор о союзнических отношениях. В августе 2006 г. Узбекистан вступил в ОДКБ.
Военно-политическое сотрудничество между группой стран бывшего СССР стало развиваться по традиционному пути - от формального подписания договора к созданию на его основе организационных структур, - по тому же пути, по которому шло военное строительство в НАТО. Основную базу коллективных сил было решено создать в центрально- азиатском регионе, на аэродроме Кант в Киргизии. Это указывало на юго-восточную, азиатскую направленность военно-политических усилий и озабоченностей стран-участниц. Западные страны не высказали опасений в связи с возникновением в регионе новой военно-полити- ческой организации.
Минимум знаний
1. Разрыв экономических связей на постсоветском пространстве, завершившийся к 1992-1993 гг. осложнил интеграцию в рамках СНГ. Интеграция стала возможной не на всеобщей, а только на избирательной основе между теми странами, которые этого желали. Радикализм реформ в России оторвал ее от экономических процессов в других странах СНГ, которые не хотели форсировать реформы. В 1995 г. начался процесс интеграции России и Белоруссии, в рамках которого была подписана серия соглашений, в одном из которых в 1999 г. было провозглашено создание Союзного государства.
2. После урегулирования ядерной проблемы главными в российско-украинских отношениях стали вопросы о Крыме, разделе черноморского флота и его ( базировании. Киев стремился сохранить контроль над Крымом, где были I сильны настроения в пользу воссоединения с Россией. В интересах России было сохранение баз российского Черноморского флота в Крыму. В результате переговоров в 1997 г. было подписано соглашение, по которому обе стороны отказались от взаимных территориальных претензий, а российский флот совместно с украинским сохранил право использования крымских , портов.
3. Ослабление позиций таджикских оппозиционеров к 1996 г. способствовало мирному урегулированию в Таджикистане. В 1997 г. в Москве было подписано Соглашение об установлении мира и национального согласия. К 2000 г. были проведены выборы, выведен миротворческий контингент, закреплено представительство оппозиционных кланов в государственных структурах. После 2003 г. Россия сохранила на территории страны военную базу, преобразованную из бывшей 201 -й дивизии.
4. В 1997 г. был создан ГУАМ - союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, который принципиально отмежевался от СНГ и заявил о своей ориентации на западные военно-политические и экономические структуры. В то же время часть стран СНГ стремилась к сотрудничеству с Россией. Этот процесс ознаменовался подписанием соглашения о создании Евразийского экономического сообщества (Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) в 2002 г. Военно-политическая интеграция в СНГ выразилась в форме Организации договора коллективной безопасности, созданной в 2002-2003 гг. В нее вошли Белоруссия, Армения, Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Предполагалось, что свои усилия организация направит на борьбу с терроризмом и укрепление центрально азиатской системы безопасности

< Назад   Вперед >

Содержание