Становление и функционирование партийной системы в Республике Беларусь

Многопартийность — мощное средство общественного прогресса, так как ставит ему на службу все многоцветие интересов общества, плюрализм мнений. Многопартийность как бы легитимирует, т.е. узаконивает демократический политический строй, отвечающий воле народа. Она дает в руки народа свободу выбора общественных сил, партий и лидеров, способных реализовать намеченные задачи. В Конституции Республики Беларусь подчеркивается: «Политические партии, другие общественные объединения... содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах» (Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997. С.5).

Одна из очевидных черт многопартийности — чередование партий у кормила власти, исключающее возможность узурпации власти одной партией, а в обществе— длительного застоя. Как показывает опыт многих стран, общество с однопартийной системой подвержено серьезной опасности: нет конкурента, ревниво следящего за правящей партией, подвергающего критике каждый ее шаг; нет угрозы отстранения правящей партии от власти, что не способствует лучшему ведению государственных и общественных дел и др.

Эту проблему для нас полезно рассмотреть в историческом плане. Автором концепции чередования партий у власти в переходный период и связанной с этим возможностью изменения в положении самой коммунистической партии (возможность перехода ее в оппозицию) был не кто иной, как В.И. Ленин (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.34. С.11 — 17; Т.35. С.72 — 76). Как известно, к октябрю 1917 г. в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 национальных политических партий. Наиболее крупными по численности считались: партия социалистов-революционеров (эсеры), Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), Российская социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков), Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты).

После Октябрьской революции 1917 г. началось формирование первой советской многопартийности. Уже на II Всероссийском съезде Советов был избран верховный государственный орган власти — ВЦИК в составе 101 члена, куда вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, социал-демократа (меньшевики-националисты), 3 социалиста, 1 эсер-максималист.

Утвердившись в результате Октябрьского вооруженного восстания, пройдя изначальный путь своего развития в рамках II съезда Советов, советская многопартийность, обстреливаемая меньшевиками и кадетами, монархистами и правыми эсерами, сделала свои первые шаги. К началу 1918 г. она "повзрослела". Избранный на III Всероссийском съезде Советов ВЦИК состоял уже из 160 большевиков, 125 левых эсеров, 2 социал-демократов-интернационалистов, 3 монархистов-коммунистов и 2 меньшевиков. Это был самый многопартийный ВЦИК.

Многопартийная система в Беларуси сложилась в начале ХХ в. К советскому времени в ней наиболее известными и влиятельными были следующие партии: Белорусская социалистическая громада, БУНД, Российская социал-демократическая партия (большевиков). Однако советская многопартийность не выдержала испытания на прочность и завершила свое существование после эсеровского выступления в июле 1918 г. В определенной степени это результат деструктивных действий оппозиции, которая, будучи недовольной узаконением большевистской власти, повела против большевиков как открытую, так и закулисную борьбу.

И все-таки основную долю ответственности за то, что новая советская многопартийность зачахла уже в младенческом возрасте, несут большевики, полагавшие, что могут успешно управлять государством и при однопартийной системе. Остальные партии были поставлены вне закона и прекратили свою деятельность.

Надо признать и другое: на долю первой советской многопартийности история все-таки возложила непосильную ношу. Крайне сложное экономическое положение страны, существующие острые противоречия, проникающие во все сферы общественной жизни, в том числе и в межпартийные отношения, не позволили тогда сложиться многопартийной системе как средству ускорения общественного прогресса. Оказавшись ареной бескомпромиссной борьбы между большевиками и оппозиционными партиями, советская многопартийность в конечном итоге сошла с исторической сцены. (Об этом подробнее см.: Бутенко А.П. Советская многопартийность: проблемы формирования. М., 1991. С. 12 — 25.)

Делая выводы из исторических уроков, преподнесенных многолетней политической монополией КПСС, в ряде государств СНГ ищут ныне новые формы социально-политической жизни, отвергнутой ранее многопартийности. Последняя же, как убедило время, является развитой и действенной формой политического плюрализма, успех которого во многом определяется тем, насколько правильно общество и его лидеры оценивают роль многопартийности, как, какими путями и средствами, а также в каких формах будет осуществлена такая многопартийность.

Процесс формирования многопартийности идет и в Республике Беларусь. Он обусловлен целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и воздействием достаточно широкого общественного мнения о необходимости политического плюрализма. Во-вторых, убежденностью в непригодности однопартийной системы. В-третьих, кризисом экономической и политической систем советского общества, к которому привело руководство КПСС. В-четвертых, развалом Советского Союза и КПСС. В-пятых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилились идеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашего государства. И в-шестых, это процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества. Нынешнее общество в целом стало достаточно сложным, неоднородным. Налицо различия между отдельными его слоями, несовпадение их социальных и политических интересов. А это требует выражения и защиты данных интересов со стороны определенных политических партий.

Современный период становления многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца XIX — начала ХХ в. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм — капитализм — социализм, а теперь — ... социализм — капитализм — неопределенный общественный строй. Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно выделить следующие: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др.

Уже в конце 80-х гг. в нашей республике насчитывались десятки различного рода "неформальных" образований и движений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широких массовых движений.

Этому способствовал вступивший в силу в конце 1990 г. в бывшем СССР Закон "Об общественных объединениях", который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийности содействовал и принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г. Закон "О политических партиях". Правда, закон значительно ужесточал процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. И еще один существенный момент определял закон: финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то же время он позволяет вкладывать капиталы частным лицам. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г. на базе ряда организаций общедемократической ориентации, критически оценивавших деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшей из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После XXVIII съезда КПСС она заявила о своем выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 — 4 ноября 1990 г., Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.

По своей идейной ориентации это была партия, стоящая на позициях либерализма. Позже эта партия объединилась с Гражданской партией и стала называться Объединенная гражданская партия.

Второй по счету 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.

22 мая 1991 г. зарегистрирована Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) — третья по счету новая политическая партия в республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии, считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады. Создана БСДГ в основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Свое место в общественно-политической жизни республики партия определила как "левоцентристская партия парламентского типа".

Самую многочисленную в Беларуси политическую силу представляют коммунисты. Они сейчас объединены в две партии: Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. Каждая из партий насчитывает, по их данным, свыше 10 тыс. членов. В программных документах этих партий сложно найти различия. Они больше всего выражаются в позиции партий по отношению к существующему режиму. Если ПКБ относится к нему резко отрицательно, то КПБ — всячески его поддерживает

Фактически обе партии в экономической политике отстаивают социалистический способ производства, выступают за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. В социальной политике партии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.

Повторим, процесс возникновения и становления политических партий в Беларуси идет сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 2б января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. Для создания республиканского профессионального союза необходимо "не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) — не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек" (Сов. Бел. 1999. 28 янв.).

В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица. По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и зарегистрировано 17 политических партий и около 1200 общественных объединений.

Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин. Во-первых, учитывая то, что некоторые партии не имели организационных звеньев на местах, не вели никакой работы, Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействующими. Среди них — Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия "Очищение"

Во-вторых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия в несанкционированных мигах. К числу таких отнесена Белорусская партия любителей пива.

В-третьих, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные. Вместе с тем сегодня по количественному составу большинство белорусских политических партий крайне малочисленны и насчитывают от 500 до 700 членов.

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном нелиберальной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести партии, которые своей программной целью ставят форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Белорусский народный фронт, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия и др.).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная громада".

Третью группу составляет левая сторона политического спектра и включает в себя Партию коммунистов белорусскую, Коммунистическую партию Беларуси, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.

В целом партийная система нашей республики, находясь в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер. Естественно, это подрывает устойчивость политической и неполитической среды, а также государственности, национального согласия.

Как свидетельствуют исторический опыт и современная практика, на национальное согласие положительное воздействие оказывает стабильная партийная система с предсказуемыми лидерами. Поэтому и в дальнейшем весьма желательны укрупнение политических партий на основе объединения "родственных", близких по идейно-программным установкам политических партий, завоевание ими устойчивого влияния среди населения Беларуси, формирование сбалансированного политического спектра.

На вопрос, куда идет сегодня белорусская многопартийность, ответить непросто. Некоторые партии, как бь1ло сказано, сливаются в одну, в результате чего утрачивают лидерство их основатели. Другие пока держатся на плаву, помалу теряя свой авторитет в обществе. Кстати, рейтинг политических партий республики в последнее время резко упал. По десятибалльной шкале ведущие из них не набирают даже трех баллов. Возник как бы замкнутый круг: с одной стороны, партии — продукт общества, достигшего определенного уровня развития, а их нынешняя слабость — естественное следствие посттоталитарного развития; с другой — общество не может быть интегрировано в демократическое государство без активного участия сильных партий.

Возможность формирования и деятельности политических партий предусматривается ст. 5 Конституции и Законом Республики Беларусь "О политических партиях". Политические партии, говорится в Конституции, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В Законе "О политических партиях" устанавливается право политических партий влиять через своих представителей в выборных гоcyдарственных органах на выработку соответствующих решений. Эти положения в целом соответствуют отводимой партиям роли в современных политических системах.

В современном белорусском обществе идет медленный процесс становления многопартийности. Одновременно с формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социальных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Действующие же в Беларуси политические группировки, именуемые политическими партиями, пока представляют из себя тот субстрат, из которого будут агрегироваться реальные политические партии.

Как показывает мировой опыт, для стабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух или многопартийные (трехпартийные) системы.

На формирование стабильной и эффективной партийной системы должно быть сориентировано избирательное законодательство Республики Беларусь — главный инструмент управления данным процессом. Очевидно, если внести соответствующие коррективы в действующее избирательное законодательство, белорусское общество может выйти не более чем на трехпартийную политическую систему.

Во-первых, это может быть левое, или государственно-социалистическое, политическое течение, для которого приоритетными будут являться идеи коллективизма, солидарности, равенства и социальной справедливости, развития государственного и кооперативного секторов экономики.

Во-вторых, центристское, или либерально-консервативное, политическое течение, которое в наших условиях будет отстаивать такие идеи, как преемственность в экономическом, политическом и культурном развитии народа, приоритет интересов нации, становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики, усиление исполнительных структур государственной власти, укрепление суверенитета и международных позиций страны.

В-третьих, правый, или национал-либеральной (национал-демократический), политический блок, участники которого будут акцентировать идеи свободы и индивидуальных интересов личности, развития частного предпринимательства, приоритета права, становления парламентарных форм политической жизни.

Нетрудно видеть, что первое и второе политические течения в своих существенных чертах не противоречат друг другу. Социальную основу обоих составляют широкие слои населения страны — рабочие, крестьяне, госслужащие, национально ориентированные предприниматели, работники бюджетных учреждений, ученые, пенсионеры. Действуя в рамках национально-государственной идеологии, но расходясь по вопросам политической тактики или выбора социально-экономических приоритетов, они могут попеременно менять друг друга у власти. Та же из этих сил, которая в результате выборов будет терять бразды правления, окажется по отношению к власти в конструктивной оппозиции.

Что касается третьего течения, то оно оказывает и будет оказывать обновляющее воздействие на протекающие в нашем обществе процессы. Однако переход всей полноты государственной власти в руки его представителей в., обозримой перспективе вряд ли возможен.

Мы полагаем, что из перечисленных формирующихся политических течений именно два первых в конечном счете займут доминирующее положение в структуре политических сил страны, так как составляющие их содержание социальные ценности в наибольшей мере соответствуют социокультурной идентичности и менталитету белорусов. Однако о реальных контурах партийной системы Беларуси и ее стабильности можно будет говорить лишь после проведения в стране всеобщих выборов как минимум ,2 — 3 раза.

Названные и другие проблемы могут получить свое разрешение только в условиях демократизации общества. Любые проявления авторитаризма затормозят становление и укрепление многопартийности в Республике Беларусь. Только свобода информации, плюрализм мнений могут сформировать у широких масс реальное представление о политической деятельности и активной гражданской позиции, обеспечив тем самым симпатии и поддержку политическим партиям. Необходимы также глубокие социально экономические преобразования, реальное улучшение благосостояния граждан, повышение уровня их политической культуры.

Итак, политические партии создали демократию и являются гарантом ее осуществления. Положение партий в политической системе отражает сущность любого политического режима.

Белорусское общество находится на начальном этапе складывания многопартийности. Поиск нахождения, отлаживания механизма отношений властей с политическими партиями ставит своей задачей "включение" всего множества партий в политическую систему страны, поскольку они — главные компоненты этой системы. Пристальное внимание властей должны составлять не расхождения во взглядах на пути, формы и методы решения проблем, а тревога за то, что не найдены общие подходы к решению общегосударственных задач, что в государственную колесницу запряжены не все, кто бы мог облегчить, ускорить ее ход

< Назад   Вперед >

Содержание