§ 1. Сущность, содержание и функции политической культуры
Политическая культура – это система исторически, сложившихся, отно-сительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений лю-дей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.
Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. [c.280] Результат и мера политической культуры – политический человек, качество политической жизни общества в целом.
Политическая культура – это характеристика творческой деятельности чело-века в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная, “опредмеченная” в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Характер вла-сти, ее формы, прерогативы, методы действии и отношения с рядовыми гражданами во многом зависят от общего культурного уровня развития об-щества, типа утвердившейся в нем политической культуры.
Автором понятия “политическая культура” является немецкий просветитель И. Гердер (1744–1803), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики. В работе “Идеи к философии истории человечества” (1784) он впервые ввел в научный оборот словосочетания “политическая культура”, “зрелость политической культуры”, “носители политической культуры”1. За рубежом весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, М. Дюверже, Л. Пай. Термин “политическая культура” широко использовали в своих трудах Н.А. Бердяев, В.И. Ленин и другие российские мыслители. Среди Современных известных российских исследователей политической культуры можно выделить А.А. Галкина, К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, А.И. Соловьева и др. “Политическая культура, – говорится в книге российского политолога К.С. Гаджиева, – это “ценностно-нормативная система, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему”2.
Политическая культура характеризует уровень освоения человеком и обще-ством политических идей, взглядов, концепций, программ; степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; зрелость и компетентность в оценках политических явлений. Она указывает на специфические, политические ориентации – установки людей относительно политической системы и собственной роли в политике. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, отраженную и “пережитую” в знании, чувствах и оценках его членов. Политическая культура–это комплекс представлений той или иной национально-культурной или социально-профессиональной общности или группы о мире политики, политических взаимоотношениях, законах и правилах их функционирования. [c.281]
Политическая культура включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отно-шений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, полити-ческие ориентации людей по отношению к власти, собственной политиче-ской позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации;
религиозно-политические ориентации и оценки.
В структуре политической культуры целесообразно выделять познаватель-ные, нравственно-оценочные и поведенческие элементы.
Познавательные элементы политической культуры включают знание и по-нимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране по-литических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и обществен-но-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.
Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультур-ные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной дея-тельности в сфере политики; политическую самооценку.
Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и ак-тов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.
Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества.
Можно сказать, что политическая культура – это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. [c.282] Внутри политической культуры выделяются как когнитивные ориентации (знания о политике), так и аффективные ориентации (чувства и эмоции по поводу политики).
В своем реальном движении политическая культура, существует в двух ос-новных деятельных формах: а) в духовной (духовно-практической), включа-ющей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы, проявление чувств в политике; б) в предметно-функциональной (определен-ные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующей достижения политологической мысли, характер политического процесса). Обе формы тесно взаимосвязаны, воплощены или воплощаются в политических процессах и политической жизни общества.
Чем демократичнее принципы политического властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры. Отсюда политическая культура – это совокупность служащих определенным социальным субъектам образцов, форм, ценностных характеристик политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия и являются наиболее типичными для данной политической системы, социальной группы и индивида способами выражения и реализации политической свободы.
Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и выступает определенным способом ее осуществления, представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов пове-дения социального субъекта (личности, группы, класса, общества) в истори-чески определенной системе политических отношений и политической дея-тельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политиче-ский опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидуумов, уровень их представлений о власти, и политических отношениях, их способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять соответствующую политическую позицию в ней, выражаемую в конкретных социальных действиях.
Именно поэтому политическая культура влияет на политическую жизнь об-щества в целом, на все, что связано с проблемами власти и управления, уча-стия людей в политике, а также на пограничные зоны: взаимодействия поли-тики и права, политики и экономики, политики и нравственности.
Политическая культура является структурным элементом политической си-стемы, хотя и функционирует относительно самостоятельно. Политическая культура, функционирующая в обществе в данное время, отражает в опреде-ленной мере историю развития его политической системы с давних времен. [c.283] Политическая культура тысячами нитей связывает государство – центральный институт политической системы – с гражданским обществом; она активно воздействует на политическую систему, способствуя или противодействуя ее прогрессивному развитию; демократизация политической системы немыслима без достаточно высокой политической культуры граждан и других политических субъектов общества.
Политическая культура является не только результатом, но и единым, дина-мичным процессом созидания и освоения всех присущих данному политическому строю ценностей и ориентации. Включение в политическую культуру деятельного момента функционирования личности не дает оснований отождествлять конкретную деятельность с самой культурой. Последняя характеризует только качественную сторону деятельности человека в сфере политики, его способ мышления и поведения, содержащий в себе целостность отношения личности к процессу и результатам своей деятельности.
Интегрирующим элементом политической культуры выступает политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей оказывают доминирующая в обществе система мировоззренческих позиций, ценностно-нормативных установок. Причем наибольшее влияние на характер политической культуры, политическое участие, политическое поведение оказывают те политические ценности (демократические, либеральные, авторитарные и др.), которые относятся к категории устоявшихся, получивших определенную эмоционально-чувственную окраску, ценности, “пропущенные” не только через сознание, но и через “душу” человека.
Составной частью политической культуры является электоральная культура общества. Если политическая культура включает в себя весь комплекс субъ-ективных ориентации в отношении политики, то электоральная культура, включает в себя только те ориентации, которые определяют позиции и поведение граждан в избирательном процессе.
Электоральная культура включает: отношение к выборам как форме поли-тического поведения; партийную идентификацию; идентификацию по отно-шению к партийным лидерам и кандидатам; оценки политических событий, влияющих на выборы.
Политическая культура – это многомерное явление, имеющее глубокие исторические и психосоциальные корни. Наряду с рациональными позициями и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные иррациональными и в силу этого не поддающимися простому причинно-следственному объяснению факторами. [c.284]
Определяя ареал политической культуры следует исходить из того, что при-менительно к сфере политических отношений она характеризуется всеобщ-ностью присутствия. Политическая культура как бы растворена во всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического процесса. Иначе говоря, эти отношения пронизаны определенными политико-культурными феноменами, несут на себе следы их воздействия.
В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты. Первые определяются общественно-историческими, нациолально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейшие правила общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты – это политические настроения, быстроменяющиеся политические взгляды, оценки и др.
В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоцио-нально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социаль-но-экономических и политических интересов, социального статуса различ-ных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов со-ответствующих ориентации, установок; второй – на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определя-ются прежде всего социально-культурными и социопсихологическими фак-торами.
Политическая культура – часть общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание.
Компоненты политической культуры, детерминированные рядом долговре-менных факторов, характеризуются относительной устойчивостью, живуче-стью и постоянством, подвержены медленным изменениям, даже в процессе глубоких социальных преобразований. При этом в качестве одного их таких долговременных и устойчивых факторов выступает конфессиональный фактор и, соответственно, одним из важнейших системообразующих компонентов политической культуры является религия. Многие политологи обращают внимание на значимость конфессионального элемента в качестве своего рода субкультуры в рамках политической культуры того или иного общества.
Ценностные характеристики любой цивилизации и политической культуры невозможно понять и проанализировать без учета места и роли в
них религии. [c.285] Конфессиональный фактор, непосредственным образом воздействует на формирование политических представлений, установок, ориентации и тем самым определяет или предопределяет специфику политического поведения людей.
Любое сообщество характеризуется неоднородностью имеющихся в нем политических структур. Это обусловливает наличие разнообразных и противоположных интересов и потребностей социальных групп, отдельных личностей, по-разному формирующих компоненты своих политических культур, которые в той или иной степени инкорпорированы в политическую культуру сообщества. Значимость конфессионального фактора как системообразующего компонента политической культуры заключается в том, что религия выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, поскольку содержит в себе комплекс общезначимых морально-культурных императивов и традиционалистских ценностей и установок. Она воздействует как непосредственно, так и опосредованно на процессы интеграции индивидов в политическую систему. Это осуществляется через усвоение людьми религиозных норм и предписаний в качестве нормативных стандартов и установок, влияющих на формирование политических идей, взглядов и образцов политического поведения.
Необходимо учитывать степень влияния религиозной традиции на такие ба-зисные ценности социально-политической культуры, как права и свободы человека, представления о характере власти, правила соблюдения зако-на.
Для анализа политической культуры можно использовать понятие “нацио-нальный характер”, который можно трактовать как комплекс типичных об-разцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Одним из первых сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера дал российский философ Н.А. Бердяев. “В каждой народной душе, – писал он, – есть свои сильные и слабые стороны, свои качества и свои недостатки”3.
Важную роль в политической культуре общества играют традиции. Именно им присуще уникальное качество, обеспечивающее сохранение непрерывно-сти исторического (а значит, политического) процесса. Существенно и место стереотипов. Они формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные, а и иногда дезинтегрирующие функции. В понятие “политическая культура” входит и политический миф. [c.286]
Политическая культура как фундаментальное явление может быть осмыслена лишь в связи со всеми сторонами общественной жизни. Она обогащается и обновляется в процессе изменения различных сфер общества. В то же время политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.
Политическая культура оказывает влияние на ход и оценку политических действий. С другой стороны, политические действия также создают и изме-няют образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, – это неэффективность политических действия.
Политическая культура свидетельствует о том, что традиции общества, дух его публичных институтов, страсти и коллективный разум его членов, а так-же стиль и действующие кодексы поведения его лидеров и большинства граждан – не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую паутину взаимоотношений Политическая культура образует своеобразную матрицу политического развития. Она дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу – увязанную и сопряженную структуру ценностей, обеспечивающих определенную взаимосвязанность функционирования институтов и организаций; представляет политические идеалы, оперативные политические нормы, придает содержание и целостность всей политической сфере, представляет некие рамки, в которых члены общества принимают или отвергают законность существующей политической системы общества. В процессе “накопления” и развития политической культуры складывается определенный политический опыт, формируются стереотипные (традиционные) способы действия и восприятия поли-тических явлений, политические установки.
Показателем политической культуры является материализация в политиче-ских институтах, выработанных историческим развитием человечества эф-фективных принципов их деятельности: эффективного и рационального по-литического руководства обществом, социальной ориентированности поли-тики, свободы и ответственности всех граждан, демократии, гласности, плюрализма и др. Через конкретно-историческую организацию политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные стандарты и представления о том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические конфликты, каков реальный механизм подбора и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в политическом процессе. [c.287]
Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти.