Технология проведения избирательных кампаний. Референдумы
Избирательная кампания по отношению к государству включает мероприятия государства по организации и проведению выборов. Это практически организационная часть избирательной системы страны, которую называют также избирательной процедурой. Она состоит из следующих стадий назначение даты выборов; создание избирательных органов (комиссий), ответственных за проведение выборов организация избирательных округов, районов, участков; регистрация кандидатов в депутаты организация финансовой поддержки выборов; печатание бюллетеней охрана порядка в ходе проведения выборов; определение результатов голосования извещение избирателей о результатах выборов. Избирательная кампания по отношению к отдельным депутатам и партиям, — это система мероприятий, проводимых соперничающими партиями или кандидатами на выборах, а также процесс общения кандидата и электората по поводу власти. В этом значении понятие "избирательная кампания" тождественно понятию "предвыборная кампания".
Успех избирательной (предвыборной) кампании в значительной мере зависит от технологии ее проведения.
Социально-политическая технология представляет собой совокупность конкретных действий и мероприятий последовательно реализуемых для достижения поставлен ной политической цели.
Избирательные кампании, независимо от типа вы ров, имеют одинаковые этапы, границы которых определяются законами о выборах данного государства: 1) выдвижение кандидатов и создание основы предвыборной кампании; 2) выработка стратегии и тактики избиратель ной кампании; 3) агитационная кампания. Избирательная кампания официально начинается после объявления дат проведения выборов. Обычно это прерогатива государственных органов и должностных лиц. В Республике Беларусь подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно (ст. 65). Так, выборы Президент назначаются Палатой представителей (ст. 81). Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочередные выборы в палату представителей, Совет республики местные представительные органы (ст. 84).
Выдвижение кандидатов осуществляется после назначения даты выборов.
После заявления кандидата о решении баллотироваться на выборную должность он создает штаб, в который входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика проведения кампании, технический секретарь. Штаб координирует работу команды, состоящей из доверенных лиц, а также групп поддержки, агитаторов, связи со СМИ, социально-политологического обеспечения, активистов-добровольцев и спонсоров.
На данном этапе решаются вопросы о социально-политологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связи со СМИ, помещении, транспорте, технике и т.п.
Социально-политологическое сопровождение избирательной кампании — это совокупность специальных исследований, проводимых с целью сбора разнообразной информации для кандидата и избирателей. Такие исследования дают возможность кандидату ознакомиться с социальной и политической структурой электората, выявить мнение избирателей о кандидате и его предвыборной платформе. Тем самым социально-политологическое сопровождение способствует формированию оптимальной для кандидата избирательной стратегии и тактики.
Социально-политологическое сопровождение включается исследование предвыборной ситуации и ее мониторинг.
Исследование предвыборной ситуации включает в себя изучение следующих вопросов социально-профессиональная, демографическая и национально-религиозная структура избирательного округа социально-экономические условия в избирательном округе (уровень материального благосостояния, криминогенной обстановки, торгового и медицинского обслуживания, работа школ, учреждений коммунального хозяйства и т.д.);
Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа; особенности политической структуры в регионе (количество различных партийных организаций, клубов, авторитет других претендентов и т.д.); активность общественно-политических организаций и объединений.
Особое внимание уделяется получению сведений об авторитетности самого кандидата, т.е. не только о его социально-политической ориентации, но и его образе (имидже). С этой целью в предварительное исследование включается блок вопросов, позволяющих выяснить мнение избирателей о профессии, образовании, возрасте, поле, пapтийности, внешнем облике и других особенностях кандидата. Из совокупности ответов на указанные и другие вопросы можно составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата.
Получив предварительную информацию и зная свои ресурсы (материальные, временные, человеческие), кандидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании.
Мониторинговые исследования обеспечивают контроль за состоянием ряда важных характеристик электората, а значит, раннее предупреждение кандидата о нежелательных или, наоборот, благоприятных изменениях в общественном мнении избирателей. Такие исследования обычно проводятся 2 — 5 раз в период между регистрацией и днем голосования.
Таким образом, социально-политологическое обеспечение — важное мероприятие при проведении избирательной кампании, но очень дорогостоящее. Безусловно, не каждый кандидат сможет найти средства для финансирования этих исследований.
Важным элементом первого этапа является формирование денежного фонда кандидата (партии). Финансов средства для проведения предвыборной кампании неодимы для организации выдвижения кандидата, его встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио и в печати с изложением своей предвыборной платформы, для размножения разного рода печатной продукции, организации рекламы и др. Финансирование избирательных кампаний обычно регулируется законодательством государства.
Первый этап избирательной кампании заканчивается регистрацией кандидатов в избирательных комиссиях в coответствии с законодательством государства. Так, регистрации кандидатов в президенты. Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до дня выборов.
На этом этапе также решаются вопросы о социально-политологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связях со средствами массовой информации, помещении, транспорте, технике и т.п.
Выработка стратегии и тактики избирательной кампании осуществляется на втором этапе, когда кандидат и его команда одновременно работают по нескольким направлениям.
1. Разработка предвыборной программы (платформы) кандидата. Предвыборная программа представляет собой пакет четких для избирателей предложений, направленных на решение в будущем наиболее важных проблем как на государственном, так и на местном уровне (в зависимости от типа выборов).
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь программа кандидата в органы власти страны не должна содержать пропаганду войны, призыв к насильственному изменению или свержению существующего государственного или общественного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, к национальной, религиозной и расовой вражде.
2. Создание привлекательного образа кандидата посредством политического маркетинга (англ. market — рынок). Его родиной являются США, где впервые полвека тому назад кандидат в президенты Д. Эйзенхауэр обратился к услугам рекламного агентства для организации своей предвыборной кампании.
Политический маркетинг — это совокупность теорий, средств и методов, посредством которых корректно и целенаправленно выявляются и подчеркиваются для различных социальных и национальных групп именно те реальные качества и достоинства кандидатов, претендентов на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. Политический маркетинг определяет формы общения с избирателями, а также то, что, кому и как говорить (безусловно, в рамках своих убеждений). Кроме того, к кандидату предъявляется ряд требований:
• известность в рамках данного избирательного округа;
• профессиональная компетентность;
• владение навыками ораторского искусства и полемики, лексикон кандидата;
• умение быстро ориентироваться в случае неожиданного изменения ситуации;
• умение непринужденно и естественно держаться и верить перед микрофоном, телекамерой.
• умение слушать людей;
• способность управлять своими эмоциями;
• наличие определенного уровня здоровья, позволяю выдерживать большие психологические и физические
нагрузки;
• обладание некоторыми элементами артистизма;
• способность работать в составе команды в качестве ера или одного из ведущих членов, что предусматривает готовность подчиняться требованиям руководителя команды;
• умение осуществлять представительные функции, выражая интересы различных социальных групп в различных аудиториях.
В странах с развитым парламентаризмом на политический маркетинг партии тратят ежегодно миллиарды. Долларов. Наиболее законченную форму он приобрел в США, где действуют множество фирм и агентов, которые играют важную роль в организации и проведении различных политических кампаний. Согласно данным эксперимента по политическому маркетингу, проведенного политологом Д.И. Выдриным в Москве, маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1,7 раза.
3. Формирование стратегии и тактики избирательной, кампании. Стратегия избирательной кампании — это система мероприятий и направлений политической деятельности, последовательная реализация которых способствовала бы достижению победы на выборах данного кандидата (партии). Тактика избирательной кампании представляет собой совокупность приемов и форм политической деятельности, направленных на достижение кандидатом и его командой стратегической цели.
При разработке стратегии и тактики избирательной кампании особое внимание уделяется стратегическим и тактическим вопросам организации и проведения агитационной кампании.
Третьим этапом избирательной кампании является, проведение агитационно-пропагандистских мероприятий направленных на избрание данного кандидата. Его главная цель — завоевание голосов как можно большего числа избирателей. Среди форм агитационного воздействия на первое место выдвигаются встречи кандидата с избирателями во время которых он разъясняет основные положения своей предвыборной платформы. Одновременно он старается опровергнуть аргументы соперников. Конечно, кандидат не может лично встретиться со всеми избирателями округа. На такие встречи выезжают также его доверенные лица, которые рекламируют не только его предвыборную программно и политические, профессиональные, личные качества самого претендента. Кроме того, большое влияние на мнение и выбор избирателей оказывают публикации в газетах, выступления кандидата по телевидению и радио, издания предвыборных плакатов, листков и их распространение среди избирателей округа.
Телевидение стало доминирующим средством массовой информации: оно играет главную роль в политическом процессе государства.
Теледебаты между конкурирующими кандидатами на выборные должности становятся одним из главных инструментов предвыборной борьбы во всех индустриально, развитых странах, в том числе и в Беларуси. В своих телевизионных выступлениях кандидаты стремятся: довести до избирателей позитивную информацию о себе и негативную информацию о своих соперниках сравнить кандидатов и их программы;
дать ответы на критику со стороны оппонентов. Вместе с тем телевидение не вытеснило традиционные средства, используемые в избирательных кампаниях: листовки, плакаты, интервью, аналитические обзоры, комментарии в газетах, а также передачи по радио.
Государственные органы также обязаны содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, выделять на территории каждого избирательного округа наиболее посещаемые гражданами места для размещения предвыборной агитации.
В некоторых государствах агитационная кампания завершается за один день или несколько суток до голосования. Это делается с целью предоставления избирателям возможности самостоятельно, без постороннего давления сделать решение не только о голосовании, но и о выборе кандидата, за которого предстоит отдать голос в день выборов.
В Республике Беларусь агитация в день выборов запрещается. Итак, агитационная кампания — третий этап предвыборной борьбы — завершена. Настает день выборов, когда избиратели имеют возможность реализовать свое право на голосование. День выборов — кульминационное событие для всех участников избирательной кампании. Посредством голосования избиратели определяют состав органов власти. Сообщение об итогах выборов депутатов публикуется в печати. В большинстве современных государств голосование является правом, но не обязанностью. Однако значительная часть электората не желает реализовывать это право, уклоняется от участия в голосовании на выборах. Подобное электоральное поведение называется абсентеизмом, (от лат. absens — отсутствующий). Абсентеизм существует в любом обществе. В настоящее время намечается его рост. Особенно он высок в США, а также в Великобритании, Италии, Франции и других высокоразвитых странах (до 50 % избирательного корпуса не является на выборы). Причины, обусловливающие абсентеизм, могут быть разные: падение доверия граждан к институтам власти, безразличие и разочарование избирателей в возможных результатах выборов. Значительная часть электората не приходит к урнам потому, что заранее согласна с любой из предложенных программ тех политических партий или независимых кандидатов, которые баллотируются в их избирательном округе. Неучастие в выборах является также формой выражения протеста против существующих порядков, отношения к предлагаемым реформам или к избираемым лицам. Абсентеизм наиболее распространен среди молодежи, лиц с низким уровнем образования и политической культуры, малообеспеченных слоев населения. В современной Беларуси наметилась тенденция увеличения проявления абсентеизма. Это обусловлено падением жизненного уровня большей части населения, кризисом массового сознания, конфликтом ценностей и т.п.
Для уменьшения абсентеизма во многих странах введено обязательное голосование. Это означает, что голосование является не только правом, но и обязанностью, за выполнение которой предусмотрены различного рода санкции (административные, уголовные). Так, в Австралии и Бельгии лица, уклоняющиеся от участия в выбор, подвергаются денежному штрафу, в Австрии — четырехнедельному тюремному заключению или крупному денежному штрафу.
Республике Беларусь голосование не является обязательным. Избиратель сам принимает решение о своем участии в выборах.
Наряду с выборами одной из форм волеизъявления граждан является референдум (от лат. referendum— что должно быть сообщено) — особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Первый в истории референдум был проведен в 1449 г. в Швейцарии референдум, проводимый для решения территориальных вопросов, называется плебесцитом (от лат. plebs — простой народ + sciturn — решение, постановление). Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, сферы применения и способа проведения. Референдум конституционный — с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней. Референдум законодательный дает возможность проводить утверждение проекта акта текущего законодательства. Референдум может носить обязательный или консультативный характер. Результаты обязательного референдума получают силу закона, который никто не имеет права отменить. Решения, принятые на консультативном референдуме, лишь принимаются к сведению институтами власти и впоследствии могут быть учтены при принятии решений.
Как любое социальное явление, референдум им свои плюсы и минусы. С одной стороны, он способствует наиболее полному выявлению воли народа. С другой стороны, организаторы референдума, желая отвлечь внимание народа от жизненно важных проблем, предлагают на обсуждение второстепенные вопросы. Есть примеры, когда выраженная на референдуме воля народа игнорируется власть предержащими (например, результаты референдума 17 марта 1991 г. были проигнорированы правящей элитой Советского Союза).
Проведение референдумов предусмотрено и Конституцией Республики Беларусь (ст. 73 — 78). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдум может быть назначен президентом собственной инициативе, по предложению обеих палат Национального собрания либо по предложению не е 450 тыс. граждан, обладающих избирательным прав том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей г. Минска. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе, либо по предложению граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В них участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.
Проведенные в 90-е гг. в Республике Беларусь президентские, парламентские, муниципальные выборы показали, что институт выборов как таковой сформировался. В стране есть политический рынок, конкурентная борьба. Тем не менее эффективность выборов зависит от ряда политических, экономических, социальных, правовых, культурных условий, нравственных ценностей, доминирующих в обществе. Последнее в свою очередь накладывает отпечаток на уровень политической культуры и активности главных участников выборов — избирателей.