ТЕМА 8. Государство как базовый институт политической системы.
Вопросы, связанные с государством, изучаются в рамках целого ряда общественных наук: политической истории, философии, экономической теории. Политический аспект изучения государства допускает анализ его политических характеристик, целей, заданий, функций, форм политического правления в современном мире.
В самом общем смысле сущность государства можно определить как политическую общность, структуру, имеющую определенную организацию политической власти, управления социальными процессами на определенной территории. Однако это управление нуждается в дополнительных характеристиках.
Были времена, когда государство трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно организует и представляет. Потом появились расхождения: общество без государства и общество с государством. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе большой группой людей. В обществе с государством предусматривается наличие центральной политической власти, что опирается на административный аппарат и строит свою деятельность на основе юридических норм.
Однако наиболее четкого разграничения государства, общества и индивидов осуществили такие ученые Нового времени, как Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др. В сочетании “индивид-общность-государство” они выделили каждое понятие и доказали, что, существующие в свободном, полудиком состоянии индивиды сначала образовали общество (в результате экономического и другого взаимодействия), а затем – государство (для защиты своей безопасности и естественных прав и свобод).
Общим для многих определений государства есть подход к нему как к универсальной ценности, без которой невозможно человеческое сосуществование, констатация ее властеобразующей и особенной духовной роли.
Не существует общей точки зрения относительно сущности государства, причин и условий его возникновения. Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, опираясь на тезис, что “вся власть от Бога”.
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, что возникает в результате соединения родов в племена, племен у общности, государства.
Договорная теория понимает государство как общественный договор, в соответствии с которым люди с целью надежного обеспечения своих естественных прав, воле, защите личности и собственности соглашаются создать государство.
Согласно марксистской теории государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы в связи с разделением труда и появлением частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе малоимущих.
Теория насилия трактует государство как результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания.
Чаще всего государство определяется как основной институт политической системы общества, который осуществляет управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Государство как политический институт имеет ряд признаков:
1) выступает как единственная территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории;
2) представляет собой особую организацию политической власти, владеющую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно руководят обществом;
3) организует общественную жизнь на основе права, регулирует жизнь общества с помощью законов, которые имеют общеобязательный характер;
4) представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любой другой власти внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами;
5) имеет в своем распоряжении систему принудительного взимания налогов и других обязательных платежей.
Основными атрибутами государства являются:
• территория – физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция;
• население – совокупность людей, которые живут на территории данного государства и подчиняются его власти;
• публичная власть – органы, которые выполняют функции управления.
Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией.
Государственная власть – это главная объединительная, организующая и принудительная сила общества.
Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы, в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установки опосредствуются государством, получают политическую форму.
В государственно-организованном обществе для поддержки его нормальной жизнедеятельности, решение заданий, которые стоят перед государством, необходимо функционирование разных государственных организаций.
Механизм государства представляет собой систему государственных организаций, с помощью которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное управление обществом.
Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задания, является “приводным ремнем” общего механизма, в котором все организации действуют согласованно, в единой системе.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма государства, кроме государственного аппарата, входят государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в разных сферах: экономической, социальной, культурной, правоохранительной, а также в сфере науки, образования, охраны здоровья.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности с целью производства или его обеспечения, выполнения разных работ и предоставления многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, получения прибыли и т.п.
В большинстве современных государств выделяют два вида функций согласно с местом их осуществления: внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и т. др. Среди внешних функций выделяют функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой и другой сферах с другими странами и функцию оборони страны.
Все функции государство осуществляет через право. Отсюда вытекают три основные формы деятельности: 1. Правотворческая – разработка и принятие законов. 2. Правоисполнительная – выполнение норм права. 3. Правоохранительная – контроль и надзор за выполнением законов и принуждение относительно тех, кто их нарушает