Тема: Политические идеологии

Цель: раскрыть понятие, сущность политической идеологии, содержание основных идеологических течений.



План:

1. Понятие, сущность и функции политической идеологии.

2. Основные политические идеологии современности.

а.) Либерализм и неолиберализм.

б.) Консерватизм и неоконсерватизм.

в.) Марксизм

а.) Коммунизм

б.) Социал-демократизм

3. Другие политические идеологии современности.



Основные понятия: идеология, политическое сознание, либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, большевизм, анархизм, национализм, фашизм.



Литература:

Основная:

1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – с.268-280.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с.444-489.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с. 349-377.

Дополнительная:

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 517-583.

2. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 410-435.

3. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 271-659.

4. Приложение 13



1. Понятие идеологии было введено в оборот в 1796 г. А Дестюстом де Траси в докладе «Проект идеологии», позже он издает 4-х томное исследование «Элементы идеологии».

Отношение к идеологии с первого момента появления двойственное: одни полностью ее отрицают «как болтовню», другие возводят в абсолют.

В ХХ в. на формирование различных подходов к идеологии оказала концепция К.Мангейма, раскрытая им в книге «Идеология и утопия». Отрицая научность идеологии, Мангейм, утверждает ее стабилизирующее охранительное значение. Он противопоставляет консервативную идеологию и революционную утопию, что само по себе несостоятельно, т.к. невозможно предвидеть заранее какую идею «следует рассматривать в качестве истинной (т.е. реализуемой в будущем) утопии восстающих классов, и какую в качестве чистой идеологии господствующих классов». Множество мнений об идеологии привело к тому, что под идеологией стали понимать различные системы философии, социальные теории, учения, верования, мифы, что окончательно затушевало истинное значение термина.

По мнению ряда ученых от Грамши до А.Зиновьева чтобы понять, что такое идеология – надо сначала установить, что не является идеологией.

а.) Термин «Идеология» не может заменить терминов идея, «философия» тем, что идеология всегда ориентирована на действие, а не теоретизирование.

б.) Нельзя так же утверждать, что идеология тесно связана с политикой, вообще неразделимы. М.Дюверже утверждает, что «есть конфликты без принципов, конфликты по второстепенным принципам и конфликты вокруг основополагающих принципов».

Далее необходимо различать «идеологию» и понятия «Наука» и мировоззрение.

Мировоззрение более широкое понятие, которое интерпретирует мир, а идеология более узкое понятие, ориентированное на действие, на общественное сотрудничество. Идеология – это целостность наших учений об индивидуальном поведении и социальных отношениях, т.е. Наука и идеология имеют разные мировоззренческие и практические цели. Наука имеет целью достижение достойных знаний о мире, идеология – формирование сознания людей и манипулирование их поведения путем воздействия на сознание (А.Зиновьев).



В идеологии выделяют три уровня функционирования:

- теоретико-концептуальный (элитарный);

- программно-политический (пропагандистско-просветительский);

- актуализированный (житейский).



На первом уровне разрабатываются теории, обосновываются принципы политических групп, партий.

На втором – идеи трансформируются в лозунги, программы, пропаганду.

На третьем – выясняется степень эффективности идеологической пропаганды, которая проявляется в политическом участии.

Именно здесь развертывается идеологическое пространство в виде идеологической политической культуры; идеологической агрегации, идеологических требований; идеологической цензуры, идеологической борьбы, сопровождаемой идеологическими диверсиями и инсинуациями.



Взаимодействие этих трех стилей порождает «стиль агрегации интересов», т.е. способ функционирования политической системы, специфический характер ее, определяющие внешние проявления в политических культурах.



Выделяют 3 стиля агрегации интересов:

1. прагматический

2. компромиссный

3. традиционалистский



Каждому стилю присущи свои идеологические стереотипы.

Идеологическая обработка населения, нацеленная на реализацию своих целей, соединенная с насилием получила название идеократия.

Время появления идеологии связывают с индустриальным обществом, но зародыши ее наблюдаются еще в древнем мире (мифы, религии). Однако значение идеологии особенно усилилось в ХХ в. во время величайших потрясений, но еще Ф. Энгельс говорил о «конце идеологии» с окончанием классового противостояния в начале ХХ в. М. Вебер указывал на «упадок» идеологии, а П.Сорокин подчеркивал, что «американский капитализм и русский коммунизм не более чем призраки прошлого». В середине ХХ в. появляются идеи «деидеологизации», которые сменяются «реидеологизацией», в конце ХХ в. в связи с поражением советского коммунизма и победой западной идеологии.

Подводя итог, можно сказать, что идеология это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Основное назначение идеологии - выражать в обобщенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства, давать соответствующие ориентиры социально-политического поведения и действия.

Политические идеологии обычно проявляются в политических теориях, политических концепциях, политических идеях, идеалах, принципах, лозунгах, взглядах.

Политическая идеология представляет собой, таким образом, систему политических ориентаций, установок. Это одновременно учение, программа и политическая практика.



Функции идеологии:

? формирование и развитие политического сознания людей (индивидуального, коллективного, общественного), определение необходимых ценностных ориентиров, обосновывает мировоззренческие позиции;

? обеспечение целостного восприятия, осмысления, выражение групповых и общественных политических интересов, приобщение к анализу социально-политических процессов через призму определенных интересов и политических целей;

? сплочение, объединение близких по статусу людей, организаций в политические и общественные организации;

? воспитание и политическая социализация личности, формирование политической культуры;



Иной подход к определению функций:

? образовательно-воспитательная;

? интегрирующая;

? пропагандирующая.



Третий подход к определению функций:

? коммуникативная;

? прогностическая;

? воспитательная.



2. Классический либерализм возник в XVII в., окончательно сформировался к середине XIX в. Либерализм – учение и общественно-политическое движение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Основные политические идеи либерализма:

? приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам;

? негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства;

? необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона;

? обеспечение основных политических свобод и прав граждан, уважение достоинства личности;

? расширение практики плебисцитарной демократий, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления;

? обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит;

? компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.



В 1947 г. создан Либеральный Интернационал (19 партий учредителей).

Либерализм неоднороден, расхождение в основном по двум критериям:

? главное это защита экономической и политической свободы;

? верность классическому либерализму и максимум рынка – минимум государства.

Экономической основой идеологии либерализма являются учения А.Смита «Богатство народов», политической – учение Д. Локка об общественном договоре.



Основные принципы:

? отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты; индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов;

? отличие и обособленность каждого человека от других безусловны и первичны, а связь и сходство – условны и вторичны;

? все свои законы и ценности человек создает сам;

? человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой, в основе личности свободы и ответственности – частная собственность.

Современный либерализм можно разделить на академический и «вульгарный» (упрощенный).



Академический либерализм распадается на два – это либералистский и утилитаристский. Оба эти направления содержат «критическое» ядро, основанное на принципах: свобода, «минимальное государство», счастье – благосостояние – эффективность на их основе в середине ХХ в. появился монетаризм и новый классицизм.

По сферам применения либерализм различается на:

• экономический, ориентированный на экономические модели общественного регулирования;

• политический, относящийся к сфере политической жизни, ориентированный на обсуждение политического плюрализма и демократии;

• нравственный, или моральный, выступающий за терпимость и свободу стилей жизни и поведения;

• социальный, подчеркивающий единство моральных вопросов с обсуждением проблемы гражданских прав.



В ХХ в. появляется идея «контрактного» договора, которое критикует идеи Смита, Локка, настаивая на расширении роли государства.



В 30-е гг. ХХ в. появляется неолиберализм (социальный либерализм) на основе учения Кейнса и «нового курса» Рузвельта. Его основное содержание сводится к:

• расширению роли государства в экономике; прекращению социальных конфликтов, возникает идея «позитивного государства», как надклассового органа;

• признание плюралистической демократии, как консенсуса управляющих и управляемых, демократия это не власть народа, а свободная конкуренция элит;

• новое толкование справедливости, в первую очередь политической справедливости, равные политические права, а дальше все зависит от человека, т.к. есть равные возможности.



Сегодняшний либерализм делится на:

• либеральный консерватизм (Хайек, Фридман);

• консервативный либерализм (Самуэльсон);

• либеральный либерализм близкий к социал-демократии.



Дарендорф дает иную типологизацию:

• экономический либерализм;

• социальный либерализм;

• радикальный либерализм;

• политический либерализм.



Консерватизм возникает в XVIII в. как альтернатива либерализму. Создателем является Э.Берк, английский философ (книга «Размышления о революции во Франции»). Это политическое учение и общественно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни в особенности ее ценностных устроев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.



Основные принципы:

• общество это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю;

• существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

• ориентация на государственный авторитет;

• пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

• неверие в возможность социального равенства между людьми;

• частная собственность гарант личной свободы и социального порядка.

Основные идеи:

• идеи традиции, определяющей общественное бытие индивида;

• идея национального величия;

• идея социального неравенства и политической конкуренции;

• отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь;

• пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.



Некоторые политологи формулируют основные идеи консерватизма несколько лаконичнее:

• нравственный абсолютизм;

• отрицание неизбежности

• социального прогресса;

• традиционализм;

• отрицание равенства людей;

• аполитичность.



Можно выделить несколько типов консерватизма:

• психофизический – когда человек вне политики;

• ситуационный – если существует угроза ему и его семье;

• политический, когда в политику включается элита и партии.



После второй мировой войны консерваторы начинают искать третий путь развития в отличие от либерализма и социализма, появляются различные разновидности консерватизма, получившие название неоконсерватизма. Он выступает в виде: ордолиберализма, католического неоконсерватизма, национал-консерватизма, технократического консерватизма, политико-экологического консерватизма, просвещенного консерватизма, рейганизма.

Этике либерализма и социализма неоконсерваторы противопоставляют принципы авторитета, гражданского порядка, социального контракта и соседской взаимопомощи.

В 1983 г. возник Международный демократический союз – объединение консервативных и христианско-демократических партий.



Современная идеология консерватизма сближается с либерализмом. Неоконсерваторы не отрицают демократии, но народ должен признать, что власть находится в руках лучших. Неоконсерваторы соглашаются ограничить роль государства в экономике готовы признать необходимость социальных реформ.



Основные идеи:

• отрицание революции, диктатуры, как формы политической власти;

• приверженность принципу демократического парламентаризма;

• ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших задач;

• приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;

• государственное (но не чрезмерное) регулирование экономики и развитие рыночных отношений и механизмов;

• приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс;

• ориентация на международную безопасность.



Марксизм учение и общественно-политическое движение, ориентированное на революционное изменение общества на основе общественной собственности и идеологии рабочего класса.

Основные идеи:

? Необходимость и историческая неизбежность смены капитализма социализмом.

? Историческая неизбежность социалистической революции, целью которой является захват власти и построение нового общества.

? Построения нового общества происходит в три этапа: переходный период, социализм, коммунизм.

? Введение диктатуры пролетариата как необходимого условия построения нового общества.

? Признание классовой борьбы как движущего механизма истории.

? Создание марксистской философии (диамат, истмат), политической экономии и научного коммунизма.



В 80-90-х гг. XIX в. марксизм разделился на две ветви:

? коммунистическую (Ф.Энгельс, В.Ленин);

? социал-демократическую (Э.Бернштейн, Т.Плеханов).



Коммунистическое направление получило воплощение в России в качестве «реального социализма» и потерпело поражение в конце ХХ в.

Социал-демократическое существует до сих пор в виде демократического социализма. Основные принципы демократического социализма:

? материалистическая трактовка общественной жизни;

? подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, народа;

? гуманистический характер текущих и конечных целей;

? социальный коллективизм;

? исторический оптимизм.



В основе демократического социализма лежит политическая, экономическая и социальная демократия. Это, по их мнению, новая ступень цивилизации на основе свободы, справедливости и солидарности.

Политическая демократия – это свобода личности, конституционная защита прав, правовое государство и гражданское общество, наличие многопартийности, оппозиции, независимости судов, СМИ и т.д.

В основе экономической демократии лежит многоукладная экономика, рыночные отношения, эффективный контроль за проводимой экономической политикой. Частная собственность как основа процветания. Их лозунг «Рынок – насколько возможно, государственное регулирование насколько необходимо».

Экономическая демократия должна соединить частную собственность с общественной, личную инициативу – с совместной ответственностью, конкуренцию – с государственным планированием, участие в управлении – с самоуправлением. Социальная демократия проявляется в виде социального государства и сотрудничества. Будет создан справедливый социальный и экономический порядок, трудящиеся станут совладельцами промышленных предприятий, возникнет эффективная схема социального страхования и как итог выравнивание имущественного и социального положения граждан.

В мире насчитывается более 80 с/д партий. После распада СССР, во всех странах СНГ возникло по нескольку с/д партий.



3. К другим политическим идеологиям современности относятся:

? анархизм

? технократизм

? религия



Анархизм – совокупность достаточно разнородных политических течений, настроений и ориентаций, оказывающих значительное влияние на политические процессы. Родоначальниками анархизма были М. Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин, Ж. Сорель. Общей чертой всех форм анархизма является представление о государстве как основном источнике зла в обществе, а его разрушение, устранение – главное условие радикального совершенствования социальных отношений. Анархисты также негативно относятся к политическим средствам борьбы – партиям, организациям, поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблем воздействия на государственную власть или ее завоевания.

Недостатки:

? картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;

? следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность анархистов изменить тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;

? внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющая эти движения и делающая недостижимыми их политические цели.



Технократизм – совокупность теорий и основанных на них методов толкования и решения политических проблем, исходящих из уверенности, что именно техника и ее эволюция оказывают решающее воздействие на определение конкретного облика политических систем. При таком подходе происходит отождествление политической и технической компетенции, а людям, занятым созданием и управлением техническими системами, приписывается ведущая роль в обеспечении социальных и политических инноваций.









Этапы эволюции технократизма как политического направления:

1. Первый этап связан с Т.Вебленом, американским экономистом и социологом. Он выдвинул идею «революции инженеров» - перехода к ним власти не только в производстве, но и в обществе, превращения политики в техновластие.

2. теория «единого индустриального общества и конвергенции» получила широкое распространение в 60-е годы нашего столетия. Наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством и многих черт социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, то есть отсутствие принципиальных различий между социалистической и капиталистической политическими системами, направленность их эволюции в сторону формирования общих качеств.

3. теория «технотронного, постиндустриального общества», возникшая в 70-е годы, акцентирует внимание на таких явлениях, как внедрение компьютерных систем и технологий, активное использование электронной техники в производстве, быту, управлении, связи и образовании. Теория постиндустриального общества отходит от многих традиционных постулатов технократизма, ее эволюция очевидна в сторону признания роли в детерминации политических процессов таких факторов, как культура, образование, информация, право.



Основные религиозные направления:

? Мировые религии

? Христианство

— Католицизм

— Протестантизм

— Православие

? Ислам

— Суннизм

— Шиизм

— Мюридизм

? Буддизм

— Хинаяна

— Махаяна

— Ламаизм

? Региональные религии (локальные)

? Иудаизм

? Индуизм

? Зороастризм

? Джайнизм

? Сикхизм

? Даосизм

? Конфуцианство

? Синтоизм



Основные направления общественно-политической деятельности церкви в современном мире:

1. Функционирование в качестве элемента политической системы.

2. Защита общественно-политического строя.

3. Поддержка господства правящей элиты.

4. Участие в массовых общественно-политических движениях.

5. Проведение массовых общественно-политических акций.

6. Участие в работе законодательных органов.

7. Участие в деятельности органов местного самоуправления.

8. Мобилизация верующих на защиту Родины.

9. Отвлечение прихожан от революционной деятельности.

10. Влияние на отношения прихожан с обществом.

11. Формирование и пропаганда социально-политических аспектов религиозных теорий.

< Назад   Вперед >

Содержание