ТЕМА 3. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах, как правящего класса, так и общества в целом. В определении политики можно выделить следующие подходы:

1. Коммуникативно-интегративный (сторонники которого понимают политику как результативно-организующую деятельность).

2 Институциональный (сторонники которого понимают политику как деятельность государственно-властных структур).

3. Социологический (сторонники которого понимают политику как деятельность в сфере межклассовых отношений).

Отметив различия и сходство в понимании политики (например, все исследователи сходятся в мнении, что политика - деятельность, связанная с властью) необходимо дать определение политики.

Политика - это форма взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти и деятельностью властвования, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью средств политической власти и политико-властных структур.

Сущность политики - власть. Политика есть деятельность, связанная с властью.

Власть - это способность осуществить (навязать) свою волю.

Существуют разные типы и виды власти (экономическая, административная и т.д.)

Нас интересует политическая власть. Существуют различные подходы к пониманию политической власти.

Можно определить политическую власть как воздействие одной общественной группы на другую с помощью государства. Действительно, государство -это основной субъект политической власти, оно придает властным действиям силу закона. Существуют и иные субъекты политической власти (партии и т.д.) Понятие "политическая власть", таким образом, шире по содержанию, нежели понятие "государственная власть". Необходимо уточнить признаки политической власти: публичность, институциональность, легитимность, антропократичность, рациональность, всеобщность, обязательность, опора на насилие и т.д.

Политика связана с организационно-управленческой деятельностью в обществе. Т.е. так или иначе, ее содержание связано с управлением делами общества с помощью средств политической власти.

Управление обществом - это целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе закономерностей ее развития.

Политическое управление или руководство - это выработка стратегических научно обоснованных решений, затрагивающих интересы общества и больших социальных групп в различных сферах жизни общества.

Управление должно отвечать принципам оптимальности, эффективности, научности и т.д.

Демократический процесс принятия решений состоит из нескольких этапов:

1) Возникновение и постановка проблемы;

2) Обсуждение проблемы;

3) Выявление всех существующих мнений;

4) Выбор метода принятия решения;

5) Принятие решения.

Субъекты политики делятся на первичные и вторичные. Первичные субъекты политики - это объективно возникающие общности людей со своими объективными интересами - социальные общности (классы и др.), социально-демографические (молодежь, женщины и др.), этническая (нации и др.) и т.д.

Вторичные субъекты политики - это созданные для политической деятельности структуры - государство, партии, общественные организации и движения. Она создается первичными субъектами и определяется ими в своих основных параметрах. Объекты политики - все сферы и стороны жизни общества, воздействие на которые со стороны политики определяется законом. Структура политики, выделение ее структурных составляющих может осуществляться по разным основаниям. Например, по субъекту: президентская, парламентская, правительственная политика; по способам осуществления: репрессивная и нерепрессивная и т.д. Оптимальным представляется различать структурные составляющие по объектам, т.е. по сферам жизни общества, на которые направлена политика. И в этом случае структура политики включает в себя: экономическую, социальную, национальную политику, политику в сфере управления и властных отношений, политику в духовной сфере.

Функции политики: 1. Определение ближайших (тактических) и перспективных (стратегических) целей и задач общественного развития. 2Выработка методов и средств решения поставленных целей и задач. 3. Соответствующий подбор и расстановка кадров. 4. Создание политической системы.

Рассматривая политику как отношения коллективных социальных субъектов, обладающих различными интересами, следует отметить, что выразителем этих интересов и воли коллективных субъектов политики могут выступать и отдельные личности и организации, когда они выражают интересы определенных социальных общностей (групп). Причем, политика включает в себя далеко не все ситуации, в которых одни социальные группы и их представители сталкиваются и взаимодействуют с другими, она представляет собой особую форму общественной связи, захватывающей одновременно все слои, входящие в состав данного общества. Вот почему, к примеру, отношения между капиталистами и нанятыми ими рабочими, между землевладельцами и арендаторами и т.п. сами по себе не являются политическими. Ведь они затрагивают только непосредственно участвующие в них стороны и в этом смысле носят частный характер, тогда как политическая связь имеет значение всеобщее. Пока тот или иной коллективный субъект действует в рамках относительно локальных ситуаций и хочет непосредственно изменить в свою пользу её ключевые элементы, он остается еще вне политики. Участником же политического процесса он становится тогда, когда опосредствует решения стоящих перед ним проблем воздействием на общество как на целое.

Политика - теснейшим образом взаимосвязана с другими сферами и сторонами жизни общества, которые влияют на нее и в свою очередь зависят от нее. Определяющим является влияние на политику со стороны экономики и социальной сферы.

Политика - сфера, порожденная материально-производственной, экономической основой общества: экономические интересы, в конечном счете, выступают как социальные причины политических действий. Однако, политика не просто отражает все наличное бытие экономики, а выражает ее существенные черты, закрепляет всеобщие условия экономической деятельности. Основной политический интерес субъекта, направляющий его деятельность или на поддержание существующей политической власти, или наоборот, на ее ниспровержение, возникает в результате отражения в его сознании своего объективного положения, места в системе общественных отношений и, в конечном счете, своих экономических потребностей.

Тесную взаимосвязь между политикой и экономикой отмечали самые различные философы и социологи. Д.Локк писал в 1689 году: "Важнейшей и главной целью ...людей, объединяющихся в Содружество и ставящих - над собой правительство, есть сохранение их собственности". А.Смит подчеркивал: "До тех пор, пока существует собственность, не может существовать государство, самой целью которого не была бы охрана богатства и защита богатых от бедных". Фактически почти каждый теоретик и практик в области политической деятельности в ХVII, ХVIII и начале XIX века считали связь между политической организацией и экономическим интересом, между государством и классом, не только важной, но и желательной. "Страной должны править люди, которые ею владеют",- заявлял Джон Джэей. Современные западные политологи также отмечают взаимозависимость экономики и политики. "...В реальном мире существует тесная взаимосвязь между политической властью и экономическим богатством, между государством и классом… Власть принадлежит тем, кто располагает средствами обеспечивающими им контроль над поведением других: рабочими местами, организацией, техникой... деньгами», - пишет современный американский политолог Майкл Паренти (М.Паренти. Демократия для немногих.- М.: IIporpecc, 1990.- С.29).

Однако взаимосвязь экономики и политики носит диалектический характер. Обладая известной самостоятельностью, политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влиянием развивающихся производительных сил, то коренные изменения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непосредственным воздействием политики, при использовании политической власти для перестройки экономических отношений.

Есть целые периоды в истории общества, когда политика с необходимостью приобретает первенство над экономикой.

Как уже отмечалось, сфера политики обладает определенной самостоятельностью: логика политических действий и идей не есть простой слепок с экономических отношений, что обуславливает возможность к реальность ошибок и противоречий между объективной логикой движения экономики и логикой политических действий, возникающих зачастую в результате недостаточного учета политикой закономерностей экономического развития.

Если политика, адекватно отражает назревшие потребности экономического развития, то она становится силой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Если же политика выступает как абсолютизированная власть, которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму.

Говоря о материальной (экономической) основе политики, следует отметить, что теснейшим образом примыкающей к ней является социальная основа - существующая в обществе социально-классовая структура, ведь класс и иные социальные общности – основные субъекты политической жизни.

Таким образом, социальная структура, так же как и экономика является важнейшим фактором политики, задавая её основные параметры. Так, антагонистическая по составу социальная структура предполагает соответствующую политическую систему общества, обеспечивающую отношения классового господства. Дружественная социальная структура обуславливает единство политической системы и отношения сотрудничества.

Кроме выше указанных, на политику оказывают влияние самые разнородные факторы, обуславливающие те или иные политические действия.

Наряду с экономикой, о чем говорилось выше, более или менее существенное влияние на характер государства и политики оказывают другие моменты - географические условия, демографические особенности, а также психологические факторы и менталитет субъектов политики. Признавая некоторое, причем, весьма второстепенное, значение биологических факторов, влияющих на особенности психологического склада наций, а через них на политику, мы в то же время решительно отвергаем теории, провозглашающие примат биологических факторов в регулировании общественного процесса.

Более существенное влияние на государство и политику оказывают географические, или шире, геофизические, условия. В современной жизни географический фактор сохраняет известное значение, например, с точки зрения обороны, а также может сказаться на степени централизации государства. В территориально более крупных государствах имеется естественная потребность в усилении в интересах единства начал централизации.

Однако географический фактор не может ни в какой мере конкурировать с социальными, прежде всего экономическими, факторами.

Демографический фактор также может при известных условиях оказать свое влияние на политику. В частности, демографическое давление, а особенно его высшая степень - так называемый демографический взрыв, нередко используется политическими силами для агрессивных и захватнических акций. Однако само по себе количество населения и его размещение не является определяющим моментом ни во внутренней, ни во внешней политике.

Куда более значительно и глубоко влияет на политическую структуру общества, на государство и политику культура общества.

Духовная культура представляет собой весьма важный по значению фактор воздействия на политические отношения и политическую борьбу.

Духовная культура во многом определяет формы политических институтов, методы и средства их функционирования, их цели.

Механизм этого влияния включает в себя рациональные и эмоциональные формы и методы воздействия и может быть исследован с помощью методик социальной психологии и конкретной социологии.

Столь же конкретного подхода требует и изучение различных форм влияния на политику таких факторов жизни общества, как мораль, идеология, религия, наука и т.д.

Особое значение сегодня приобретает такой фактор как конфессиональный состав населения.

Польский социолог Ян Щепаньский указывает следующие пути влияния духовной сферы на общественную (в том числе политическую) жизнь: а) социализация, и формирование отдельного индивида; б) создание систем ценностей; в) эталоны действий, поведения и поступков; г) создание моделей институтов и социальных систем.

Таким образом, следует отметить, что политика является важной составной частью всей общественной системы, основные параметры которой взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга

< Назад   Вперед >

Содержание