Тема: Средства массовой информации в политическом процессе
План:
1. Политические коммуникации: понятие и структура.
2. Средства массовой информации: структура, функции.
3. СМИ в Республике Беларусь.
Основные понятия: политическая информация, политическая коммуникация, семантический уровень, технический уровень, инфлуентальный уровень, СМИ.
Литература:
1. Л.В. Вонсович. Политология. Интенсивный курс. – Мн., 2007. –с. 188-199.
2. Князев и др. Основы идеологии белорусского государства. – Мн., 2004. – с.117-172.
3. Приложение №12
Рост и усложнение политических связей и отношений в современном мире вызывают необходимость увеличения потребляемой информации. Информация, которая используется для подготовки, принятия и реализации политических решений, называется политической информацией. Политическая информация выступает, с одной стороны, как предпосылка действий субъектов политики, а с другой стороны, как важный политический ресурс, необходимый этому субъекту для эффективного взаимодействия с иными субъектами политической сферы для достижения поставленных им целей.
Политическая коммуникация (от лат. Communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — процесс передачи, обмена политической информацией, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение, обеспечивает политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов. Это процесс субъективного восприятия, истолкования и усвоения информации субъектами политики, процесс установления осмысленных контактов между отправителями информации (коммуникаторами) и ее получателями (реципиентами). В этом процессе институты и механизмы власти выступают своеобразными средствами выработки, получения и переработки информационных потоков, при этом оставаясь относительно самостоятельными структурами на информационном рынке. Эффективность их деятельности зависит от их способности упорядочивать информацию и налаживать контакты с другими субъектами политики.
Значительный импульс исследованию политической коммуникации положили труды американского полито лога Г. Лассуэлла, который открыл формулу, раскрывающую суть коммуникационного процесса:
Не менее интересной представляется модель политической коммуникации, предложенная К. Шенном и У. Уивером. В их модели источник информации создает сообщение, которое поступает в передатчик, становясь сигналом, приспособленным для передачи по каналу связи, веду ведущему к приемнику, который восстанавливает сообщение из полученного сигнала и доставляет его адресату. В процессе передачи информации могут возникать различные помехи, в результате чего сообщение, переданное источником, может не совпадать с тем, которое получил адресат:
Обозначенная выше модель политической коммуникации была дополнена американским политологом М. Дефлером. Он обратил внимание на то, что между первоначальным сообщением, отправленным источником коммуникации и восстановленным сообщением, принятым адресатом, существует петля обратной связи, которая позволяет решать проблему возможного несоответствия между исходными и восстановленными данными:
Многообразие целей, задач, методов, участников политических процессов, сложность принятия решений в сфере государственной власти обусловливает достаточно разветвленную и многоуровневую структуру информационно-коммуникативного обмена между людьми. Эта структура предполагает наличие 3-х уровней, которые позволяют выделить наиболее существенные компоненты информационно-коммуникативных процессов:
На семантическом уровне раскрывается зависимость процессов передачи информации и возникновения коммуникации между субъектами от употребляемых знаково-языковых форм. Речь идет о способности языковых средств (символов, изображений, знаков), которые используются людьми, обеспечивать адекватную интерпретацию получаемой информации для чего необходимо полное соответствие семантических структур типу общения и возможностям субъектов. Государство и его институты должны использовать языковые формы, которые понятны населению и могут сглаживать противоречия между потребителями правительственной информации. В противном случае может образоваться так называемый коммуникационный вакуум в отношениях власти с народом, что может привести к развитию конфликтной или даже кризисной ситуации.
Технический уровень информационно-коммуникативных процессов предлагает наличие целого ряда технических средств получения, переработки и передачи информации. С этой точки зрения информационная деятельность субъектов политики представляет собой функционирование специальных организационных структур, специалистов, банков данных, сетей и технологий хранения и передачи информации, значение которых состоит в их способнее без изменений, промедления, в нужном направлении передать определенное сообщение. Наличие информационных каналов (речевых, бумажных, визуальных, электронных) для распространения официальной информации особенно важно для государства. Использование этих каналов позволяет государственным институтам осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданам).
Инфлуентальный уровень информационно-коммуникативных отношений раскрывает степень влияния информации на сознание человека, именно на нем определяются источник*, предпосылки и факторы эффективности имеющих место на информационном рынке идей, взглядов и преставлений. Чтобы повысить эффективность своей деятельности субъекты политики должны обеспечивать адресность, смысловые и временные параметры подачи информации, учитывать особенности аудитории, для которой передаются сообщения, ориентироваться на господствующие в обществе традиции, обычаи, идеалы, ценности.
Определяющее значение для сферы политики имеют так называемые массовые информационно-коммуникативные процессы. Они охватывают все многообразие социальных связей (межличностных, массовых и специальных), отражают культурные ценности субъектов политики, несут в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих областях. Массовая коммуникация — это деятельность социального субъекта по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий социального же субъекта. Эта деятельность осуществляется при посредстве политических агентов, которые специально подготовлены для взаимодействия с общественным мнением. Среди них следует назвать: государственные институты (они представлены руководителями и информационными отделами по связям с общественностью); государственные средства массовой информации; независимые и оппозиционные СМИ; корпоративные структуры (органы политических партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства); зарубежные СМИ.
Существенную роль в коммуникационных процессах играет политическая элита, которая осуществляет свою власть посредством бюрократического аппарата, а также средств массовой коммуникации. Между элитой, бюрократией и народом происходит непрерывный обмен информацией.
Контроль и распределение политической информации являются важным элементом в определении политической культуры, типа политической системы. Демократический тип предполагает, что политическая информация широко распространяется между различными членами общества, что существует диалог между управляемыми и управляющими. Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, соотношение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе. При авторитарных и тоталитарных режимах информационные процессы берутся под строгий контроль правящей элиты, поступление информации к массам строго контролируется и регламентируется.
Наиболее распространенными приемами политической коммуникации являются следующие: политические выступления (устные, печатные); политические заявления, письма к власти; политические дебаты; политический дискурс (прояснение смысла, нахождение рационального зерна с целью достижения согласия); политические скандалы (способ усиления политического влияния и властвования, сопровождающийся очевидными нарушениями социальных и этических норм); политический юмор; ложь и обман в политике и др.
Многообразие приемов и способов информирования и налаживания коммуникаций, которые используют указанные политические агенты, целесообразно свести к двум типам действий в информационном пространстве, характеризующим совершенно противоположные методы поведения субъектов. Речь идет о мобилизационных и маркетинговых действиях. Мобилизационные действия, включающие агитацию и пропаганду, направлены на осуществление информационного контроля над людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности. Совершенно иную направленность имеют маркетинговые действия, представленные методами паблик рилейшнз и политической рекламой. Они осуществляются в соответствии со спросом и направлены на обеспечение граждан необходимой информацией в нужное время и в нужном месте. В отличие от мобилизационных маркетинговые стратегии направлены на убеждение человека, они не предписывают, а всего лишь рекомендуют использовать в конкретных ситуациях определенные модели поведения, ориентируясь при этом на обратную связь, некий диалог между субъектами политики.
2. Средства массовой информации, которые в последнее время все чаще именуют «четвертой властью», являются одним из важнейших институтов политической системы общества и одним из инструментов реализации политических стратегий на информационном рынке. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Коллективный характер реализуемых в политике целей требует их обязательного осознания гражданами. Этого нельзя достигнуть при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации, которые называются средствами массовой информации (СМИ). СМИ – это учреждения, которые созданы для сбора, обработки и публичной передачи различной информации. В современном мире они являются важнейшим инструментом реализации политических стратегий и тем политическим институтом, который способен изменять системные параметры публичной власти. Деятельность СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различных по численности рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации.
СМИ проникли на политический рынок как органы партийной печати. Постепенно они расширили свою читательскую аудиторию, наладили связи с населением и завоевали должный общественный авторитет. Они помогли рядовому гражданину почувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознать свою принадлежность к государству и миру политики. Со временем СМИ стали таким же институтом политической социализации граждан, как семья, церковь, система образования. Репортеры, телекомментаторы, обозреватели популярных изданий превратились в настоящих выразителей общественного мнения и вошли в круг интеллектуальной политической элиты, которая обслуживает интересы граждан в различных странах.
К современным СМИ относятся: периодические печатные издания, массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникативные системы. Главным качеством всех средств массовой информации является способность удовлетворять информационные потребности каждого отдельного человека и общества в целом. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и, прежде всего телевидение. Оно, обладая визуальным давлением, лидирует среди других средств массовой информации и по силе убеждающего воздействия, и по доверию граждан, так как люди склонны больше доверять увиденному, нежели услышанному или прочитанному. Кроме этого, существует так называемая иллюзия «бесплатности» телевидения, в то время как цены на газеты, журналы, книги все время повышаются. Телевидение, впрочем, как и радио, привлекает людей своей оперативностью, возможностью информировать людей с места событий. Теле- и радиотрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходящего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убедительность. Они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин оторваны от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы. Основное сходство радио и телевидения состоит в том, что они доставляют сигнал электронными средствами одновременно в миллионы точек и имеют общую, практически неограниченную аудиторию.
Роль СМИ в современном обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти. Кроме этого, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики. СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом. Они влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических кампаний в государстве.
Вместе с ростом значения СМИ в современном мире для политической элиты и официальных институтов власти они стали и весьма привлекательным механизмом политического участия для рядовых граждан. СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения. Средства массовой информации существенно влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами». Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.
С политической точки зрения средства массовой информации условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые. Такая структура СМИ указывает на наличие разных задач, которые присутствуют на информационном рынке, а также на то, что общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывает свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде. Кроме выше обозначенных можно выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума. Выделение такого рода средств массовой информации указывает на наличие ряда проблем, которые присущи различным государствам на информационно-политическом рынке.
Иногда средства массовой информации используются с целью политического манипулирования, т.е. скрытого управления политическим сознанием и поведением граждан для того, чтобы принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Политическое манипулирование представляет большую опасность для общества и его структурных компонентов. Способы манипулирования могут быть различны. Это и подтасовка фактов, и замалчивание неугодной информации, и распространение клеветы. Также используются и более тонкие приемы, к примеру, полуправда, когда освещаются малозначительные детали событий, но умалчивается основное их содержание; наклеивание ярлыков («националист», «фашист» и т.д.); лингвистическое, языковое манипулирование; применение «спирали умалчивания».
Средства массовой информации выполняют различные функции, наиболее значимыми являются:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ – образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
ФУНКЦИЯ КРИТИКИ – осуществляется не только масс-медиа, но и оппозицией, а также специализированными институтами прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта – критическому рассмотрению подлежат и субъекты политики, и политические решения, и направления государственной политики, и сами СМИ.
КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам
ФУНКЦИИ АРТИКУЛЯЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ – СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
Некоторые ученые выделяют такие функции СМИ как ИННОВАЦИОННАЯ, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; ОПЕРАТИВНАЯ –обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму своего собственного видения политической реальности.
Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что позволяет формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование, анализ и распространение сведений. Оттого, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, во многом зависят их последующие действия. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть» В. Г. Грачев Информационные технологии политической борьбы в российских условиях, Полис, 3/2000
СМИ стоят у истоков такой власти. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют информацию, а также выступают ее комментаторами и распространителями. Очевидно, что информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее селекции и редукции,
СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность опосредуются занимаемой позицией масс-медиа. Особенно велика роль журналистики в периоды трансформации политических режимов, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований. Однако, говорить о роли СМИ в качестве «политических коммуникаторов» можно только в том случае, когда они находятся в демократических условиях или близких к.ним – в условиях гласности и открытости.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Далеко не все сведения, распространяемые СМИ (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения), носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
От того, как средства массовой информации выполняют возложенную на них роль политических коммуникаторов, зависит не только (если использовать терминологию Алмонда и Верба) результаты «на входе» и «на выходе» в государственной системе, но и понимание гражданами страны процессов, происходящих в обществе и их роли в этих процессах. Тезис о том, что СМИ предполагают деятельность по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий социального же субъекта, воспринимается вполне аксиоматически.
3. В современном белорусском обществе появилось множество еженедельников, журналов, возникли коммерческие радиостанции, телеканалы. Все это обеспечивает гражданам доступ к новым источникам информации, услугам СМИ, наше информационное пространство свободно для проникновения российских, польских, прибалтийских и иных теле и радиоканалов, что усиливает негосударственное влияние. Но они вместо серьезной, политической информации занялись «внутриполитическими» разборками, далекими от действительных интересов общества.
Политическая элита использует СМИ для разоблачения или унижения своих политических конкурентов, но не для разъяснения народу своих политических, экономических и идеологических позиций. Задача объединить общество – ею как-то забывается. Наше общество продолжает оставаться поляризованным по социальному составу половозрастной структуре, образовательному, имущественному уровню, по региональному распределению, поэтому роль СМИ в этой сфере остается предпочтительной. На них ложится трудная задача по объединению раздробленного общества в единое гражданское, по поиску и формированию новых ценностей, идеалов.
В настоящее время в РБ действуют 6 основных типов СМИ:
? Государственные (финансируемые государством);
? Государственно-общественные;
? СМИ организаций, учреждений и структур гражданского общества, открыта отстаивающие и пропагандирующие стабильность и конструктивность в обществе;
? Альтернативные СМИ финансирующиеся негосударственными структурами, занимающие антигосударственные позиции – оппозиционные;
? Коммерческие СМИ;
? СМИ неполитических структур.
С точки зрения количественных характеристик:
? печатных периодических изданий – 1393;
? информационных агентств – 7;
? телепрограмм – 56;
? программ радиовещаний – 130;
По областям: Брестская область:
? государственные газеты – 19;
? негосударственные газеты – 20;
? программы радиовещания – 18;
Витебская область:
? государственные газеты – 25;
? негосударственные газеты – 34;
? телепрограммы – 30;
? радиопрограммы – 22;
Гомельская область:
? государственные газеты – 24;
? негосударственные газеты – 30;
? радиопрограммы -21;
? региональные телекомпании – 5.
Гродненская область:
? государственные газеты — 26;
? программы радио – 18;
? телевидение – 19;
Минская область:
? государственные газеты – 25;
? негосударственные газеты – 14;
? радиопрограммы – 24;
? телепрограммы – 5;
? операторы кабельного телевидения – 14.
Могилевская область:
? государственные общественные газеты – 26;
? негосударственные газеты – 20;
? радиопрограммы – 16.
Особенностью Республики Беларусь является деятельность союзных СМИ (Россия, Украина, Прибалтика, Польша).
Государственная политика в отношении СМИ регулирует: внутрижурналистские отношения (издатель, редактор, журналист, учредитель), отношения между СМИ и источниками информации; права журналистов на распространение информации; отношения между СМИ и аудиторией; объем и характер участия государства; осуществление контроля за деятельности СМИ.
Вся управленческая структура страны (до райисполкома включительно) связана сверху донизу информационными артериями. Причем, мы имеем и открытый канал (электронная сеть Управления делами Президента Республики Беларусь), и закрытый канал (система «Атлас»). Таким образом, информация из «центра» в считанные минуты доводится до руководителей всех уровней или до конкретного руководителя.
Сегодня все облисполкомы и райисполкомы трижды в день получают оперативную информацию БелТА, практически ежедневно – комментарии основный событий в стране и за рубежом, подготовленные БелТА и ИСПИ, ежемесячно – материалы для информационно-пропагандистских групп. По просьбе самих редакторов в областные и районные газеты направляется колонка «Пульс недели» (обзор наиболее важных событий за минувшую неделю).
В информационном пространстве Республики Беларусь на сегодняшний день функционирует около 1220 печатных периодических изданий, в т.ч. 784 газеты, 395 журналов, 38 бюллетеней, 2 альманаха, 2 каталога; 9 информационных агентств; 51 программа телевидения, в т.ч. 26 государственной и 25 негосударственной форм собственности: 149 программ радиовещания, в т.ч. 134 государственной и 15 негосударственной форм собственности. Государственное регулирование и контроль нал деятельностью СМИ на территории Беларуси осуществляет Министерство информации Республики Беларусь. Именно оно призвано реализовывать государственную информационную политику нашего государства, заботиться о развитии и обновлении техническое составляющей СМИ. Беларусь идет в ногу с другими государствами мира в плане информационного обеспечения своих граждан. В республике широко используются компьютерные технологии, спутниковая связь, кабельное телевидение, средства накопления, печати и потребления информации. В последнее время наблюдаются позитивные перемены в информационной инфраструктуре, системе подготовки кадров СМИ.