ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК КАУКА
Известно, что всякая отрасль научного знания имеет свой объект и предмет исследования. В литературе высказывалась, на наш взгляд, обоснованная точка зрения, что под объектом науки имеется в виду «объективная система со всеми, ее свойствами, существенными и несущественными, со всеми ее взаимодействиями и связями как внутренними, так и внешними». При этом в качестве объектов для общественных наук могут выступать не только общество в целом, но и отдельные его подсистемы. Одной из таких подсистем общества является его политическая сфера жизни. Поэтому можно оказать, что объектом изучения политологии является политика.
Политика, ее центральный элемент — политическая власть, отражающие политическую действительность идеи, — все это составляет объект политологии. Однако с ним не совпадает и не может совпадать предмет этой науки. К предмету научной дисциплины относится наиболее существенное в объекте, которое представлено его общими законами и свойствами существования. Представляется, что наиболее существенным в политике как в объекте науки являются законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики и политической системы; (например, закон относительной самостоятельности политической власти), объективные и субъективные факторы, воздействующие на их реализацию; механизм и результаты действия этих законов. Все это в совокупности и составляет предмет политологии.
В западной политологии сегодня широкую поддержку получает формирование единой, глобальной политической, науки. Не случайно, главная тема XIV Всемирного конгресса МАНН называлась «К глобальной политической науке». Идея глобализации политической науки есть по существу призыв к единой политической науке. Идея эта основывается на ряде аргументов: подчеркивается угроза политической науке вследствие разделения ее по географическому признаку и функциональной специализации; отмечается, что мы живем в эру растущей международной взаимозависимости, и это должно получить отражение в глобализации политической науки; указывается на существование универсальных норм научных процедур, приемов исследования, что, по мнению сторонников идеи, тоже способствует созданию единой политической науки. Так или иначе процесс интеграции политических знаний в мире идет и в той мере, в какой эти знаки затрагивают общечеловеческие интересы, глобализация политической науки — явление неизбежное.
Политология - наука о политике. Однако данный перевод названия науки не дает возможности точно и конкретно определить ее предмет и объем. Политика выступает объектом для множества гуманитарных дисциплин, каждая из которых изучает свой аспект, т.е. имеет свой предмет. Все вместе эти науки образуют систему политического знания. Сюда входит: философия, изучающая самые общие закономерности политики; социология, изучающая взаимосвязь политики и других сфер общественной жизни; история, изучающая развитие политического процесса во времени; психология, изучающая взаимосвязь политики и психологического, внутреннего мира человека; правоведение, изучающее взаимосвязь политики и правовой юридической базы и другие науки. Политология среди этих наук, изучающих политику, занимает центральное место, ибо она изучает самое главное в политике - власть, реализацию властных отношений.
При определении объекта и предмета политологии следует помнить, что предмет не может быть представлен объекту, который она изучает, ибо последний - это эмпирически данная реальность, представляющая ту или иную сторону объективного мира. Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, те его стороны и аспекты, которые являются специфическими для данной науки и никакой больше.
Таким образом, объект политологии - политика, а предмет - закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.
Как и любая наука, политология имеет свой категориальный аппарат. Категории политологии отражают и фиксируют различные стороны политического процесса Их можно разделить на категории первого (более общие) и второго (более частные) порядка. Например, к категориям 1-го порядка можно отнести категории: политика, политические режимы, государство и т.д., а к категориям 2 порядка можно отнести категории: внешняя и внутренняя политика, тоталитарный, авторитарный режим, монархия, республика. Категории 2-го порядка, как бы, конкретизируют категории 1-го порядка.
Закономерности, которые изучает политология - это закономерности политического процесса, отражающие существенные, внутренне необходимые взаимосвязи и взаимозависимости в реализации властных отношений функционирования власти как центрального звена политической системы, существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти.
Методы, используемые в политологии - самые разнообразные. Это, прежде всего, теоретические методы: как философские (например, диалектико-материалистический метод), так и общенаучные (сравнительный, системный анализ, индукция и дедукция и пр). Используя такие эмпирические методы (как методы сбора, так и анализа данных: опрос, наблюдение и т.д.).
Структура политологии может быть представлена по-разному. Т.е. структурные составляющие политологии можно выделять по разным основам. Можно сказать, что политология включает фундаментальные и поисковые знания, макро и микрополитологию. Более правомерной представляется структура, которая, включает: 1) общую теорию политики, 2) специальные теории, посвященные различным сторонам политпроцесса (например: этнополитология, которая, изучает роль и взаимосвязь политики и этногенеза), 3) конкретные социально-политические исследования.
Нам представляется, что можем выделить следующий круг проблем, которыми занимаются политологические исследования:
1) власть - сюда входит изучение политического механизма, с помощью которого приобретается и осуществляется власть, режим, устанавливаемый этой властью, сфера деятельности правителей так, как она определена существующими институтами, а также позиций и реакций социального корпуса, т.е. речь идет о формах, масштабах и пределах власти, а также о технике управления или способах осуществления власти.
2) Власть действует не в пустоте. ПН включает в себя также изучение существующих структур - экономической и социальной, классов, групп. Она призвана изучать политические институты, в собственном смысле этого слова: парламент, правительство, эволюцию и географию политических институтов, их роль.
3) Силы. За структурами мы всегда видим группировки людей, конкретные силы, которые могут быть официальными и легализованными (партия и другие институциализированные группировки, например - профсоюзы), а также носят более или менее скрытный характер (группы давления и др.).
4) Идеи и стремления. Все эти группировки и более или менее организованные силы выражают определенные стремления и идеи управляемых, т.е. подходим к интеллектуальной или духовной сфере, традициям, доктринам, идеологиям определенной эпохи.
Политическое поведение индивидов и групп, деятельность, происходящая в рамках общества, выражают определенную сумму общих идей и ценностей, что делает общество целым. Однако проявляется противоположность интересов, стремлений, идеологий, что порождает состояние напряженности, нарушает равновесие социальных отношений, предопределяет политические изменения или изменения ритма общественного прогресса.
5) Политические отношения - они образуют сложную сеть взаимодействий на разных уровнях и в разных плоскостях.
Политические отношения людей – объективные связи и отношения в обществе. Они также объективны и реальны, как и сами люди. Политические отношения органически "влиты", вплетены в общую структуру социальных отношений, занимают в ней определенное место в качестве особой подсистемы общественных отношений. Это определенная часть, специфическая форма общественных отношений.
Роль политологии в обществе обусловлена теми функциями, которые они выполняют. Самые главные из них:
1) познавательная;
2) теоретико-методологическая;
3) мировоззренческая;
4) идеологическая;
5) воспитательная;
6) практическая (прикладная);
7) прогностическая.
Политология как наука при благоприятных общественных условиях способна выполнять ряд объективно полезных для человека и общества функций. Она может, прежде всего, выступать инструментом адекватного познания окружающей нас политической действительности. Последняя реально затрагивает и даже существенно влияет на интересы каждого человека. Поэтому формирование достаточно точных представлений о политических явлениях и процессах является необходимой предпосылкой для уверенной ориентации в большом и сложном мире политики, для отстаивания и реализации своих жизненных потребностей и интересов.
Значение познавательной функции политологии резко возрастает, когда решается в практической плоскости задача вовлечения личности непосредственно или через социальную общность в активную политическую деятельность. В этом случае роль достоверного политологического знания трудно переоценить.
Политология как наука призвана также выполнять важную теоретико-методологическую функцию. Поскольку различные аспекты политики относятся к объекту целого ряда научных дисциплин, политология, призванная, в частности, разрабатывать теорию и методологию исследования политических явлений, институтов и процессов и опирающаяся при этом на определенные философские основы, должна и способна выступать в роли своего рода теоретико-методологической базы более конкретных исследований, осуществляемых в рамках некоторых других отраслей общественных и гуманитарных наук.
Идеологическая функция этой науки выражается в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целей, реализация которых объективно отвечает интересам тех или иных социальных общностей. Другое дело, что идеологические пристрастия не должны сказываться на достоверности получаемых в результате исследования данных, их конкретном обобщении и оценке. Но остается фактом то, что добываемое политологией, как и другими общественными и гуманитарными науками, знания и основанные на них выводы, используются классами, нациями, другими социальными группами и отражающими их интересы политическими партиями и общественными движениями в борьбе за достижение своих целей. Вряд ли может вызвать сомнение, например, то, что многочисленные обоснования, в том числе и политического характера, носят явно выраженный идеологический характер.
Политология, будучи научной дисциплиной, не только отражает политическую действительность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Иначе говоря, эта наука может выполнять исключительно важную для общества прикладную, практико-политическую функцию; речь идет в первую очередь об использовании политологического знания в целях предварительной научной экспертизы принимаемых законодательными и исполнительными органами государства, а также общественно-политическими организациями и объединениями правовых актов и политико-управленческих решений.
Наконец, нельзя не сказать и о такой стороне прикладной роли политологического знания, как политическое прогнозирование. Без него нет и не может быть научно выверенной, эффективной политики, какой бы сферы жизни она не касалась.
Сам перечень этих функций служит весомым аргументом в пользу повышения социального статуса политологии как науки и учебной дисциплины и целесообразности ее изучения широкими слоями общества