70 ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Политическая государственная жизнь действительно постоянно колеблется между двумя противоположными теориями: невмешательством государства в общественную жизнь и его полным контролем над нею. Выбор той или иной модели определяется способом истолкования общества и человека, различием приоритетов в их соотношении. В рамках первой, либерально-индивидуалистической теории, общество рассматривается как собрание индивидов, а политика и государство существуют прежде всего для защиты прав личности, регулирования отношений между людьми. В рамках второй, этатистской теории, общество рассматривается как органическая целостность, а смысл существования человека в ней видится в служении, подчинении себя требованиям целостности.
Право в этом случае мыслится как должное в человеческих отношениях.
Рассматривая специфику властных отношений, выделяют следующие основные качества власти, присущие любому ее типу. Власть – это:
1) форма управления, регулирования и контроля, вид направления энергии, возможностей и ресурсов, которыми располагает человеческое общество;
2) мощное средство упорядочения социальных отношений;
3) волевое отношение, имеющее целенаправленный (целенаправляющий) характер, это изменение поведения через изменение мотивов и целей людей.
Власть связана с:
1) культурой человеческих сообществ, с мерой, нормированием отношений людей, с принятием ими на себя определенных ограничений в поведении;
2) дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ. Как управление в условиях социальной дифференциации, власть носит политический характер. Высокая оценка значения властных и государственных отношений для регуляции жизни человеческих сообществ не означает отказа от видения другой стороны медали – связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Существует очевидная опасность бесконтрольности власти, обостряющая значение ее регулирования