1. Теория политической системы
Иное определение:
Политическая система – это целостная совокупность политических институтов, ролей, отношений и процессов, функционирующих на основе соответствующих норм ценностей и традиций общества.
Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический.
Каждый из компонентов имеет свою структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения.
Стержнем политической системы является политическая власть.
Основным институтом - государство.
I. Модель Д. Истона. Системный подход.
II. Модель Алмонда Функциональный подход.
Алмонд отмечал, что для анализа политических систем, для их сравнения нужно ответить на следующие вопросы:
1. Что знает человек о своей жизни о политической системе, ее истории. Каковы чувства по отношению к ПС?
2. Каковы представления человека о структуре элит, о политических предложениях и инициативах? Каково отношение к лидерам?
3. Что знает индивид о политическом принуждении, о структурах, людях и решениях, вовлеченных в политический процесс?
4. Как осознает себя человек в качестве члена политической системы. Понимает ли он свои права, обязанности и возможности?
III. Институциональный подход.
IV. Модель К. Дойча.
2. Функции по Алмонду делятся на 3 уровня:
1. Уровень – возможности системы.
2. Исходящий (конверсионный процесс).
3. Входящий (рекрутирование).
Два вида: входные и выходные.
a) Функции входа:
1. артикуляции, интересов.
2. агрегирование и политическая коммуникация и политинформация.
б) Функции выхода:
1. Нормотворчество.
2. Применение правил.
3. контроль за соблюдением правил.
Наиболее распространенный подход при определении функций:
1. Определение целей и задач общества.
2. Мобилизация материальных и духовных ресурсов.
3. Политическая социализация.
4. Формирование политического сознания.
5. Коммуникативная.
6. Стабилизация общества.
7. Нормотворчество.
8. Легитиматизация.
Любое человеческое сообщество, взятое в целом, следует воспринимать как сложную систему. Французский политолог Ж.В. Лапьер в книге «Анализ политических систем» выделяет в обществе 5 основных систем:
? биосоциальную (социогенетическую).
? экологическую.
? культурную.
? политическую.
Т. Парсонс в социальной системе выделяет:
? экономику (адаптация)
? политику (целедостижение)
? культуру (воспроизводство)
? право (интеграция, структура)
Аналогичный системный подход к изучению политических систем стал применять и Д.Истон. На степень политического порядка влияет также динамика социальных интересов разных уровней общностей и способы обеспечения их взаимодействия. В зависимости от условий они могут быть конфронтационными (конфликтными) и консенсусными.
Типологизация политических систем зависит от критериев, положенных в основу:
? по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
? по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная;
? типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная;
? типология Г. Алмонда (по политической культуре): англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная;
? по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные;
? по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся.
Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.
3. Политическая стабильность – это устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.
Виды стабильности: абсолютная (полная), статистическая (неподвижная), динамическая стабильность, мобилизационная, автономная. Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур; в постоянстве норм и ценностей политической культуры.
Политическая стабильность достигается, как правило, 2 способами: либо диктатурой либо широким развитием демократии.
Стабильность складывается и из отношений граждан к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп населения.
Итак, основной политической стабильности являются:
? экономическая стабильность;
? рост благосостояния;
? баланс (консенсус) интересов, легитимность власти;
? формирование политической нации;
? жесткое разделение властей, наличие сдержек и противовесов;
? гомогенность общества.
Нестабильность вызывается: борьбой за власть, созданием угрозы самой власти, наличием кланов, межэтнических противоречий, политическим авантюризмом, доктринерством.
К факторам нестабильности можно отнести:
? борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты;
? создание угрозы целостности и самому существованию государства;
? персонификация власти;
? преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит;
? внешнеполитический авантюризм.
Нестабильность проявляется:
? в попытках изменения политического режима, правительства.
? в вооруженной борьбе с правящим режимом.
? радикальными действиями оппозиции.
Проблема нестабильности очень тесно связана с понятием «политический риск». Политический риск делится на экстралегальный и легальноправительственный.
Политический риск – это вероятность не предвиденных последствий в реализации принимаемых решений.
Виды риска: некоммерческий (политический) и коммерческий.
Политический риск делится на: экстралегальный и легально-правительственный.
К факторам политического риска относятся:
? степень этнических и религиозных различий;
? социальное неравенство;
? степень политического плюрализма;
? влияние радикальных элементов;
? степень принуждения при удержании власти;
? масштаб антиконституционных действий;
? нарушение правового порядок.
Факторы политического риска можно разделить на: внутренние и внешние.