Типы (виды) избирательных систем
Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования, называется мажоритарной (от франц. маджорите - большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. Такая система действует и у нас в республике. В связи с тем, что не всегда удается какому-либо из кандидатов собрать больше половины голосов в первом туре, проводится второй тур. Во второй тур в Беларуси выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Избранным считается тот, кто получил больше голосов.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Главным достоинством мажоритарной системы, являются:
1. Учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти.
2. Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформулировать стабильные правительства.
3. Прочные личные позиции депутата в округе усиливают его влияние в парламенте и его независимость.
Недостатки мажоритарной системы:
1. Нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса поданные за кандидатов, потерпевших поражение, не учитываются, тем самым искажается воля избирателей.
2. Небольшие партии остаются без представительства, а это может породить диктат парламента относительно значительной части населения, чьи интересы представляют эти партии.
3. В поведении депутатов могут брать верх региональные интересы над общегосударственными.
4. Руководитель государства - президент, который избирается непосредственно населением, может не представлять абсолютное большинство электората страны.
Пропорциональная избирательная система предполагает выдвижение кандидатов только политическими партиями, а избиратели голосуют за список той или иной партии или блока партий. Существуют два вида списков: "связанных" или "жестких" и "гибких" или "свободных". В первом случае избиратели имеют право выбрать лишь партию, проголосовав за список целиком. Во втором - они голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Это позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой.
Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.
Преимущества пропорциональной системы:
1. Более полное представительство в парламенте политических партий.
2. Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.
Недостатки:
1. Большое представительство партий в парламенте затрудняет формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.
2. Резкое ослабление связей между избирателями и парламентариями, ибо люди голосовали не за конкретных кандидатов, а за партии.
3. Зависимость депутатов от партийно-аппаратных структур.
Смешанная или пропорционально-мажоритарная избирательная система соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем. На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе, а вторая по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос - за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. 5% избирательный порог не дает возможности мелким партиям получить места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Также избирается нижняя палата Федерального собрания России - Государственная Дума. 225 депутатов избирается по одномандатным округам и 225 - по спискам партий.
Несмотря на то, что человечество очень долго шло ко всеобщему избирательному праву, часть избирательного корпуса уклоняется от участия в голосовании. Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. absens - отсутствующий). Причины неявки избирателей на выборы могут быть разными: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест против существующих порядков, отношений к предложенным партийным программам или кандидатам. Люди разочаровываются во всем, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.
Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводят обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия и др. За уклонение от голосования начисляются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются 4-х недельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важнейший гражданский долг.
Таким образом, выборы являются важнейшей формой политической борьбы, которая ведется за голоса избирателей. На решение этой проблемы направлен политический маркетинг. Это совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущества кандидата в представительные учреждения.
Сюда относятся социологические исследования, средства массовой информации, особенно телевидение, а также плакаты, листовки и т.д.